ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доклад на личность мохаммеда
Введение
Личность Мухаммеда, основателя исламской религии, заслуживает полного внимания со стороны всех, кто интересуется религиозною жизнью народов. Достаточно одного того, что вот уже несколько столетий с именем Мухаммеда умирают миллионы людей, при каждом жизненном случае вспоминают его имя, чтобы признать мнимого пророка мусульман замечательной личностью. Какой-то удивительной, непостижимой силою он сковал массы людей и держит их в своих оковах. И напрасно эти вымученные рабы своего господина стремятся освободиться из оков его. Еще долго это имя будет произноситься его почитателями с благоговением. Для мыслящих же людей оно останется памятным навсегда. Кто же он был этот, великий человек? Мухаммед — исчадие ада, воплощение зла: он плут, лгун и обманщик. Мухаммед — человек святой, пророк, стоявший в прямом общении с Богом. Вот две крайности, которые мы слышим о Мухаммеде. По нашему мнению, Мухаммед был ни то, ни другое. Он был сын своего народа, может быть, лучший его сын. Но не более этого. Достоинства и недостатки Мухаммеда были достоинствами и недостатками его народа. Он вывел свой народ из дикого состояния, но прекратил всякий ход и движение по пути прогресса дальнейшим своим последователям. За многое он заслуживает похвалы, за многое — порицания. Он был и по душе, и по телу простой, необразованный араб, который не мог сделать больше того, что ему давала его страна и люди. Высказанный нами срединный взгляд на Мухаммеда, по нашему мнению, самый правдивый взгляд.
Родина Мухаммеда
Мухаммед был сын счастливой Аравии. Этот дикий, пустынный полуостров населяло семитическое племя арабов, очень близкое и родственное и по языку, и по природным качествам, и даже по местожительству с евреями. Весь этот народ не представлял чего-нибудь целого, единого — напротив, он был разбит на отдельные немногочисленные роды, у которых общего было только то, что они заселяли Аравийский полуостров и говорили одним языком. Арабы находились в постоянной между собой вражде и приобретали
грабежом все необходимое для своего существования. Некоторые из них занимались торговлей, снаряжали караваны, ежегодно отправляемые с юга Аравии в Сирию и Месопотамию. Эти караваны по обыкновению останавливались в местах, где была вода, растительность, в так называемых оазисах. Впоследствии на этих местах основались селения, а затем и города, из которых главные в Хаджизе, известной местности Аравии, были Мекка и Ятриб, ныне Мелина. В эти города арабы собирались для торговли, литературных занятий, причем лучшие литературные произведения вышивались золотом и вешались в Каабе.
Арабы считали себя потомками патриарха Авраама через сына его Измаила, и он был у них в большом почете. Язык арабов имеет некоторое сходство с еврейским и действительно указывает на сродство между ними и евреями. По арабским преданиям, знаменитый источник воды Зем-зем в долине около города Мекки был именно тот источник, который открыл Архангел Гавриил, чтобы утолить жажду Агари, служанки Авраама, с ее сыном Измаилом (Быт. Гл. 16 и 21). Далее предание гласит, что Авраам, при посещении сына своего Измаила, построил своими руками недалеко от этого источника хижину Каабу, которая впоследствии сделалась предметом почитания у арабов. Это здание находилось около города Мекки, куда еще до появления Мухаммеда с давних пор стекался народ на богомолье.
Можно думать, что первоначально арабы были почитателями истинного Бога. Это продолжалось до тех пор, пока среди них живы были предания о праотце их Аврааме и об исповедуемой ими религии. Впоследствии веру в истинного Бога они превратили в самое грубое идолопоклонство. Кааба стала храмом идолов. Здесь каждое племя имело своего бога-идола, которому они и поклонялись. А так как арабских родов было много, то и идолов вокруг Каабы и в ней набралось до четырехсот. Для каждого племени были свои кагины-прорицатели, которые пользовались, по верованию арабов, особым благоволением богов, получали от них откровения и передавали их людям. Должно, однако, сказать, что идолопоклонство, видимо, не удовлетворяло арабов, и они охотно прислушивались к религиозным толкам окружающих их народностей. Да и сама Кааба заключала в себе не только идолов, но и статуи Пресвятой Девы, Божественного Младенца и пр. Среди арабов жили иудеи и различные иудейские и христианские сектанты. Все они оказывали сильное воздействие на арабов, а вместе с ними и на их будущего пророка. Для этого достаточно только сравнить вероучение этих сектантов и вероучение Корана. Например, эвиопиты предлагали свое учение об откровении. Божественное откровение впервые было дано Адаму, но так как, передаваясь устно, оно скоро было искажено, то Бог восстановлял его через избранных мужей в лице патриархов и пророков, каковы были: Авраам, Моисей, Давид, Христос. Это учение о пророчестве мы встречаем и у Мухаммеда. И на практике ему не раз предлагалось для оправдания своих исторических ошибок прибегать к заявлению об откровениях и поправках в оных. Ессеи имели свои свитки Библии, несколько отличные от еврейских, которые, по их верованию, были открыты еще Аврааму. И у мухаммедан до настоящего времени хранится учение о списках, ниспосланных Аврааму. Под влиянием иудейства и христианства образовалось в Аравии особое направление людей-ганифов. Их вероучение представляло из себя чистейшее изложение единобожия. По-видимому, люди, близкие к Мухаммеду, были именно ганифами; таковыми называют близких родственников его жены — Вараку, Зейла и др. Они тоже имели свое значение для образования учения Мухаммеда.
Из смешения различных взглядов, мировоззрений Мухаммед образовал новую религию. Ее можно назвать национальной религией арабов. Она наиболее подходила к простоте арабов, их неразвитости, независимости и их чувственности. На ней отобразились многие черты, свойственные арабам. В большом почете у арабов была хитрость; эта черта, уважаемая арабами, усвояется Богу (Кор. 8:30; 3:47; 14:47). У арабов был обычай мстить за обиду. И вот их пророк провозглашает: «В мести жизнь для вас, люди рассудительные!» (2:175). Страстность занимает не последнее место в характере араба. Опять религия идет навстречу их склонностям. Она благословляет многоженство (23:5–7). Прохладная тень под деревьями и вода за недостатком их в Аравии всегда составляли предмет мечтаний для араба. Все эти удовольствия в загробном мире Мухаммед обещает арабам (9:75, 13:23; 2:23; 3:13).
Арабы увидели в этой религии свою душу, увидели что она исходит из их существа жизни и условий природы. Все их симпатии направились к этой религии, а Мухаммед сделался их верховным главою и руководителем.
Рождение Мухаммеда и его детские годы
Мухаммед (арабское слово; в переводе на русский значит прославленный, достохвальный) родился в городе Мекке 20 апреля 571 года. Он происходил из знаменитого племени корейшитов, которое было господствующим в Мекке. В числе предков Мухаммеда называют знаменитого Косая, который захватил власть в Мекке и дал племени корейшитов преобладающее значение. Родители Мухаммеда — отец Абдаллах, сын Абдул-Мутталибы, и мать Амина, несмотря на знатность происхождения, были бедны. Отец немного не дожил до рождения сына. Он был с караваном в Ятрибе и там умер. Немного он оставил сыну наследства: пять верблюдов, козье стадо и рабыню. Потому будущий руководитель арабов на первых порах своей жизни принужден был проводить бедную жизнь.
По легендам и основанным на них летописям, рождение младенца сопровождалось многими чудесами, которым и в настоящее время верит мир ислама, хотя этот самый мир и уверяет, что его религия ясна, рациональна и чужда таинственности. Ночью, в минуту появления его на свет, вдруг великое небесное сияние осветило всю окрестность, и новорожденный, возведя глаза к небу, воскликнул ясным и громким голосом: «Нет Бога, кроме Бога; Мухаммед — пророк Его». Дворец Хозроя, царя персидского, страшно поколебался, и многие из башен его разрушились, а Кади, судья Персии, видел во сне, что арабский конь победил свирепого персидского верблюда. Поутру он рассказал свой сон Хозрою и объяснил ему, что сон этот предвещает грядущую опасность от Аравии. В эту же достопамятную ночь священный огонь Зороастра, который тщательно поддерживался волхвами и непрерывно горел более тысячи лет, внезапно погас и все идолы в мире попадали с мест своих. Мать ребенка рассказывала также, что еще во время беременности из ее утробы исходил свет, освещавший в ее глазах всю вселенную. Рассказывала также и кормилица Галима, что, когда она везла порученное ей дитя к себе в пустыню, осел, на котором она ехала, провозгласил человеческим голосом, что покоившийся на его хребте ребенок сделается главою небесных посланников. Овцы,
мимо которых они ехали, кланялись им до земли, и даже луна, залюбовавшись младенцем, остановила свое течение.
Вследствие смерти отца Мухаммед остался на попечении матери, и так как мать Мухаммеда не отличалась особенным здоровьем, то отдала сына на вскормление бедной бедуинке Галиме. Довольная своим молочным сыном, Галима устроила его в корзине, которую и прикрепила на хребте ослика вместе с кувшином воды из Зем-зема. Ей, почувствовавшей к ребенку материнскую нежность, могло и действительно показаться, что овцы, мимо которых они пробирались к шатру, поставленному за городом, у предгорья, любовно кивали им своими мордочками.
К детским годам Мухаммеда относят событие, не лишенное интереса. Когда мальчику было пять лет, он, однажды играя со сверстниками, впал в нервное состояние и обморок, так что его товарищи по играм сочли его мертвым. Они прибежали к кормилице с известием, что маленький Мухаммед лежит за шатром с пеною у рта и с выкатившимися зрачками и по временам вздрагивает, как ужаленный змеей. Имевшаяся в запасе вода из колодезя Зем-зема привела его в себя. Мухаммедане впоследствии по-своему объяснили это событие. Они уверяют, что это ангел
Гавриил распорол грудь Мухаммеду и очистил его внутренность от греховности. Естественнее, конечно, смотреть на это событие как на зачаток тех болезненных эпилептических припадков, которыми Мухаммед страдал в течение своей жизни.
Проповедническая деятельность Мухаммеда в Мекке.
Бегство в Медину
До сорока лет Мухаммед не решался выступать в качестве проповедника. Но своих мечтаний о вере и религии не оставлял. Продолжая томить себя выспренним настроением, он дошел наконец до той степени галлюцинации, когда личные фантазии и стремления принимают желательные образы, а внутренний голос слышится исходящим из пространства, с горных вершин. Так, ему казалось, куда бы он ни посмотрел, что пред ним один и тот же предмет. Другой раз он слышал голос, зовущий его: «Мухаммед, Мухаммед!» Мухаммед оглядывался, прислушивался в ту сторону, откуда шел голос, но ничего не видел.
Мухаммеду было известно, что пророки и посланники получали откровения через служителей Бога — ангелов, и преимущественно через ангела Гавриила. И вот внутренний голос Мухаммеда перешел путем галлюцинирования в ангела, образ которого вполне отвечал образу Гавриила, посещавшего обычно Божьих посланников.
На сороковом году жизни Мухаммеда в ночь Аль-кадр (ночь Божественных определений) в пещере Хира впервые явился Мухаммеду, по верованию мухаммедан, ангел Гавриил. Свое появление он обнаружил таинственно произнесшимся в пещере приказанием: «Читай». «Не могу, — был ответ Мухаммеда. — Не умею». Но тут он почувствовал, как ангел сдавил ему горло и повторил приказание читать. Мухаммед вновь спросил: «Что читать и как читать, не знаю грамоты». Три раза он отказывался читать, но ангел повалил его на землю и громко произнес: «Читай во имя Господа твоего!» Тогда Мухаммед прочитал, и видение исчезло