Файл: Отчёт по производственной практике пп 03. 01 Ремонт и техническое обслуживание технических средств по специальности 20. 02. 04 Пожарная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное управление образования Псковской области

ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»

ОТЧЁТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПП 03.01 Ремонт и техническое обслуживание технических средств

по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»


Выполнил: Сидоров М.Ю.

Проверил: Гостев А.С.


Аттестационный лист по производственной практике

Ф.И.О. студента: Сидоров Максим Юрьевич

Курс 4 по специальности Пожарная безопасность.

успешно прошел (ла) производственную практику ПП 03.01 Ремонт и техническое обслуживание технических средств.
В объеме 144 часа с «13» февраля 2023г. по «01» апреля 2023г.

В организации (наименование, адрес): Пожарно-спасательная часть №3,

г.Псков, ул. Инженерная, д.5.

ВИДЫ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Вид работ, выполненных студентами во время практики

Объем работ,

часов

Качество выполнения работ в соответствии с требованиями организации (зачет/незачет)

Техника безопасности

6




Основные части и устройство, механизмы пожарных автомобилей.

66




Пожарные насосы. Устройство и принцип действия.

36




Пожарно-техническое вооружение. Испытание и ремонт.

30




Составление отчёта и оформление дневника по практике

6




Итого

144




Руководитель практики от УО

________________________

Руководитель практики от предприятия

М.П.


________________________




3 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Псковской области

(наименование организации)

180021, г. Псков, ул. Инженерная, д. 5, тел. +7 (8112) 51-52-63

(адрес организации: индекс, населённый пункт, улица, дом, телефон)


ХАРАКТЕРИСТИКА
Настоящая характеристика дана студенту Сидорову Максиму Юрьевичу, проходившему производственную практику в 3 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Псковской области с «13» февраля 2023г. по «1» апреля 2023г.

Во время прохождения производственной практики студент Сидоров М.Ю. проводил мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники и пожарной безопасности; выполнял мероприятия, предусмотренные распорядком дня, и знакомился с распорядительной документацией по организации караульной службы.

В ходе процесса производственной практики участвовал в регламентном и техническом обслуживании пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования, проведении периодических испытаний технических средств; оценки неисправностей технических средств и оборудования и их пригодности к дальнейшей эксплуатации; участвовал в организации ремонта пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования; расконсервирования и подготовки к работе пожарной и аварийно-спасательной техники и оборудования; осуществлял ведение документации по регламентному и техническому обслуживанию, складскому учету и ремонту пожарной и аварийно-спасательной техники и оборудования; оценивал неисправности и осуществлял несложный ремонт пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования; участвовал в принятии решения по прекращению эксплуатации неисправных технических средств и подготовки к консервации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования; умело использовал слесарный и электротехнический инструмент.

Со всей порученной работой студент Сидоров М.Ю. справлялся на «хорошо» и «отлично» и зарекомендовал себя в коллективе как работник высокой квалификации и хороший специалист.

Начальник Пожарно-спасательной части №3

1 Пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Псковской области

Майор внутренней службы Саленко М.В..



(подпись

«01» апреля 2023 г.
Дневник выполняемых работ


Дата

Наименование работ

Количество часов

Подпись руководителя

06.03.23

Инструктаж по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте). Техника безопасности при выполнении работ.

В системе МЧС России предусматриваются следующие виды инструктажей по охране труда:

– вводный;

– первичный на рабочем месте;

– повторный;

– внеплановый;

– целевой.

Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит специалист по охране труда или иное должностное лицо подразделения ГПС, на которое приказом его руководителя возложены обязанности по проведению инструктажа.

Тема 1. Двигатели пожарных автомобилей.

На ПА применяются четырехтактные карбюраторные двигатели или дизели.

В карбюраторных двигателях смесеобразование бензина с воздухом осуществляется вне их цилиндров. Готовая рабочая смесь поступает в цилиндры двигателя от карбюратора. Эта смесь, при положении поршней вблизи верхней мертвой точки, воспламеняется от искры свечи зажигания.

В дизелях дизельное топливо впрыскивается форсунками в цилиндры при положении поршней вблизи верхней мертвой точки. Образовавшаяся смесь распыленного форсункой дизельного топлива и воздуха воспламеняется в конце такта сжатия.

6




07.03.23

Тема 2. Система охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания — совокупность устройств, обеспечивающих подвод охлаждающей среды к нагретым деталям двигателя и отвод от них в атмосферу лишней теплоты, которая должна обеспечивать наибольшую степень охлаждения и возможность поддержания в требуемых пределах теплового состояния двигателя при различных режимах и условиях работы.

На многих современных пожарных автоцистернах с насосами ПН-40УВ, НЦПН-40/100 и т.п. системы дополнительного охлаждения не устанавливаются, если шасси оснащено двигателем мощностью более 130 кВт. Для этих двигателей потребляемая насосом мощность составляет менее 50% от максимальной мощности двигателя, и усиливать систему охлаждения нет необходимости. Системы дополнительного охлаждения не устанавливаются и в тех случаях, когда адаптированное пожарное шасси снабжено специальным радиатором с резко увеличенной поверхностью теплоотдачи. Примером может являться автоцистерна АЦ-0,8-40/2 (530104) 002ММ, которая оснащена двигателем Д-245 с максимальной мощностью 80 кВт и насосом НЦПК-40/100-4/400 (потребляемая мощность свыше 60 кВт, т.е. 75 % от максимальной мощности двигателя). Штатная система охлаждения ЗИЛ-5301 при такой нагрузке на двигатель не может обеспечить его нормальный температурный режим, поэтому на адаптированную модификацию этого шасси (ЗИЛ-530104) устанавливается специальный радиатор и новый дефлектор вентилятора.

6




08.03.23

Тема 3. Система смазки двигателя.

Система смазки двигателя включает в себя поддон картера с пробкой слива масла, масляный насос с редукционным клапаном, маслоприемник с сетчатым фильтром, масляный фильтр с предохранительным и перепускным клапанами, систему масляных каналов в блоке цилиндров, головке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, датчик давления масла с контрольной лампой и маслозаливную горловину.

6




09.03.23

Тема 4. Система питания двигателя. Электрооборудование пожарных автомобилей.

Системой питания называется совокупность приборов и устройств, обеспечивающих подачу топлива и воздуха к цилиндрам двигателя и отвод от цилиндров отработавших газов. Система питания служит для приготовления горючей смеси, необходимой для работы двигателя. Горючей называется смесь топлива и воздуха в определенных пропорциях. Двигатели автомобилей работают на рабочей смеси.

Пожарные автомобили эксплуатируются в разное время суток, часто при недостаточном освещении объектов. Следование на пожар должно производиться с большими скоростями. Все это требует высокой информативности пожарного автомобиля, приспособленности его к использованию в различное время суток. Этим обусловлена необходимость специального, дополнительного электрооборудования.

Дополнительное электрооборудование включает: – приборы сигнализаций, обеспечивающие информацию о движении пожарного автомобиля; – внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков пожарного автомобиля, обеспечивающих работу боевых расчетов на пожарах в темное время суток; – дублирующие контрольно-измерительные приборы и систему пуска стартера из насосного отделения; – отопление кабины боевого расчета.

6




10.02.23

Тема 5. Шасси пожарных автомобилей. Трансмиссия пожарных автомобилей.

Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

Трансмиссия – это совокупность кинематически связанных между собой механизмов и агрегатов, предназначенных для передачи мощности (крутящего момента) от двигателя к потребителям (к ведущим колесам, специальным агрегатам и т.п.).

Основная трансмиссия состоит из механизма сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей. На автомобилях с колесной формулой 4×4 или 6×6, кроме этого, устанавливают раздаточную коробку, которая распределяет часть передаваемой мощности на передние ведущие колеса.

На основных пожарных автомобилях, имеющих специальные агрегаты (пожарный насос), кроме основной трансмиссии для привода ведущих колес устанавливают дополнительную трансмиссию. Как правило, на пожарных автомобилях для привода специальных агрегатов применяются двигатели базового шасси. Только на передвижных насосных станциях, пожарных автомобилях аэродромной службы (тяжелого типа) и некоторых ПА с ЭСУ имеется отдельный двигатель для привода насоса.

Имеются 4 варианта схем трансмиссии пожарного автомобиля

На пожарных автомобилях устанавливают следующие виды дополнительных трансмиссий:

механические,

гидравлические,

электрические

и комбинированные.

Для привода пожарного насоса наибольшее распространение имеет дополнительная механическая трансмиссия, которая состоит из коробки отбора мощности (КОМ), карданных валов, промежуточных опор и системы управления трансмиссией.

6




11.03.23

Тема 6. Коробка отбора мощности.

Коробки отбора мощности (КОМ) – это механические коробки передач, которые крепятся к отверстиям, предусмотренным в коробках передач грузовых автомобилей, и используются для передачи мощности двигателя транспортного средства вспомогательным компонентам, чаще всего гидравлическому насосу.

Гидравлический поток, создаваемый насосом, затем направляется к цилиндрам и / или гидравлическим двигателям для выполнения работы. В некоторых применениях ВОМ, таких как:

генераторы;

воздушные компрессоры;

пневматические воздуходувки;

вакуумные насосы;

насосы для перекачки жидкости.

Коробки передач, обычно встречающиеся в автомобилях класса 4 и более, и будут иметь положения для установки ВОМ. Как правило, имеется две апертуры, по одной на каждой стороне передачи, хотя у некоторых более мелких передач может быть только одна. Обсуждая расположение проемов, каждый ссылается на пассажирскую сторону грузовика как «правая», а со стороны водителя – как «левый». Многие популярные коробки передач имеют отверстие ВОМ внизу (смещение влево), а некоторые автоматические коробки передач имеют верхнюю апертуру.

Коробка отбора мощности может быть задействована с помощью троса, рычага, воздушного давления или гидравлики. Новейшая конструкция переключения ВОМ включает в себя небольшой электродвигатель и гидравлический насос в узле крышки переключения для обеспечения гидравлического усилия для включения ВОМ. Различные конфигурации выходного вала позволяют подключать карданный вал или присоединять гидравлические насосы непосредственно к ВОМ без промежуточного вала.

6




13.03.23

Тема 7. Карданная передача дополнительной трансмиссии.

В трансмиссиях автомобилей карданные передачи применяются для передачи моментов между валами, оси которых не лежат на одной прямой и изменяют свое положение в пространстве. В общем случае карданная передача состоит из карданных валов, карданных шарниров, промежуточных опор и соединительных устройств. Необходимость карданной передачи обусловлена тем, что ведущий мост подвешивается к раме на рессорах и при движении автомобиля изменяет своё положение относительно рамы, в то время как коробка передач (раздаточная коробка) жёстко закреплена на раме. По компоновке передачи классифицируются на закрытые и открытые.

Закрытая карданная передача размещается внутри трубы. Труба может воспринимать силы и реакции, возникающие на ведущем мосту и служить направляющим элементом подвески. В такой карданной передаче применяется только один шарнир, а неравномерность вращения карданного вала компенсируется его упругостью. Известны конструкции, в которых роль карданного вала выполняет торсион, при этом карданные шарниры отсутствуют.

Открытая передача не имеет трубы и реактивный момент воспринимается рессорами или реактивными тягами. Карданная передача должна иметь не менее двух шарниров и компенсирующее звено, так как расстояние между соединенными агрегатами в процессе движения изменяется. На длиннобазных автомобилях применяют карданную передачу, состоящую из двух валов. Этим исключается возможность совпадения критической угловой скорости вала с эксплуатационной.

Карданные шарниры делятся на:

полные;

полукарданные.

Полные:

неравных;

равных угловых скоростей.

Полукарданные:

жесткие;

упругие.


6




14.03.23

Тема 8. Дополнительная система сцепления.

Дополнительное управление двигателем пожарного автомобиля служит для дистанционного изменения числа оборотов двигателя, и осуществляется рычагом, соединённым с педалью управления дроссельной заслонки карбюратора через систему тяг, рычагов и тросик. При повороте рычага «на себя», в крайнее положение, дроссельная заслонка полностью открыта, а в положении «от себя» – закрыта. Для фиксации рычага в крайних и промежуточных положениях у рычага устанавливается зубчатый сектор, а на самом рычаге монтируется специальный кнопочный механизм.

На пожарных автомобилях с дизельными двигателями система дополнительного управления двигателя, состоящая также из рукоятки (в насосном отсеке) системы тяг и рычагов, воздействует на рычаг управления подачей топлива топливного насоса высокого давления (ТНВД). На современных пожарных автомобилях для более точного регулирования частоты оборотов двигателя рычаг управления снабжён маховичковым механизмом. Вращая маховичок можно в небольшом диапазоне изменить режим работы двигателя. Кроме того, современные пожарные автомобили имеют дистанционный (электрический) запуск двигателя из насосного отсека пожарного автомобиля.

Дополнительная система управления механизмом сцепления предназначения для отключения (включения) пожарного насоса от двигателя шасси.

6




15.03.23

Тема 9. Неисправности трансмиссии ПА.

К ним относятся: пробуксовка, неполное выключение сцепления при нажатии на педаль или повороте рычага сцепления; шумы и стуки в коробках передач, отбора мощности, раздаточной и в ведущих мостах; вибрации карданной передачи; затрудненное включение и самопроизвольное выключение передач; подтекание масла через сальники и прокладки.

Пробуксовка сцепления проявляется в том, что при вполне исправном двигателе автомобиль плохо преодолевает подъемы, медленно разгоняется. Это может быть вызвано замасливанием дисков, сильным их износом, снижением упругости пружин, отсутствием свободного хода педали сцепления и уменьшением длины тяг дополнительной системы управления сцеплением.

Неполное выключение сцепления вызывает затруднение и шум при переключении передач и может привести к преждевременному выходу из строя синхронизаторов и к ускоренному износу зубьев шестерней. Эта неисправность может возникнуть при загрязнении, перекосе или образовании трещины на дисках, неправильной регулировке положения выжимных рычажков, а также при большом свободном ходе педали сцепления и длины тяг дополнительной системы управления сцеплением.

Значения свободного хода педали сцепления на шасси ЗИЛ не должны превышать 30—35 мм, а «Урал-375» и ГАЗ — 35— 45 мм.

В случае замасливания дисков сцепления необходимо после разборки промыть их керосином. Изношенные и деформированные диски, ослабленные пружины подлежат замене.

Шум в коробке передач отбора мощности или в главной передаче возникнет при отсутствии смазки, износе или неправильной регулировке подшипников, а также при износе или неправильном зацеплении шестерен. Сильный стук в указанных агрегатах свидетельствует о серьезных неисправностях, требующих немедленной остановки пожарного автомобиля и последующего ремонта агрегата.

Вибрация карданной передачи и стуки при трогании с места могут быть вызваны погнутостью карданных валов, износом шлицевого соединения, подшипников промежуточной опоры, крестовин и подшипников шарниров. После ремонта карданного вала необходимо проверять его балансировку на специальных стендах. Дисбаланс карданных валов устраняется при помощи стальных пластинок, привариваемых к трубе вала.

Затруднение переключения или самопроизвольное выключение передач — результат износа замков и фиксаторов механизма переключения передач.

Подтекание масла возникает в результате износа сальников, повреждения прокладок, неплотного прилегания сочленяемых деталей и устраняется подтягиванием их болтовых соединений.


6




16.03.23

Тема 10. ТО трансмиссии.

Техническое обслуживание трансмиссий. Наиболее ответственным этапом эксплуатации дополнительной трансмиссии является обкатка коробки отбора мощности при поступлении пожарного автомобиля с завода или после ремонта. Для уменьшения интенсивности изнашивания в этот период ограничивают нагрузки и строго соблюдают режим работы.

Наблюдение за частотой вращения вала ведут по тахометру пожарного насоса. После окончания обкатки масло из картера коробок необходимо слить, коробки промыть и залить в них свежее масло в соответствии с картой смазки.

Работа КОМ считается удовлетворительной, если в процессе ее обкатки и дальнейшей эксплуатации не прослушивается повышенный шум (не более 90 дБ), а температура масла в картете не превышает 110 °С.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). При смене караулов внешним осмотром определяется отсутствие подтекания масла, наличие наружных повреждений. При работающем двигателе, без трогания автомобиля с места, при выжатой педали сцепления передачи должны легко и бесшумно включаться. Необходимо чтобы рычаг сцепления в насосном отделении легко перемещался в обоих направлениях. При крайнем переднем положении рычага он не должен ограничивать свободный ход педали сцепления.

При работе пожарного автомобиля на пожаре следить за отсутствием подтекания масла в коробках передач, отбора мощности, раздаточной коробки. Периодически проверять на ощупь нагрев их картеров. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога руки.

При следовании в пожарную часть или подъезжая к пожарной части, необходимо убедиться в отсутствии стука, шума, вибрации в работе агрегатов трансмиссии, а также рывков при движении автомобиля. Обратить внимание на возможность наличия запаха, образуемого при нагреве фрикционных накладок ведомых дисков. При переключении передач не должно быть скрежета зубьев шестерен коробки передач, не допускается самопроизвольное их включение.

После возвращения в покорную часть необходимо проверить подтекание масла, нагрев агрегатов трансмиссии. Вымыть, очистить от грязи и протереть все агрегаты трансмиссии. Устранить все дефекты, выявленные на пожаре и при движении в пожарную часть.

Техническое обслуживание Л1 (ТО-1). Выполняется полностью объем работ ежедневного технического обслуживания. Кроме того, необходимо проверить затяжку всех соединительных деталей (болтов, шпилек, гаек). Проверить и при необходимости долить масло до уровня контрольной пробки в картеры коробки передач, отбора мощности, раздаточной коробки и главной передачи, а в сочленениях, имеющих пресс-масленки, прошпрнцевать до выдавливания смазки наружу. Смазочные работы производить согласно карте смазки.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2). Выполняются полностью все виды работ по ТО-1 и ряд дополнительных мероприятий. Необходимо проверить герметичность соединений картеров коробок, наличие зазоров в зацеплении шестерен шлицев и подшипниках (при необходимости отрегулировать)’. В коробке отбора мощности через каждые 100 ч работы менять местами подшипники промежуточной шестерни с последующей их регулировкой. Осуществить замену масла в картерах коробок и смазку в шлицевых соединениях карданных валов.

Уровень масла в картерах проверяют через 3000 км, он должен быть у кромки заливного отверстия. Отработанное масло (прогретое после работы) удаляют через нижнее сливное отверстие. Затем заливают в картер 2—3 л масла или керосина, поднимают ведущий мост на подставку, запускают двигатель и включают на 1 —2 мин прямую передачу. После этого сливают масло или керосин и снова заливают свежее масло требуемой марки до кромки заливного отверстия.

Сезонное техническое обслуживание. Проводят при очередном ТО-1 или ТО-2. В картерах коробки передач, КОМ, раздаточной коробки и главной передачи заменяют масла соответствующими летнему или зимнему периоду эксплуатации.

6





Тема 20. Пожарные всасывающие рукава.

Всасывающий пожарный рукав — это рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из открытого водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорно-всасывающий рукав - это рукав жесткой конструкции, предназначенный для забора воды из пожарного гидранта (ПГ).

Всасывающий рукав и напорно-всасывающий рукав (Рис. 2) состоит из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного рези- нового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1.



Резиновые слои обеспечивают рукаву воздуховодонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления.

При испытании всасывающего рукава на герметичность один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного в таблице значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава, и выдерживают рукав при этом давлении 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.



Для испытания рукавов на герметичность при вакууме один конец рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (0,08 ± 0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытания на наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаивания.

Обнаружить отслоение внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Однако отслоение и перекрытие проходного сечения рукава при разрежении можно определить по некоторым внешним признакам. Так, при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое разряжение, но вода в насос не поступает.