Файл: Договоры в системе социальной защиты населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1281

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) формы и виды социальной защиты граждан;

3) механизмы социальной зашиты населения, в том числе:

• сеть организаций социальной защиты и социального обслуживания различных организационно-правовых форм, реализующих формы и виды социальной защиты населения;

• органы управления социальной защиты населения;

• органы финансирования социальной защиты и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования;

4) программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, представляющие собой систему мероприятии организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственность исполнителей1.

Под органами социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией. В их состав включается:

1) сеть учреждений и предприятий социальной защиты и обслуживания населения, различных организационно-правовых форм (социальные службы), а также научно-исследовательские и образовательные учреждения, занимающиеся научными разработками в сфере социальной защиты населения, и подготовкой социальных работников;

2) органы управления социальной защитой населения, обеспечивающие полноценную деятельность организаций социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе:

• государственные органы управления всех уровней;

• муниципальные органы управления;

• органы управления общественных объединений;

• органы управления хозяйствующих субъектов;

3) органы финансирования социальной защиты населения, в качестве которых выступают государственные внебюджетные и добровольные формы социального страхования.

Объектом социальной защиты выступают все группы населения, однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, воспитанники детских домов и интернатов, молодежь в целом. Здесь имеется в виду так называемая пассивная социальная защита, нацеленная на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключающаяся прежде всего в прямой материальной поддержке. Социальная защита в данном случае является социальной помощью, оказываемой отдельным категориям граждан и их семьям в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющей адресный характер.


Ряд исследователей отмечают, что социальная защита имеет своим объектом всех членов общества без исключения, так как каждый гражданин, каждый человек (даже самый благополучный) существует в обществе. В целом объекты социальной защиты классифицируют по различным признакам:

• социально-демографическим — полу, возрасту, семейному положению, наличию детей;

• профессионально-трудовым — работающие во вредных и опасных условиях, представители редких уникальных профессий, граждане, имеющие трудовые заслуги;

• территориальным — специалисты, находящиеся в заграничных командировках, работники Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири ит. п.;

• по условиям жизни — бедные, нищие, не имеющие собственного жилья и т. д.;

• состоянию здоровья — больные, инвалиды, здоровые люди;

• кризисным ситуациям — беженцы, ветераны войны, пострадавшие от природных стихий, несчастных случаев на работе, в быту, пострадавшие от правонарушителей и т. п.;

• субъектам социальной защиты.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются:

• размер среднемесячного дохода на каждого члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума);

• наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично);

• нахождение в собственности определенного имущества;

• экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий);

• потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях).

Для проведения более глубокого анализа структуры социальной защиты в различных системах хозяйствования имеет смысл выделить пять основных групп граждан, нуждающихся в социальной защите.

Политика доходов и качество жизни населения. С. 286.

1. Трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе:

• лица, уволенные из Вооруженных сил;

• безработные и незанятые граждане;

• беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте;

• женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

• иные трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте.

2. Нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе:



• инвалиды, в том числе инвалиды детства;

• лица, имеющие профессиональное заболевание (или инвалидность в результате несчастного случая на производстве);

• иные нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте.

3. Граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе:

• дети-инвалиды;

• дети из многодетных и неполных семей;

• дети-сироты; безнадзорные дети и подростки;

• иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.

4. Лица старше трудоспособного возраста, в том числе:

• одинокие престарелые граждане;

• пенсионеры по возрасту;

• инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

• блокадники;

• иные лица старше трудоспособного возраста.

5. Иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе:

• малообеспеченные (среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума);

• молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет;

• иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Для каждой категории социально уязвимых слоев населения, к которым относятся представители второй, третьей, четвертой и пятой групп, перечисленные выше, должна разрабатываться своя программа социальной защиты в соответствии с принятым типом социальной защиты.

Условное разделение всех членов общества на две крупные категории (трудоспособные и нетрудоспособные, социально уязвимые) способствовало формированию двух типов социальной защиты (активного и пассивного), каждый из которых целесообразно реализовывать в зависимости от общей экономической, социальной и политической ситуации в каждой конкретной стране.

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании.

Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.

Следующий элемент анализа — субъект социальной защиты. Прямая ссылка на него в определениях социальной защиты населения делается не всегда. Большинство ученых в качестве субъекта социальной защиты называют государство (Л. П. Храпылина), некоторые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия (А. В. Чиркова). Иногда в определениях социальной защиты субъектом «назначается» общество (Т. В. Юрьева) «Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство, другим — все граждане общества, а также отдельные социальные группы».


В качестве источников финансирования социальной защиты населения могут выступать:

• фонды государства;

• фонды общественных организаций;

• кассы взаимопомощи;

• средства частных лиц.

В настоящее время финансирование социальной защиты осуществляется за счет:

• средств государственного бюджета;

• республиканского и территориального фондов социальной поддержки населения;

• фондов социального страхования;

• федерального фонда медицинского страхования и т. д.

Считается, что наиболее целесообразно использовать все потенциальные источники финансовой поддержки социально незащищенного населения с учетом их реальных возможностей на конкретный временной период.

В соответствии с Конституцией РФ, важнейшими гарантиями социальной защиты населения должны выступать:

• охрана труда и здоровья граждан;

• установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

• обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

• установление государственных пенсий и пособий;

• развитие системы государственных служб;

• иные гарантии социальной защиты, дополнительно устанавливаемые федеральным законодательством, нормативными актами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Определившись с социальной защитой и ее предметом, проанализируем еще одно базовое понятие — социальная защищенность.

В научной литературе встречается немало определений социальной защищенности, среди которых можно выделить два основных подхода.

1. Связанный с пониманием социальной защищенности через совокупность закрепленных в обществе прав, свобод, гарантий, обеспечивающих членам общества определенный уровень жизни; через установившийся порядок, в рамках которого субъекты могут отстаивать свои интересы.

2. Объясняющий социальную защищенность через определенное состояние жизнедеятельности субъектов, положение дел по их защите, наличие условий для их нормального существования, удовлетворения потребностей.

Кроме подобных объяснений социальной защищенности, существуют и другие: «Социальная защищенность — одна из важнейших ценностей, форм причастности субъекта (гражданина, общности, социальной группы) к обществу как среде, благоприятной для обеспечения его (субъекта) положения и достижения его (субъекта) интересов». Или: «Под социально-правовой защищенностью населения мы понимаем целостную систему реальных правовых гарантий, охранительных мер, конкретных действий правоохранительных органов, властных структур, эффективно обеспечивающих защиту социальных прав населения». Или: «Социальная защищенность — определенное качество тех социальных отношений, в которых население выступает к органам власти и управления по поводу защиты своих жизненных потребностей и интересов». Они носят более комплексный, обобщенный характер. Некоторые авторы в определениях социальной защищенности подчеркивают ее субъективный характер, зависимость от самочувствия, уверенности, активности людей.


Некоторые ученые подчеркивают, что социальная защищенность есть показатель (критерий) эффективности функционирования системы социальной защиты. Действительно, «чем выше уровень социальной защищенности или чем быстрее растет уровень социальной защищенности, тем эффективнее, успешнее социальная защита». По мнению К. П. Шишки, эффективность относится к числу интегральных показателей любой деятельности и характеризует как ее смысл, так и результат. Он отмечает, что при оценке эффективности макроуровня социальной работы можно пользоваться двумя органично связанными группами показателей:

1) показатели динамики отдельных социальных девиаций и проблем (распространение бедности, малообеспеченное, попрошайничества, бездомности, алкоголизма, наркомании, правонарушений, детской безнадзорности, семейного насилия, раннего материнства, абортов, разводов, одиночества, суицидов, инвалидности, сиротства и других);

2) данные о динамике развития системы социальных служб в различных отраслях социальной сферы: социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, занятости, миграции, а также в органах по делам молодежи и семьи.

Такая широкая трактовка макроуровня социальной работы вполне приемлема и для оценки эффективности социальной защиты.

Рассмотренные подходы и конкретные дефиниции социальной защищенности не противоречат друг другу, а лишь подчеркивают те или иные ее стороны.

Таким образом, под социальной защищенностью понимается степень гарантированности, обеспеченности равного доступа граждан к определенному минимуму социальных благ. В такой редакции социальная защищенность показывает и эффективность мер по социальной защите, и уровень, на котором находится общество в плане обеспечения социальными правами своих членов, и ощущение гарантированности получить полагающиеся услуги.