Файл: Исследование социальноэкономических последствий Северной войны имеет важное значение для понимания истории России и ее современного развития..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Петр Великий проявил всеохватывающую активность, в том числе внес изменения в социальную сферу. Несмотря на свою противоречивость, изменения в социальной структуре имели две тенденции: привести к единому образцу и создать сплоченность. Сплоченные социальные группы объединились в единое целое с четко определенными правами и обязанностями. Например, ликвидация внутреннего деления дворянства на бояр, священников, думных дьяков, и других, привела к консолидации дворянства в одном сословии.
К концу правления Петра I в России было только две основные группы населения: подданные (которые должны платить налоги) и не подданные21. В число первых входили горожане и крестьяне, а во вторые входили дворяне и духовенство. Обычные люди должны были выполнять различные обязанности, в том числе военную службу, и платить налоги, в то время как дворяне и духовенство были освобождены от налогов и повинностей, но должны были служить государству.
Для реализации своих военных и реформистских идей, Петру I требовалась поддержка определенного социального класса, который составлял бы основу армии и государственного аппарата. Чтобы выполнить эту задачу, он начал формировать новое дворянство, которое должно было нести военную и гражданскую службу. В него входили представители как старинных родов, так и бывшие офицеры и чиновники, выходцы из низших слоев общества.
В 1714 году указ о единоличном наследовании лишил младших сыновей наследства и вынудил их искать карьеру на военной или гражданской службе. Основным источником дохода была зарплата, что делало их полностью зависимыми от государства. Эта мера способствовала созданию официального аппарата и формированию ядра армии.
По мере приближения конца правления Петра I, численность дворян составляла около 1% населения страны - 60-80 тысяч человек22. Хотя они имели право владеть крестьянами, немногие из них были владельцами более 100 крестьян - не более 10% дворян. Большинство из них были мелкими землевладельцами и владели лишь несколькими фермерскими семьями.
В 1722 году был утвержден табель о рангах23, навсегда изменивший существующий порядок между старой и новой аристократией. Этот закон определил строгую иерархию званий, основанную на рангах и личных заслугах, которые позволили наиболее активным людям войти в высшую политическую элиту. В отличие от прошлого, вокруг трона собирались не только представители знатных родов, но и дворяне, чьи заслуги и усилия ценились больше всего.
Чтобы повысить мотивацию к государственной службе, Петр I принял такие меры, как предоставление денег, крестьян и новых званий тем, кто добился успеха на службе. Это позволило людям подняться до самых высоких званий и получить личное дворянство, что придало этому классу новизну и силу.
Однако не все дворяне одобрили новый порядок и обязанность служить государству. Нелегко было начинать карьеру с самого низа, особенно в армии, где солдат мог быть публично наказан. Кроме того, обязательным условием была грамотность, и без нее невозможно было ни служить, ни жениться. В результате многие дворяне пренебрегали своими обязанностями и уклонялись от службы, прибегая к покровительству влиятельных родственников или подкупая чиновников.
В России города имели свой характер, который отличал их от городов Европы. Если на западе город был экономическим центром страны, местом сосредоточения ремесел и торговли с необходимой инфраструктурой, то в России большинство городов выполняли военно-административную функцию, и их экономическое значение было второстепенным. Вместо купцов и ремесленников, в русских городах преобладали чиновники и солдаты. Кроме того, население городов составляло небольшую долю от общей численности населения России - не более 5%. Все это привело к тому, что многие российские города отстали от Европы в плане развития.
Вернувшись из Великого посольства, Петр I попытался изменить систему городского самоуправления в России, сделав ее экономически независимой и улучшив систему управления. В 1699 году был издан указ об учреждении Бурмистерской палаты, которая затем была переименована в ратушу24. Ратуша предназначалась для контроля за выборными органами городского самоуправления - загородными домами, которые должны были отвечать за сбор налогов. Первоначально городам предлагалось решить, хотят ли они участвовать в самоуправлении при условии, что налоговое бремя от посевов будет удвоено. Однако многие города отказались проводить выборы в таких условиях, и правительство отменило этот план, приказав проводить выборы в каждом конкретном случае.
Однако ратуша не смогла стать полноценным административным органом, и со временем ее влияние уменьшилось. Во время Северной войны, правительство сосредоточило свое внимание на централизации власти, и в 1705 году города, ответственные за строительство кораблей, были исключены из-под юрисдикции мэрии. Введение провинциального деления в конечном итоге отняло у мэрии всю полноту власти, и ее функции были переданы губернатору.
Таким образом, первая попытка создать городское самоуправление в России провалилась. Однако в то время основной задачей было улучшение сбора налогов, а не расширение прав и свобод городов. По мере того, как были найдены более эффективные способы управления и сбора налогов, городское правительство было ликвидировано.
В 1721 году, после окончания Северной войны, была предпринята вторая попытка реформировать муниципальную администрацию. Император подписал положение о Главном магистрате, в котором население муниципалитетов делилось на две категории: «обычные» и «средние». Дворяне, духовенство и крестьяне, принадлежащие к другим сословиям, не были включены в эти категории25.
«Обычные» граждане были разделены на гильдии: в первую гильдию входили крупные торговцы, промышленники, ученые и художники, а во вторую - мелкие и средние торговцы и ремесленники. Гильдия, в свою очередь, была разделена на мастерские. Любой, кто выполнял низкоквалифицированную, «черную» работу или работал не по найму, считался «подлым»26.
Местное самоуправление должно было быть создано по образцу западноевропейских городов, при котором в городах был сформирован выборный магистрат, состоящий из мэра и ратманов (советников). Магистратам были предоставлены полицейские функции, такие как выдача паспортов, наблюдение за передвижением людей, обеспечение правопорядка, уборка улиц и тушение пожаров, а также сбор налогов и набор новобранцев. Однако, несмотря на некоторое сходство с европейскими городами, магистраты не были полноценными представительными органами, поскольку их действия подчинялись государственным интересам. Реальная власть оставалась в руках местных губернаторов.
В ходе Петровской реформы была создана система, которая во многом напоминала западноевропейское местное самоуправление, но имела принципиальные отличия. На Западе магистраты защищали интересы граждан от центральной власти, в то время как в России они были лишь вспомогательным элементом государственного аппарата.
Во время правления Петра I около 95% населения составляли крестьяне, ставшие жертвами порабощения27. Царь стремился объединить различные категории сельского населения, объединив их в одну категорию крепостных, государственных или монастырских крестьян, лишив их законного статуса.
Крепостные находились в самом тяжелом положении. Они должны были выполнять обязанности в пользу землевладельцев, такие как милостыня и подати, а также платить налоги. Все их имущество считалось собственностью их владельца, и фермеров можно было покупать, продавать или обменивать, как домашний скот. Петр I пытался урегулировать произвол землевладельцев, но его указания не возымели должного эффекта. Ему пришлось написать в Сенат письмо с требованием прекратить продажу крестьян по отдельности, но даже эта мера не смогла остановить превращение крестьян в личную собственность дворян.
Кроме того, действия, которые Петр I предпринимал в то время, не всегда соответствовали его намерениям. Еще в 1690 году царь официально разрешил покупать и продавать местных фермеров, что ранее было строго запрещено. Крепостное право было закреплено за землевладельцами и бродягами, которых перепись превратила в крепостных. Во время правления Петра Великого, крестьяне начали прикрепляться к мануфактурам в качестве собственников или были вынуждены работать временно, чтобы выполнять свои обязанности для прикрепленных крестьян. Царь подарил своим фаворитам и дворянам целые деревни в качестве награды за их заслуги перед государством. Всего Петр Великий подарил своему зажиточному окружению более 175 тысяч крестьян, что привело к сокращению свободного населения в стране.
Монастырские крестьяне оказались в таком же неблагоприятном положении. Они также платили оброк, отрабатывали барщину и вносили подушную подать. Единственное различие между ними и крестьянами, находившимися в частной собственности, заключалось в том, что они принадлежали монастырю, а не землевладельцу. Государство стремилось ограничить независимость церкви, и в 1701 году Петр I восстановил монастырский устав, который касался административных и финансовых функций, включая контроль за поступлением в казну средств от церковных имений28.
Во время правления Петра I, была сформирована категория государственных крестьян, в которую входили различные группы податного населения. Они составляли около 20% всех фермеров и считались «свободными сельскими жителями». В отличие от крепостных, государственные крестьяне занимали более выгодное положение и не страдали от произвола помещиков.
Правительство пыталось обложить государственных крестьян денежным налогом, который они платили сверх подушного налога. Это позволило значительно увеличить поступления в казну и сделать жизнь государственных крестьян менее сложной по сравнению с крепостными.
Однако в целом жизнь крестьян в России была очень тяжелой, и правление Петра I только ухудшило их положение. Налоги и повинности росли, мужчин регулярно отправляли на военную службу, а многих фермеров насильно отправляли строить города и каналы. Чтобы платить все государственные налоги и обеспечивать землевладельцев, фермерам приходилось прибегать к переработке отходов и работать на фабриках и в городах в качестве временной работы.
Из-за тяжелых условий жизни и произвола помещиков, многие крестьяне были вынуждены покинуть свои деревни и взять свою судьбу в свои руки. Самыми популярными местами были Сибирь и Дон. За первые 25 лет 18-го века, официальные данные свидетельствуют о том, что по меньшей мере 200000 человек сбежали. Власти принимали все более жесткие меры, чтобы остановить бегство: в отношении сбежавших крестьян было издано 46 постановлений, предусматривающих более суровые наказания. Сбежавших крестьян избивали кнутами, а тех, кто их прятал, наказывали штрафами до 100 рублей, конфискацией имущества и даже высылкой на принудительные работы
29.
Конец правления Петра I совпал с важным периодом в истории России. Он предпринял значительные изменения в социальной и экономической структуре страны, которые повлияли на положение населения.
Одним из основных изменений было введение новой системы государственного управления и централизации власти, которая сделала государство более эффективным и способствовала модернизации экономики.
Однако, эти изменения не были безболезненными для населения. В результате реформ, многие крестьяне и рабочие оказались в бедственном положении, что привело к ухудшению их жизненного уровня. Различные налоги и повинности, введенные Петром I, обусловили увеличение эксплуатации населения, в том числе и крестьян, их дополнительную нагрузку и сокращение прав на землю.
Кроме того, политика Петра I по усилению армии и войны привела к резкому увеличению численности солдат и обязательной консолидации населения, что также повлияло на общее положение населения.
Таким образом, к концу правления Петра I положение населения России было довольно сложным и противоречивым. С одной стороны, произошли значительные изменения, благодаря которым была создана более централизованная и эффективная система управления. С другой стороны, эти изменения привели к неравенству и эксплуатации населения, особенно крестьян и рабочих, и ухудшению их жизненного уровня.
Конец правления Петра I был временем значительных изменений в положении населения России. Реформы, проведенные Петром I, направлены были на совершенствование государственного аппарата и национальной экономики. Однако эти реформы имели как положительные, так и отрицательные последствия для населения.
С одной стороны, благодаря реформам Петра I, Россия стала сильным государством с развитой промышленностью и торговлей. Это привело к увеличению доходов и возможностей для многих людей. Также были проведены меры по улучшению медицинского обслуживания, развитию образования и науки.
С другой стороны, реформы Петра I привели к значительным социальным изменениям, которые сказались на жизни обычных людей. Например, введение государственной службы и принудительное воинское призывание привели к тому, что многие люди теряли свои земельные участки и другие источники дохода. Была также введена налоговая система, которая могла быть тяжелой для многих людей, особенно для крестьян.
Кроме того, в период правления Петра I были проведены войны, которые привели к значительным потерям среди населения. Например, в ходе Северной войны было потеряно около 200 000 жизней российских воинов, и многие гражданские жители были вынуждены бежать из зоны боевых действий.