Файл: Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают общесистемные требования учебнометодическому обеспечению требования к психологопедагогическим, кадровым.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:
Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)
Параметр сравнения | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Требования к условиям реализации программ обучения | Детализированы требования к условиям реализации ООП: Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда). При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий | Требования к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами. При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий |
Требования к структуре основной образовательной программы | Структура программы осталась той же: программа основного общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный. Общий объем аудиторной работы за 5 лет ИЗМЕНЯЕТСЯ: не менее 5058 академических часов и не более 5549 академических часов при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе. Вариативные сроки. | Содержательный раздел: определяет общее содержание ООП и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей; программу формирования универсальных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы. Организационный раздел: учебный план; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; календарный план воспитательной работы; характеристику условий реализации программы основного общего образования Целевой раздел должен определять общее значение , цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты; систему оценки достижения планируемых результатов |
Требования к результатам обучения | Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода Детализированы требования к результатам освоения ООП. Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий … Особенности требований к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС
| В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания: • гражданское; • патриотическое; • духовно-нравственное; • эстетическое; • физическое; • трудовое; • экологическое; • ценность научного познания. На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление. Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. Для каждого УУД выделили критерии сформированности. В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века. Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология». В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору. |
Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам.
Предм ет, класс | Тема анализируе мого учебного занятия | Деятельно сть учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно- деятельностн ого подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляе мые действия | Формы и приемы организаци и деятельнос ти | Осуществля емые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществля емые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||
Истор ия, 9 класс | Октябрь 1917: революция или переворот. | Диалогиче ское общение, деятельно сть учителя – направляю щая Основным и методами и приемами на уроке были: использов ание ИКТ технологи и, словесный , | Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицир уют. Учитель развивает творческий потенциал обучающихс я; - создает условия для раскрытия | Формулиру ют ответы на вопросы учителя, решают познавател ьную задачу. Формирую тся умения поиска правильног о ответа на вопросы. Воспроизво дят по памяти информаци ю, необходим | Выражение своих мыслей. Учебное сотрудничес тво. Участие в беседе. Формулиро вка выводов. Работа в группах. | Вступают в диалог с учителем. Формируютс я умения слушать и отвечать на вопросы учителя. Умение инициироват ь учебное взаимодейст вие с одноклассни ками, вступать в диалог. Называют цель и задачи. | Планирован ие и самоконтро ль. Осуществля емые действия определение цели учебной деятельност и, прогнозиров ание своей деятельност и, принимают учебную задачу. Взаимодейс твие в | Осуществляе мые действия определение цели учебной деятельности, прогнозирова ние своей деятельности, принимают учебную задачу, сформулирова нную самостоятельн о, Обсуждение результатов работы, самооценка, самоконтроль. | Урок соответствует требованиям системно- деятельностн ого подхода. Правильно поставлены задачи формировани я УУД. Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятель но сформулиров али тему и цель урока. |
| | проблемно - поисковый , наглядный . Учитель организует: актуализац ию изученных способов действий, достаточны х для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию. | интеллектуал ьных и духовных возможносте й детей. | ую для решения учебной задачи; используют знаково- символичес кие средства; устанавлив ают причинно- следственн ые связи; строят логическую цепь рассуждени й; используют доказательс тво Вспоминаю т ранее изученный материал, которые связаны с формулиро вкой проблемы. Выявляют особенност и объекта в процессе | | Планируют учебное сотрудничес тво с учителем и сверстникам и; слушают и понимают речь других Умеют работать в группе. Презентуют свои ответы другим группам, задают вопросы другим группам, дополняют ответы, высказывают мнения. Делают выводы | процессе групповой работы. | Принимают учебные цели и задачи, сформулирова нные самостоятельн о. Принимают учебную задачу для самостоятельн ого выполнения. Принимают учебную задачу для самостоятельн ого выполнения | Применяет современные и наглядные средства обучения, мультимедий ное оборудование , ИКТ. Учащиеся самостоятель но осуществляют учебные действия по намеченному плану. Учебные цели и задачи фиксируются на доске в виде схемы. После каждого вида работы делаются выводы и обобщения, учащимися приводится аргументация. На уроке реализовывал ись современные |
| | | | рассмотрен ия; высказыва ют предполож ения; используют доказательс тво; воспроизво дят по памяти информаци ю, извлекают информаци ю из наглядного материала; Сформулир уют и аргументир уют мнение в работе групп на уроке | | | | | подходы к преподавани ю истории: Коммуникати вно- деятельностн ый: добывание знаний в поисковой и исследователь ской деятельности, обмен информацией, взаимодейств ие на уроке Интегрирован ный: связь с уроками географии, литературы; Функциональ ный: совершенство вание устной речи, развитие творческих способностей; Учитель организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в |
| | | | | | | | | рефлексию их деятельности. |