ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Явление Христа народу-Александр Андреевич Иванов
«Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете», — писал Александр Иванов, начиная главную картину своей жизни — «Явление Христа народу».
Идея создания огромной многофигурной картины, рассказывающей о событии, которое предшествовало крещению самого Иисуса Христа, появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в Италии. Художник всерьез озаботился тем, как он должен сделать такую вещь. С одной стороны, Иванов, как человек XIX века - эпохи историзма, хочет быть историком. Для него приход Христа в мир, крещение людей у реки Иордан - это исторические события. Это то, что реально происходило в тридцатом году нашей эры, когда в тридцатилетнем возрасте #Иисус Христос начал своё общественное служение на земле Иудеев. С другой стороны, он ни на минуту не забывал, что его картина - это моральная проповедь, которая должна вернуть Россию к истинной нравственности. Иванов хотел напомнить о тех нравственных принципах, которые проповедовал Христос, они были забыты с дальнейшим развитием христианства, в том числе испорчены церковью. Очищение, стремление к Евангельской чистоте - это одна из центральных идей, которую #художник намеревается довести до сердца зрителя. И в этом смысле картина должна быть связана не столько с единичным событием в пространстве и во времени, сколько с вечностью. Явление Христа для Иванова - это явление полное абсолютной нравственной истины, и потому это явление вечности.
Соединение вечности и времени, истории и неисторичности делает задачу чрезвычайно сложной. Реализация этого замысла потребовала от художника 20 лет неустанных трудов, поисков, неудач и озарений. Он напишет к картине около 600 этюдов. Работу над основным полотном Иванов начал только через 4 года.
Когда картина, наконец, была выставлена в Петербурге в 1858 году, в зале Зимнего дворца раздавались неоднозначные отзывы. Многие были захвачены этим грандиозным произведением, но были и критические мнения. Дальнейшее обсуждение не прекращалось на протяжении второй половины XIX века и продолжалось в XX-м.