ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъект легкого и сложного жизненного мира, как и предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое явление. Но этот стресс скорее связан с пониманием каждого жизненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда). В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом. Механизмами совладения со стрессом являются:
-
снижение значимости существующего мотива (ничего страшного); -
переключение на другое жизненное отношение (свет клином не сошелся, есть и получше); -
терпение (скоро пройдет, время лечит); -
надежда (будет и на нашей улице праздник).
Первые два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда). Понятно, что такое состояние и есть кризис.
И только в сложном и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Это связано с тем, что между мирами существует закономерное отношение включенности: реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие. Однако, при общем условии подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.
Такова позиция рассмотрения конфликта в отечественной психологии. Западная традиция иначе рассматривает это явление. Обратимся к конкретным типам внутриличностного конфликта
, изученным в современной конфликтологии.
Причины внутриличностного конфликта.
Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:
-
внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности; -
внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме; -
внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.
Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие конфронтацию, являются результатом взаимодействия индивида с группой и социумом, а не появляются ниоткуда.
Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.
Внутриличностный конфликт возникает при наличии нижеприведенных противоречий:
-
между социальной нормой и потребностью; -
рассогласование потребностей, мотивов, интересов; -
противоборство социальных ролей (внутриличностный конфликт пример: необходимо выполнить срочный заказ на работе и одновременно с этим ребенка следует отвести на тренировку); -
противоречие социокультурных ценностей и устоев, например, необходимо объединить долг защиты Родины во время войны и христианскую заповедь «не убий».
Для зарождения конфликта внутри личности указанные противоречия должны обладать глубоким смыслом для индивида, в противном случае он придавать им значения не будет. Кроме этого, разные аспекты противоречий по интенсивности собственного воздействия на индивида должны быть равными. Иначе, индивид из двух благ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникнет.
Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.
Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:
-
физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (внутриличностный конфликт пример: заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения); -
отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты); -
биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме); -
социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений.
На уровне организации причины, провоцирующие проявление внутриличностного конфликта, можно представить следующими видами противоречий:
-
между чрезмерной ответственностью и ограниченными правами для ее осуществления (человека перевели на руководящую должность, расширили функции, но права остались старыми); -
между плохими условиями труда и жесткими требованиями к выполнению работы; -
между двумя несовместимыми задачами или заданиями; -
между жестко установленными рамками задания и расплывчато прописанным механизмом его реализации; -
между требованиями профессии, традициями, нормами, установленными в компании и индивидуальными потребностями или ценностями; -
между стремлением к творческой самореализации, самоутверждению, карьере и потенциальными возможностями осуществления этого в пределах организации; -
противоборство, вызванное противоречивостью социальных ролей; -
между устремленностью на прибыль и нравственными ценностями.
Внешние факторы, обусловленные личностным статусом в социуме, связаны с расхождениями, которые зарождаются на уровне общественной макросистемы и заключаются в характере социального строя, устройства общества, политико-экономической жизни.
Мотивационные конфликты.
Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.
-
Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было. -
Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего). -
Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.
Более сложным, на наш взгляд, представляется позиция отечественного автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов как противоречие смыслов Я. С точки зрения этого автора действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, может быть названо поступком. А смысл Я возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивами действий: расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера возникает множественность смыслов Я. Если бы деятельности никогда не пересекались, то человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит (У. Джемс). В определенных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ Я, состоящий из потенциально противоречивых свойств. Но деятельности пересекаются в различных обстоятельствах в жизненном пространстве индивида, где поступок и становится перекрестком, пересечением деятельностей. Конфликтный смысл Я возникает после совершения поступка.
Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл Я становится объективно противоречивым. Возникшее противоречие противоречие самосознания. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей к поступкам, поступки к конфликтным смыслам Я, а конфликтный смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики от проведения работы по самосознанию, смотри таблицу 4.
| Сознание поступка | |
Личностный выбор | Факт совершения поступка признается | Факт совершения поступка отвергается |
В пользу отвергнутого мотива | Раскаяние | Самообман |
Против отвергнутого мотива | Ужесточение | Дискредитация |
Нерешенность выбора за и против | Смятение | Вытеснение |
Табл. 4 Создание поступка.
Когнитивные конфликты.
В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.
Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
-
Путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): сегодняшние мысли изменяют воспоминания (принятое решение создает собственные опоры для поддержки - причины, которыми мы оправдываем его целесоообразность Д. Майерс). Все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления. -
Путем изменения одной из когниций (1 когниция знаю, что курю, 2 когниция знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я). -
Путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ). -
Путем перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст. -
Путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более, чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка.