Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1285
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Функции, принципы и модели социальной защиты населения
Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях, которые показывают, от чего она должна защищать и, что должна предупреждать (рис. 1).
Рис.1 – Функции социальной защиты
Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещениидополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам; возмещении материального или морального вреда, причиненного в связи с незаконными действиями государственных органов; стимулировании различных видов общественно-эффективной экономической деятельности.
С данным блоком непосредственно связана компенсационно- распределительная функция. Она заключается в полном или частичном возмещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, полном или частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи нуждающимся гражданам.
Реабилитационная функция направлена на восстановление социального статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценным членом общества. Данное видение функций социальной защиты в значительной мере традиционно, поскольку распространяется на отдельные группы населения, называемые социально незащищенными или социально уязвимыми.
Резервная, стратегическая функция заключается в «создании социально-экономических условий для сохранения и развития «человеческого потенциала», обеспечении для всех социальных групп необходимого уровня жизни».
Политическая функция способствует поддержанию социальной
стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Защитная функция призвана защищать от воздействия неблагоприятных экономических, социальных, экологических, демографических и других факторов среды на человека, от снижения уровня и качества жизни ниже предела, минимального в данном обществе в данное историческое время, от экономической, социальной и физической деградации.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
-профилактическая функция состоит в предупреждении, недопущении возникновения ситуаций социальной незащищенности»25.
На сегодняшний день становится очевидным, что эффективная система социальной защиты без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Это означает, что функции социальной защиты в России дифференцируются по трем уровням.
Первый уровень: государство разрабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируются населению: минимальный прожиточный минимум, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, - что закрепляется в определенных правовых нормах.
Второй уровень: регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и т.п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают качество жизни своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей.
Третий уровень: муниципальные сообщества, органы местного
самоуправления, которым центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность.
Цель, задачи, функции социальной защиты должны соответствовать и согласовываться с ее принципами. Под принципами понимаются основные, исходные положения какой-либо теории, учения, мировоззрения, программы. Таким образом, принципы социальной защиты
- это основные правила, подходы, нормы ее организации и осуществления.
Основные принципы социальной защиты населения сформулированы в конвенциях Международной организации труда (МОТ), которые нацеливают каждое государство на предоставление социальных гарантий всему населению при различных обстоятельствах, угрожающих здоровью или материальному благополучию. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны. Социальная защита населения строится на следующих классических принципах.
Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь – это нуждаемость, т.е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.
Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.
Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда
и величины прожиточного минимума.
Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты
населения, недопущение социального иждивенчества.
Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.
Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
Эффективность социальной защиты означает, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки.
Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.
Наиболее многочисленная группа принципов - организационно- управленческие, или технологические: адресность, дифференцированный подход, динамизм, комплексность, многосубъектность, разграничение полномочий, постепенность, переходность, самоуправление, обратная связь, заявительность, доступность информации, многообразие форм, создание условий для самозащиты, законодательное обеспечение, целевой характер, специализация, поддержка гражданских инициатив, контроль, соответствие стандартам, гибкость, адаптивность, использование индивидуальных методик и другие.
Морально-этические принципы включают в себя: гуманность, справедливость, доброжелательность, взаимовыручку, конфиденциальность, паритетность, учет национально-исторических традиций, исключение иждивенчества, развитие инициативы, стремления к самозащите, к здоровому образу жизни и т.п.
1.3 Основные виды и направления социальной защиты
Политическая защита призвана обеспечивать политические права и свободы граждан - свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, право на информацию, право на объединения, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении делами государства, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, избирательное право, право свободы передвижения. Таким образом, политическая защита регулирует вопросы равенства-неравенства в политической сфере жизнедеятельности общества, а ее направления соответствуют основным политическим правам и свободам граждан.
В контексте социальной защиты важно отметить, что полноценная жизнедеятельность современного человека, безусловно, предполагает наличие, поддержание и развитие его политических прав и гарантий, участие в политической жизни общества.
Полноценная политическая защита может быть обеспечена лишь в обществе, построенном на принципах демократии. Важнейшей характеристикой развитости политической защиты является политический плюрализм, под которым понимается принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Политический плюрализм означает многообразие политических идей и организационных форм; отрицание моноцентризма; свободу объединения людей в партии и другие законные организации; уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятельность; ограничение центральной власти, разделение властей; возможность смены политических структур у власти и т.п. Лишь в условиях политического плюрализма в обществе макси- мально могут быть гарантированы политические права и свободы, а любое отклонение от него ведет к тоталитаризму, ущемлению политических гарантий граждан.