Файл: Профилактика травматизма и профзаболеваний на основе проведения поведенческого аудита.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
При определении экологических аспектов учитываются все части деятельности компании в определенном объеме. На предприятии имеется отдел технического обслуживания, ремонтно-механическая мастерская, офисное здание, системы отопления и охлаждения, парковка для транспортных средств, пожарное депо, каждый из которых может оказывать влияние на окружающую среду [19].
Идентификация экологических аспектов осуществляется на основании анализа:
- проектной документации;
- технологической, конструкторской документации;
- установленных экологических нормативов;
- производственного экологического контроля;
- заключений внутреннего и внешних аудитов;
- предписаний контролирующих органов.
Идентификация экологических аспектов проводится по каждому аспекту и по каждому подразделению предприятия с учетом режимов проведения технологических операций (обычный режим, аварийные ситуации, ремонт оборудования).
Рассмотрим экологические аспекты в процессе деятельности пожарной охраны на примере тушения пожаров водой.
Вода является одним из наиболее доступных, бюджетных и широко распространенных огнетушащих средств. Существует два основных экологических аспекта тушения пожаров водой:
- потребление воды;
- загрязнение вследствие использования воды для пожаротушения.
Большинство пожаров и тушится водой, общий расход воды на пожаре составляет ничтожную часть по сравнению с потреблением воды на другие хозяйственные и производственные нужды.
45
Экологическая опасность тушения водой заключается в том, что загрязнение вредными химическими веществами вод может попасть в грунт и водоемы [28].
Вода, загрязненная продуктами горения, а также различными добавками, повышающими ее эффективность как средства пожаротушения, представляет серьезную угрозу флоре и фауне. Поэтому в ООО «ВИУР» чаще начали применять - порошки, биологически разлагаемые пены и инертные газы.
С экономической точки зрения, в ближайшее время вряд ли произойдет отказ от воды как от наиболее доступного и массового средства для тушения пожаров.
Основными источниками загрязнения атмосферы от предприятия является: выбросы автотранспорта (пожарная техника) - сжигая нефтепродукты, загрязняя тем самым атмосферный воздух, проведению огневых работ; выхлопные газы содержат огромное количество токсичных соединений [15].
Загрязнение водоемов обуславливает снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Загрязнение вод проявляется в изменении физических и органолептических свойств [29].
Так как ООО «ВИУР» оказывает услуги пожарной охраны на месторождениях нефтяной и газовой промышленности, основными источниками загрязнения поверхностных вод и подземных вод является:
- утечки нефти и нефтепродуктов в процессе тушения пожаров;
- сброс в водоемы неочищенных сточных вод;
- газодымовые выбросы.
По месту нахождения предприятия воздействие на гидросферу минимальное из-за отсутствия негативно влияющей деятельности.
Основной ущерб почвенному покрову наносится пожарной техникой.
Основными характеристиками для определения воздействия являются
46 воздействия на грунт, определяемое грузоподъемностью и массой самого транспортного средства, а также касательное напряжение, возникающее в верхнем слое грунта при контакте с движителем транспортного средства.
Нормальное давление приводит к уплотнению почво-грунта.
Так при использовании автомобильной техники неизбежны утечки горюче-смазочных материалов, существует риски загрязнения почвы [27].
Это самые опасные для здоровья человека органические вещества. Они попадают в почву в результате процессов сгорания от дизельных двигателей.
В почве они практически не разлагаются, загрязняется не только земля, но и воздух.
Степень загрязнения почв горюче-смазочными материалами определяется главным образом организационно-техническими факторами.
Наибольший вред может нанести ремонт автомобильной техники «на месте», а также проливы при заправках горючего. Не допущение халатного отношения к окружающей среде исполнителей работ сводит к минимуму возможные загрязнения почвы [26].
Постановка производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на государственный учет.
Хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является обязательным природоохранным требованием
(п. 1 ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
На рисунке 9 представлен порядок проведения процедуры постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, на государственный учет.
47
Федеральный закон №7-ФЗ от
10.01.2002г. «Об охране
окружающей среды»
Оформление юридическим лицом
заявки о постановке на
государственный учет
Руководитель отдела ОТ
Заявка о постановке на учет
Присвоение кода и категории
объекта
Территориальный орган
исполнительной власти
субъекта РФ
Свидетельство о постановке на
учет
Заявка о постановке на
учет
Заявка подается юридическим лицом не
позднее шести месяцев со дня начла
эксплуатации объекта
Осуществить постановку в течении
десяти дней со дня получения заявки
Рисунок 9 - Процедура постановки объектов, оказывающих негативное воздействие, на государственный учет
В процессе постановки объекта на госучет, производится присвоение каждому объекту категорий, от отнесения к которой зависит количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Критерии:
- отрасль, производство;
- уровень токсичности и свойства выбросов, сбросов, классы отходов;
- классификация объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1, ФЗ «Об охране окружающей среды»).
ООО «ВИУР» относится к объектам IV категории, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию. Юридическое лицо направляет заявку о постановке объектов в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта РФ по месту размещения объектов.
Расположение объекта рекомендуется определять посредством публичной кадастровой карты Росреестра. Форма заявки и перечень
48 сведений, включаемых в форму заявки о постановке на государственный учет:
- сведения о документах природопользователя в области охраны окружающей среды;
- сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
После того, как заявка о постановке сформирована, она передается на рассмотрение в Росприроднадзор. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней, начиная со дня подачи. В случае если заявка заполнена корректно, то объекту негативного воздействия будет присвоен код и категория. Код объект получает в соответствии с Приказом Минприроды России от
23.12.2015 № 553, категорию в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Далее юридическое лицо получает
«Свидетельство о постановке объекта на учет», содержащее код и категорию объекта, информацию об отношении объекта к тому, или иному уровню государственного контроля.
За несвоевременную подачу заявки о постановке объектов негативного воздействия или актуализацию данных на юридическое лицо накладывается административный штраф
В пятом разделе рассмотрена процедура оформления на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающей среду.
49
1 2 3 4 5
6 Защита в чрезвычайных и аварийных ситуациях
6.1 Анализ возможных аварийных ситуаций или отказов на данном
объекте
Аварийная ситуация - это внезапное, срочное, неожиданное событие, требующее немедленных действий, обычно требующее помощи [19].
Аварийные ситуации на объекте: поломка оборудования, несчастный случай, пожар, обрушение конструкций.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей природной среде, и нарушение условий жизнедеятельности людей [14].
Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов [26].
Возможные техногенные аварии:
- пожары на транспортных коммуникациях;
- взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;
- взрывы в жилых зданиях, промышленных, административных.
Аварии на транспортных коммуникациях [14]:
- аварии на водных коммуникациях;
- аварии на трубопроводах,
Аварии, вызванные стихийными бедствиями:
- катастрофические затопления, образовавшиеся в результате гидротехнических сооружений, половодья, пожары, эпидемии.
50
6.2 Планирование действий персонала по локализации и
ликвидации аварийных ситуаций
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» все предприятия, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите своих работников от чрезвычайных ситуаций.
Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать.
Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации реализуются учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. С учетом направленности предприятия, занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли
[7].
Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, в случае аварийной ситуации проводится информирование. Реализация этого требуется для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности [10].
При возникновения аварийной ситуации работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного объекта и конкретной аварийной ситуации
[9].
До прибытия ответственного спасением людей, локализацией и ликвидацией аварийной ситуации руководят ответственные должностные лица объекта.
Для каждой аварии определяются и указываются в разделе Плана мероприятий последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения
51 электроэнергии и других энергоносителей, в соответствии со схемой расположения основных коммуникаций [2].
Каждый сотрудник обязан незамедлительно:
- сообщить об этом в пожарную охрану по телефону «01» и «112» с рабочего или мобильного телефона. При этом необходимо сообщить точный адрес и место возникновения пожара, вероятную возможность угрозы людям, а также другие сведения, необходимые диспетчеру.
Кроме того, следует назвать себя и номер телефона, с которого делается сообщение о пожаре;
- немедленно оповестить о пожаре или его признаках, оповестить о пожаре с помощью ручных пожарных извещателей и принять необходимые меры для эвакуации. Сообщить о пожаре руководителям и должностным лицам;
- при возможности, используя первичные средства пожаротушения, затушить очаг пожара. К тушению следует приступать только в случае, если нет угрозы.
Какое из перечисленных действий является первоочередным, должен решить в каждом конкретном случае сам обнаруживший пожар.
Руководитель или другое должностное лицо, находящееся на месте пожара обязано:
- удостовериться, что все эвакуационные выходы из здания открыты;
- продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану по телефону «01» и «112»;
- организовать эвакуацию людей и ценностей, используя все имеющиеся силы и средства;
- при необходимости обеспечить отключение электроэнергии, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымлению помещений, прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по тушению пожара;
52
- выделить для встречи пожарных подразделений лиц, знающих подъездные пути к зданию, расположение пожарных гидрантов и планировку помещений, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, необходимые аварийные службы города.
В шестом разделе рассмотрены действия работников при возникновении аварийной ситуации. Рассмотрены оперативные мероприятия по эвакуации работников с рабочих мест.
План локализации аварии планируется в целях определения готовности к чрезвычайным ситуациям, включается прогноз возникновения аварий на объекте и последующем анализе сценариев по устранению. Когда действия персонала регламентированы, минимизируются потери среди персонала, а также ущерб, нанесённый предприятию.
53
7
Оценка
эффективности
мероприятий
по
обеспечению
техносферной безопасности
7.1 Разработка плана мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
Разработка плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также промышленной безопасности, представлена в таблице 7.
Таблица 7 - План мероприятий по улучшению условий, охраны труда и промышленной безопасности
Наимен ование структур ного подразд еления
Наименование мероприятия
Цель мероприятия
Срок выполнени я
Структурное подразделени е
Отмет ка о выпол нении
ООО
«ВИУР»
Проведение СОУТ
Обеспечение безопасност и работников
29.04.2022
Отдел охраны труда
Выпо лнено
Обучение по охране труда
Приобретение СИЗ
Проведение медицинских осмотров
Приобретение приборов алкотестеров
Приобретение тахографов
Приобретение препаратов медицинского назначения