Файл: Профилактика травматизма и профзаболеваний на основе проведения поведенческого аудита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
Рисунок 6 - Распределение несчастных случаев по причине травмирования
Главными причинами травмирования выявлено нарушение инструкций пострадавшими, личная неосторожность, неудовлетворительная организация работ, недостаточный контроль со стороны инженерно- технического персонала [6].
15,00%
12,00%
11,00%
11,00%
10,00%
9,00%
8,00%
7,00%
6,00%
5,00%
4,00%
1,00%
1,00%
Нарушение инструкций пострдавшим
Личная неосторожность
Недостаточный контроль со строны ИТР
Неудавлетворительное состояние оборудования, инструмента
Нарушение правил охраны труда
Неуверенные действия персонала
Нарушение инструкции другим персоналом
Неудавлетворительное состояние рабочего места

23
3 Программа проведения поведенческого аудита
С целью предупреждения и снижения травматизма на предприятии
ООО «ВИУР» была предложена разработка программы проведения поведенческого аудита.
В процессе проведения ПАБ, руководитель, наблюдает за поведением сотрудников в условиях рабочей среды, состоянием технического оборудования.
ПАБ запланирован и проводится на регулярной основе. На проведение одного ПАБ необходимо в среднем от 1 до 1,5 часа [21].
Первый уровень - начальники караулов пожарных подразделений, второй уровень - начальники частей, начальник службы пожарных подразделений, третий уровень - начальник ОТ, ПБ и Э, специалист по охране труда [23]. К четвертому уровню контроля относятся: генеральный директор, исполнительный директор, заместители директора по направлениям. Частота проведения ПАБ, представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Частота проведения ПАБ
Частота проведения ПАБ в ООО «ВИУР» (не реже):
1 уровень: Начальники караулов
1 раз в неделю
2 уровень: Начальники частей, начальник
СПП
2 раза в месяц
3 уровень: Сотрудники отдела ОТ
1 раз в месяц
4 уровень: Руководитель предприятия и его заместители
1 раз в квартал
Программа проведения поведенческого аудита включает в себя несколько обязательных этапов, которые последовательно дополняют друг друга:
- подготовка (аудиторы оговаривают место, время и вид работ);

24
- наблюдение (аудиторы наблюдают за работающими людьми; внимательно слушают и смотрят; применяют опросный лист; составляется список вопросов);
- обсуждение (аудиторы создают доверительную атмосферу; задаются вопросы, подразумевающие развернутый ответ; определяются потенциальные причины травмы и степень тяжести; определяются предупредительные меры; похвала по мере необходимости; принятие взаимного согласия);
- подведение итогов (аудиторы подводят итоги и выводы; согласуются мероприятия; обмен мнениями об аудите; обсуждение качество выполнения работы аудиторов);
- запись об аудите (указываются имена аудиторов; записываются выводы и предложение мероприятий);
- проверка выполнения (аудиторами проверяются решения какие были приняты; были ли приняты мероприятия аудиторов).
В программу проведения поведенческого аудита может включаться работа, связанная с планированием и организацией необходимого количества проведения аудита, ресурсы (методы) для результативного получения выводов и результатов [21].
На рисунке 7 представлена процедура проведения ПАБ, которая определяет единый порядок проведения поведенческих аудитов в производственных структурных подразделениях компании.


25
Основные цели аудита
Сроки проведения
Подготовка и порядок
планирования проведения ПАБ
Инициатор аудита (Отдел ОТ)
Приказ о назначении членов
комиссии
проведения ПАБ
Формирование и утверждение
графика проведения ПАБ
Руководитель организации
РуководительПодразделения
Наблюдение в процессе
проведения ПАБ
Члены комиссии
Проведение обсуждений,
подведение итогов по
окончанию айдита
Члены комиссии
Составление отчета и анализа
результатов ПАБ
Инициатор аудита (Отдел ОТ)
Утвержденный график
направляяется руководителям
структурных подразделений
График проведения ПАБ
Данные процесса наблюдения
(реакции, действия, факты)
Данные процесса
наблюдения (реакции,
действия, факты)
Выводы, корректирующие
действия
Выводы,
корректирующие
действия
Приказ о назначении
членов комиссии
проведения ПАБ
Отчет по проведению ПАБ
Рисунок 7 - Программа проведения ПАБ
Поведенческий аудит позволит предприятию эффективно контролировать производственные риски, также предотвратить появление профессиональных заболеваний. Аудит помогает высшему руководству оценивать действия персонала на соответствие правилам охраны труда, процедурам выполнения работ безопасными методами.

26
3.1 Подготовка и порядок планирования проведения ПАБ
Приказом назначаются члены комиссии и обозначаются подразделения, которые необходимо проверить.
В случае отсутствия членов комиссии по причине отпуска, болезни, исполнение их обязанностей возлагается на сотрудников, замещающих их по должности.
Для определения периодичности проведения ПАБ формируется график проведения проверок подразделений. График утверждается руководителем предприятия или исполнительным директором, согласовывается с начальником отдела охраны труда. Утвержденный график направляется каждому руководителю, который несет ответственность за соблюдение установленного графика.
График содержит следующие данные:
- день или периодичность исследования;
- наименование подразделения;
- ФИО, должность членов комиссии.
Примерный график проведения ПАБ на предприятии ООО «ВИУР», представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Пример графика проведения ПАБ
Дата
Наименование подразделения
Ф.И.О членов комиссии
Примечание
01.04.2022
Пожарная часть
№ 5/19
Чистинное местрождение
Петров В.В.
Начальник караула
Мухамедзянов И.И. начальник караула
Алексеев Н.Н
Начальник караула
1 уровень
05.04.2022
Пожарная часть
№ 5/19
Чистинное месторождение
Малютин И.М.
Начальник СПП
Васильев А.В.
Начальник части
Кравцов М.В
Начальник части
2 уровень


27
Продолжение таблицы 4
Дата
Наименование подразделения
Ф.И.О членов комиссии
Примечание
25.04.2022
Пожарная часть
№ 5/19
Чистинное месторождение
Малютин И.М.
Начальник СПП
Васильев А.В.
Начальник части
Кравцов М.В
Начальник части
2 уровень
30.04.2022
Пожарная часть
№ 5/19
Чистинное месторождение
Перевозкин З.И.
Руководитель отдела ОТ
Петрова А.В
Специалист по ОТ
Сафиуллина
Р.М. Специалист по ОТ
3 уровень
06.05.2022
Пожарная часть
№ 5/19
Чистинное месторождение
Урусов О.В.
Генеральный директор
Лазариди А.Х.
Главный энергетик
Ганева В.А. Заместитель генерального директора
4 уровень
Дисциплина соблюдения руководителями установленной периодичности проведения ПАБ контролируется отделом охраны труда.
Руководитель и члены комиссии при проведении ПАБ используют средства индивидуальной защиты (специальная одежда, специальная обувь, средства защиты головы, защита рук, акустические средства защиты). Не допускается проведение и участие в ПАБ без выполнения обязательных требований по использованию СИЗ.

28
3.2 Проведение наблюдения в процессе проведения ПАБ
В процессе осуществления ПАБ аудитор применяет списки категорий наблюдений, и методику проведения разговора с сотрудником, описанную в разделе 3.2.
Оцениваются действия работников, на основании категории наблюдений, применяя необходимые критерии оценки. В таблице 5 зафиксированы основные наблюдения.
Таблица 5 - Список категорий наблюдений за работниками
Реакция работника
Положение работника
Применение СИЗ
Работник не обращает внимание на аудитора
Работник занял безопасное положение
СИЗ работника соответствует работе
Работник приводит в порядок СИЗ
Возможен удар работника о предмет
Возможно повреждение глаз или лица работника
Работник изменяет положение
Возможно защемление предметом работника
Возможно повреждение руки или ступни работника
Работник перестраивает работу
Возможно падение работника
Возможно повреждение ноги или ступни работника
Работник покидает рабочее место
Возможно падение работника
Возможно повреждение органов дыхания
Работник меняет инструмент
Возможно поражение электрическим током
Возможно повреждение туловища
Работник прекращает работу
Возможно поражение электрическим током
СИЗ работника не соответствует температурному режиму
Работник устанавливает защиту
Возможен ожог работника
Рабочее место
Инструменты и оборудование работника
Инструкции и правила
Рабочее место
Инструменты работника соответствует работе
Инструкции и правила имеются и наблюдаются
Рабочее место в порядке, безопасно
Инструмент не соответствует выполняемой работе
Инструкции и правила не имеются на рабочем месте
На рабочем месте присутствуют вредные или опасные вещества
Неправильное использование инструмента работником
Инструкции и правила не соответствуют выполняемой работе
На рабочем месте присутствует беспорядок, загромождение


29
Продолжение таблицы 5
Реакция работника
Положение работника
Применение СИЗ
У работника неисправный инструмент
Инструкции и правила не соблюдаются
Рабочее место загрязнено
У работника не сертифицированный инструмент
Инструкции и правила неизвестны
Другое
При наблюдении фиксируется, что делает сотрудник. В случае если сотрудник, увидев аудитора, начинают поправлять СИЗ, изменяют свое положение или начинают выполнять свою работу по-иному, это говорит о том, что сотрудники имеют представление о том, как безопасно выполнять работу, но осознанно не хотят этого делать.
При осуществлении наблюдения по категории «Положение работника» оцениваются действия и физическое положение работника, которые могут подвергнуть его риску получения травмы.
При осуществлении наблюдения по категории «Применение СИЗ» применяется метод «проверки с головы до ног», используются следующие критерии:
- наличие и применение необходимых СИЗ, которые соответствуют характеру работ пожарной охраны;
- правильное использование;
- применение и поддержание СИЗ и средств коллективной защиты в надлежащем рабочем состоянии.
При осуществлении наблюдения по категории «Инструменты и оборудование работника» следует:
- использование соответствующих характеру выполняемых работ инструментов, оборудования, приспособлений;
- использовать инструменты, оборудование, приспособления согласно требованиям инструкций по безопасной эксплуатации.

30
При осуществлении наблюдения аудитор находится в непосредственной близости к работнику, чтобы можно было определить, безопасны ли инструменты и оборудование. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что инструкции и правила на рабочем месте доступны, понятны работникам и соблюдаются при выполнении работ.
При осуществлении наблюдения
«Рабочее место» следует акцентировать внимание на факторы производственной среды, записываются факты беспорядка рабочего места, наличия ненужных предметов, скользкого пола в рабочем помещении, оценивается безопасность расположения инвентаря и оборудования.
Наблюдение за действиями работников - это важный элемент проведения ПАБ.

31
3.3 Проведение обсуждений, подведение итогов по окончанию
процесса проведения ПАБ
Если аудитор выявил, что сотрудник выполняет действие, сопряженное с опасностью:
- необходимо провести оценку и решить, как безопасно прекратить опасное действие; прекратить его и начать проведение разговора с сотрудником;
- озвучить безопасное поведение. Акцентировать внимание на положительную сторону в действиях сотрудника в соответствии с требованиями безопасного ведения работ;
- обозначить сотруднику его поведение;
- выстроить диалог с сотрудником;
- получить согласие сотрудника быть готовым выполнять свою работу безопасно, поблагодарить за ответственный подход к выполнению работ и соблюдению требований безопасности.
Когда получены все необходимые ответы на вопросы от аудитора поинтересоваться о том, что нужно предпринять работнику, чтобы не получить травму.
Провести беседу о личной ответственности работника за свое поведение, и как следствие за свою безопасность и безопасность людей находящихся рядом. Зафиксировать договоренности о безопасных действиях на будущее. Корректировка действий должны быть основаны на выводах из бесед и преследовать цель выявления нарушений, а не наказания отдельных работников.


32
1   2   3   4   5