Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2914

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В судьбе многих известных нам людей определенную роль играло и окружение или, как бы мы выразились сегодня, внешняя маркетинговая среда. В соответствующей главе мы уже вели речь о факторах маркетинговой среды: демографическом, политическом, правовом, культурном и др. Вероятно, следует согласиться и с тем, что личность, если это Личность, способна не только адаптироваться к определенной среде, но и влиять на окружающую среду, менять предлагаемые обстоятельства.

Поучительна, в этом смысле биография Платона.

Платон побывал в Сиракузах, где правил тиран Дионисий I Старший, захвативший власть вооруженной силой в 406 году до н.э. Важную роль при дворе тирана играл Дион, брат жены Дионисия Аристомахи, сам женатый на дочери Дионисия. Дион был человеком умным, образованным, возлагавшим надежды на политические реформы в аристократическом духе. В год приезда философа ему было всего 18 лет, но он уже осознавал себя учеником Платона. Именно у него возникла идея пригласить великого мыслителя для нравственного совершенствования тирана посредством философии.

Однако Дионисий, привыкший никому не верить и в каждом подо­зревать врага, с недоверием слушал рассуждения философа о добродете­лях правителя и человека. В конце концов, видя тщетность попыток Платона и зная жестокость и вероломство Дионисия, Дион решил немедленно отправить Платона домой. На корабле спартанского посла Поллида Платон отплыл из Сиракуз, не подозревая, что посол получил тайный приказ убить его, когда судно выйдет в открытое море, или, в крайнем случае, продать в рабство.

Поллид не решился убить почитаемого всеми философа, но продал Платона в рабство на острове Эгина. Эгинеты в это время воевали с Афинами, и каждого афинского гражданина, появившегося на острове, ожидало рабство. Когда Платона вывели на невольничий рынок, его узнал местный житель Анникерид, который выкупил философа, чтобы немед­ленно отпустить на свободу.

Говорили, что друзья Платона хотели вернуть Анникериду потраченные им деньги, но тот благородно отказался. Тогда друзья вручили деньги Платону, и он неожиданно стал обладателем солидной суммы. Вернувшись в Афины после долгих лет странствий, Платон купил на северо-западной окраине города, в шести стадиях от Дипилонских ворот, дом с садом, где поселился и основал философскую школу, которая просуществовала до самого конца античности.

Великий ботаник Карл Линней родился в Швеции. Достиг славы и известности в Голландии. Однако всеобщее уважение, дружба, знаки внимания со стороны знаменитых людей сменилось равнодушием и беззвестностью. Ученый ботаник становится обычным врачом.

Затем приходит признание. И вот он уже президент Стокгольмской академии наук. Материальное положение крепнет. Всеобщее признание. Авторитет. Он осыпанный почестями «князь ботаники».


Фернандо Магеллан. В возрасте 33 лет он уже опытный военный. С огромным трудом он «пробивает» экспедицию в Америку. В сентябре 1519 года открывает пролив между Южной и Северной Америкой. Доказана шарообразность земли! Совершено кругосветное путешествие!

Но… 27 апреля 1521 году Магеллан погибает в стычке с туземцами. Слава досталась не ему, а Элькано. Из экспедиции вернулось 18 человек из…265.

В наши дни, уважаемый читатель, тоже встречаются непредвиденные трудности и испытания. Готовы ли мы к преодолению лишений, к борьбе за истину, за самоутверждение? А ведь осуществлению наших замыслов и творческих планов открыто или скрытно могут помешать наши недоброжелатели, завистники и конкуренты.

Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха.

Вам, уважаемый читатель, не приходилось покидать «поле боя», признав себя побежденным? Если да, примите моё сочувствие.

В наши дни все просвещенные люди восхищаются гением А. Эйнштейна. Трудно поверить, что и у него были недоброжелатели.

В 1915 году в Берлине ученый завершил свой шедевр – общую тео­рию относительности. В ней не только было обобщение специальной теории относительности, но и излагалась новая теория тяготения. Эйн­штейн предположил, что все тела не притягивают друг друга, как счита­лось со времен Исаака Ньютона, а искривляют окружающее простран­ство и время. Это было настолько революционное представление, что многие ученые сочли вывод Эйнштейна шарлатанством.

Завистью к окружающим грешили и коронованные особы. Взять, к примеру, Елизавету I. При дворе она не терпела никакой конкуренции: она должна быть самой красивой, у неё должны были быть самые изысканные награды, ей должны были посвящать гимны и песни поэты и музыканты, только ей можно было говорить комплименты, даже если это было открытой ложью.

А как вы, уважаемый читатель относитесь к своим коллегам, добившимся больших успехов, чем вы? А как вы хотели бы, чтобы они относились к вашим достижениям и творческим победам?

Но вернемся к диверсификации. Применительно к личности диверсификация – это, во-первых, развитие личностных, профессиональных и деловых качеств; во-вторых, овладение новыми профессиями и/или видами деятельности; в-третьих, расширение географии деятельности, завоевание новых сегментов рынка.

По поводу развития мы уже выше говорили. Хотелось бы здесь обратить внимание на роль и значение самообразования. Оказывается, и здесь великие личности нас опередили…

Английский физик Майкл Фарадей знал, какой ценой добываются знания. Когда он достиг школьного возраста, его отдали в начальную школу. «Мое образование было самым заурядным и включало в себя начальные навыки чтения, письма и арифметики, полученные в обычной школе. Свободное время я проводил дома и на улице», – вспоминал Фарадей.


Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить даже среднюю школу. В нескольких шагах от дома, в котором жила его семья, находилась книжная лавка, бывшая вместе с тем и переплетным заведе­нием. Сюда-то и попал Фарадей, окончив курс начальной школы, когда возник вопрос о выборе профессии. В это время ему минуло только тринадцать лет.

Все это время Фарадей упорно занимался самообразованием – про­читал всю доступную ему литературу по физике и химии, повторял в устроенной им домашней лаборатории опыты, описанные в книгах, посещал по вечерам и воскресеньям частные лекции по физике и астро­номии.

Умели пополнять свой культурный, духовный багаж и великие музыканты и композиторы. Интересен пример из жизни Бетховена.

До десятилетнего возраста Людвиг посещал начальную школу, где главным предметом являлась латынь, а второстепенными – арифметика и немецкое правописание. Среднего образования Людвигу не удалось получить: в семье царила нужда, и с десяти лет мальчик уже остался вне школы. Однако, жадно стремясь восполнить пробелы в сво­их познаниях, Людвиг много читал и пытался заниматься с более разви­тыми товарищами. Он был настойчив и упорен. Через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по-латыни, переводил речи Ци­церона, овладел французским и итальянским языками.

Или взять И. Баха.

Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органи­стом в городе Ордруфе. Брат опреде­лил мальчика в гимназию и продол­жал обучать музыке. Но то был не­чуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было му­чительно, поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у бра­та в запертом шкафу хранится тет­радь с произведениями прославлен­ных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повреди­ла зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребен­ка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже пе­реписанные ноты.

Современные условия для самообразовательной деятельности куда как шире, чем у наших великих предшественников. В распоряжении современного специалиста школы и курсы, библиотеки и музеи, Интернет и компьютер, научно-популярное кино и дистанционное обучение. Что из названного, уважаемый читатель, вы используете для собственного самообразования?

Во все времена и у всех народов находились люди, стремившиеся к овладению новыми видами деятельности. Мы уже вели об этом речь, когда размышляли о «товаре с подкреплением». В данной главе хотелось бы подчеркнуть важность расширения собственного профессионального диапазона. Это нужно в одном случае для дополнительного заработка, во втором – на случай потери трудоспособности по основному направлению деятельности, в третьем за исчерпанностью профессионального пути, (балерина, спортсмен) при достижении определенного возраста. И здесь без особого труда отыщутся исторические аналогии.


Что, к примеру, мы знаем о Пифагоре? Да, его теорему. А что ещё? А ведь он вошел в историю как философ, религиозный и политический деятель, математик, теоретик музыки и акустики, астроном.

Что мы знаем о Д. Казанове? Ага, дамский угодник! Однако, не только. Джакомо Казанова был поэтом, прозаиком, драматургом, ученым-физиком, химиком, математиком, юристом, дипломатом, финансистом, музыкантом. Быть может, поэтому он и был интересен многим дамам?

Чем занимался Гёте? Писал стихи. И только?

В ноябре 1775 года Гёте приехал в Веймар по приглашению восемнадцатилетнего герцога Карла Августа. Карл Август, очарованный Гёте, намеревался создать в княжестве островок всеобщего благоденствия – высокой просветительской утопии, на которую не могло не откликнуться сердце гуманиста!

Гёте стал сначала членом, а затем и главой Тайного совета – органа правления при герцоге, – и более десяти лет ревностно исполнял эту роль. Круг его был весьма широк: бюджет, налоги, сельское хозяйство (он стремился внедрить прогрессивные способы его ведения) финансы двора (он пытался их урезать), юридические вопросы, горно­рудное дело, военные наемники, местные ремесла, даже устройство сер­ных ванн в Баден-Эмсе.

Что мы знаем о Клеопатре? Египетская царица, что же ещё? Как мало мы знаем! Клеопатра получила прекрасное образование. Она свободно изъяснялась на нескольких языках, изучала философию, хорошо знала литературу и играла на нескольких инструментах. Это была образованная женщина, унаследовавшая от своих предков аналитический ум.

О заслугах Адама Смита мы уже говорили. А ведь его в одинаковой мере интересовали риторика, изящная словесность, юриспруденция… Он известен ещё и как профессор логики, профессор нравственной философии.

О Леонардо да Винчи даже говорить неловко. Живописец, скульптор, музыкант, поэт, архитектор, ученый, инженер…анатом. Многие из нас знают Леонардо да Винчи по его автопортрету, где изображен длинноволосый старец. А ведь он был и молодым…

Леонардо был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании, был… музыкантом! Уважаемый читатель, задумайтесь: зачем нужно столько… одному человеку?

А Ф.И. Шаляпин, которого мы знаем как непревзойденного оперного певца.

В создании емких и сценически выразительных образов певцу помо­гала его необычайная многогранность: он был скульптором, худож­ником, писал стихи и прозу. По разносторонней одаренности великий артист напоминает мастеров эпохи Возрождения, не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело.

Во многих случаях в многогранном развитии (читай: диверсификации) известных личностей большую роль играли их родители, учителя, наставники. Ярким примером тому – влияние личности Аристотеля на развитие разнообразных качеств Александра Македонского.


Когда Александру исполнилось тринадцать лет, воспитателем к нему был приглашен Аристотель. Три года Александр слушал лекции учителя. Из замечания Плутарха ясно, что Аристотель обучал Александра этике и политике. Кроме того, Александр получил от учителя познания в области «тайных и глубочайших учений», считавшихся доступными ишь посвященным. Плутарх также свидетельствует, что Аристотель готовил Александра на роль гегемона – предводителя греков. Для этого специально читались лекции о добрых делах властителей.

Так Александр стал широко образованным человеком, усвоившим этику Аристотеля и учение о природе, интересовавшимся естественны­ми науками, хорошо разбиравшимся в греческой литературе. Он глубо­ко знал и часто перечитывал «Илиаду», экземпляр которой постоянно возил с собой, и «Одиссею». Военную подготовку Александр прошел под руководством отца.

Уважаемый читатель, кто был вашим Аристотелем? А, быть может, он и теперь рядом с вами?

Расширение географии деятельности, ниши рынка, сферы влияния возможно лишь тогда, когда ведется целенаправленная работа по всем направлениям диверсификации (см. выше). Ярким примером здесь может служить творческая судьба Альберта Швейцера. Она стоит того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Посещая среднюю школу и Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно учился игре на органе. Окончив школу в 1893 году, он поступил в Страсбургский университет, где изучал теоло­гию и философию. Первый экзамен по теологии он сдал в 1898 году; тогда же ему была назначена стипендия, давшая Швейцеру возможность изу­чать философию в Парижском университете (Сорбонне) и брать уроки игры на органе у Видора. Всего за четыре месяца он написал диссертацию «Суть веры: философия религии», и в 1899 году стал доктором фи­лософии. Два года спустя он получил степень доктора теологии, защи­тив диссертацию о значении Тайной вечери.

В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического колледжа Св. Фомы, а через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер играл на органе и занимался научной работой. Глав­ный теологический труд Швейцера – «Вопрос об историческом Иису­се» (1906); в нем Швейцер отверг попытки модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности.

В то же время Швейцер становится крупнейшим специалистом по творчеству Баха, биографию которого он издал в 1908 году. Баху была посвящена и его докторская диссертация по музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя годами позже. Кроме того, Альберт являлся крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации.

Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедении, Швейцер чувствовал себя обязанным исполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер тогда решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». Ста­тья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать.