Файл: Министерство просвещения российской федерациифедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение всероссийскийдетский центр смена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
-
экологическое
воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);

14
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность
– короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».


15

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада детского
лагеря, реальной деятельности, имеющихся в детском лагере ресурсов,
планов. Можно формировать свой перечень вариативных модулей,
разрабатывать и включать в рабочую программу новые модули. Перечни
видов и форм деятельности являются примерными, в рабочую программу
включаются виды и формы деятельности, которые используются в детском
лагере или запланированы.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
(обязательные для всех детских лагерей)
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской
Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
1.
Церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации и исполнение Государственного гимна
Российской Федерации.
Использование
Государственного флага и исполнение
Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании

16 государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия
(спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо
Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня – День защиты детей;
6 июня – День русского языка;
12 июня – День России;
22 июня – День памяти и скорби;
27 июня – День молодежи;
8 июля – День семьи, любви и верности;
14 августа – День физкультурника;
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа – День российского кино.
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии
с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного
значения,
памятными
датами
общеобразовательной
организации,
документами
Президента
Российской
Федерации,
Правительства
Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий
Министерства просвещения Российской Федерации, методическими
рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
3. «Движение Первых»
С целью формирования у обучающихся представления о назначении
Общероссийского общественно-государственного движения детей и


17 молодежи «Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены следующие форматы:
- День РДДМ «Движение Первых» (проводится каждую смену).
- Профильный отряд. Детский организационный комитет смены, популяризирующий РДДМ.
- Марафон РДДМ «Движение Первых» (3-5 дневный образовательный модуль по тематике смены).
- Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых действий (указанных в п.1 данного модуля).
- Региональные смены «Время Первых». Не менее одной смены в каждом регионе. Отбор на региональные профильные смены – сайт будьвдвижении.рф.
Каждый формат реализуется по единой программе.
4. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.
В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.
Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России.

18
- Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.
Данное направление должно предусматривать традиционные и
современные
интерактивные
форматы,
позволяющие
знакомить
обучающихся с «Цивилизационным наследием России».
5. Просветительский проект «Без срока давности».
Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга.
Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Предполагаемые форматы участия в проекте:
- Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.
- Вовлечение обучающихся старших классов в проект «Без срока давности» с помощью образовательных проектов, в том числе исследовательских.
-
Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.


19
6. «Содружество Орлят России».
Цель программы «Содружество Орлят России» (для проведения в детских лагерях): развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул.
Программа разработана с учётом:
- возрастных и психофизиологических особенностей младших школьников;
- ведущих видов деятельности в данном возрасте: игровой и учебной;
- ключевых мотивов поведения младших школьников (интерес к новым видам деятельности, важность личных достижений, признания, самоутверждения, сориентированность на взрослого).
Материалы рекомендованы к реализации в представленном виде, но при этом являются вариативными. Каждый педагог может внести свой вклад в развитие содержания смен и дополнить программу региональным компонентом. Программа любого уровня (пришкольный, региональный, федеральный) легко адаптируется для смены разной длительности (от 7 до 21 дня).
Игровая модель и основные события смен направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята России» или проектах
Российского движения детей и молодёжи.
Методической основой программ для детских лагерей является методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
Основными организационными пространствами детского лагеря являются:

20
- отряд = класс, как знакомый и постоянный коллектив для ребёнка
(проживание в привычной атмосфере, реализация некоторых игровых заданий);
- временные объединения детей, для реализации программы смены
(спортивная команда, с/у, клуб по интересам, творческая мастерская, научное бюро и т.д.);
-все детско-взрослое сообщество летнего лагеря (участие в общелагерных мероприятиях).
В помощь педагогам разработан методический комплекс с активными ссылками на дидактические материалы. Методический комплекс включает в себя:
- программу пришкольного и регионального лагерей;
- программу федеральной смены;
- пояснительные записки к программам всех уровней;
- рекомендуемые план-сетки к программам всех уровней;
- план-конспекты и дидактические материалы для отрядных и общелагерных дел.
Методические материалы могут быть использованы в работе с
младшими школьниками, не являющимися участниками Программы «Орлята
России». В материалах представлена логика организации смены в детском
лагере от пояснительной записки до план-сетки тематических дней и
конкретных дел. В основе игрового сюжета программ – игра-путешествие
по России.
7. «Ключевые мероприятия»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
- Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.