Файл: Самостоятельная работа Подготовили студенты 1 курса Профессии Сварщик (ручной и частично механизированные сварки (наплавки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

<<Самарский техникум авиационного и промышленного

машиностроения им. Д. И. Козлова>>

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ Работа

Подготовили: студенты 1 курса

Профессии: Сварщик (ручной и частично

механизированные сварки (наплавки)

Федотов Данила Александрович

Андреев Никита Петрович

Проверил: Преподаватель Информатики

Ежова Ирина Александровна

Древность

Устная передача-самый древний способ передачи знаний в истории человечества. После изобретения древними цивилизациями систем записи люди начали использовать для письма почти всё, на чём можно писать-глиняные Таблички

Шумерская глиняная табличка с клинописью

Табличку можно определить как физически прочный, надежный носитель письменной информации, относительно удобный в повседневном использовании и траспортировке. Пишущим средством в этом случае, как правило, выступало стило. Можно выделить два основных типа табличек глиняные(например ,у населения долины между Тигром и Евфратом),которые часто использовались для письма клинописью[4],и восковые. Последние представляли собой дощечки, покрытые слоем воска , в то время как глиняные полностью состояли из глины и прочности. После этой процедуры, соответственно, изменить текст было уже невозможно; напротив, записи на восковых табличках можно было стереть и использовать носитель повторно. В Древнем Риме дощечки часто скрепляли друг с другом. Известно, что существовали ((диптихи)), ((триптихи)) и ((полиптихи)) (соответственно две, три много дощечек)[5], образуя тем самым своеобразный прототип современной книги-кодекс[6].

Свитки

Винченцо Фоппа. Юный Цицерон за книгой

В Древнем Египте для записи, со времен Первой Династии, использовался папирус (вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения). Однако первым свидетельством считают бухгалтерские книги царя Нефериркаре Какйя Пятой Династии (приблезительно 2400 лет до н.э). Отдельные листы папируса, для удобства хранения, склеивались в свитки. Эта традиция получила широкое распространение в Эллинском и Римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались так же древесная кора[7] и другие материалы. Технологию изготовления папируса описал в ((Естественной истории )) (XIII. 11-13) Плиний Старший [8] . Согласно Геродоту (История 5:58), финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около X или IX века до н.э. Греческим словом для папируса как материала для записей стало ((библион)), а для книги-((библос)) [9] которое произошло от названия финикийского портового города ((Библос))[9] которое произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию[10].


Чернила с поверхности папируса легко смывались и лист мог использоваться вторично для новых записей. Длинная полоса (по-гречески ((хартия)) ) склеенных листов папируса (обычно около 20) исписывалась с одной стороны. Папирусная полоса наматывалась на валик с ручками. При чтении надо было держать одной рукой валик, а другой разматывать свиток[11].

Кодексы

Основная статья: Кодекс (книга)

В V веке Исидор Севильский разъяснял различия между книгой, свитком и кодексом в соответствии с существовавшими тогда представлениями следующим образом: кодекс составлен из множества книг, книга-из одного свитка. В современном понимании кодекс можно назвать первым носителем информации, который характеризуется заметным сходством с книгой: страницы равнозначного размера тем или иным образом скреплены с одной стороны и заключены в обложку, изготовленную из некоторого достаточно прочного материала. Несмотря на свои положительные аспекты, кодексы не получили широкого распространения в эпоху античности и приобрели популярность уже в III-IV веках, в христианском папируса, не ломался, когда его сгибали[12], его можно было резать. Преимущества такого формата состояли в его экономичности (можно было использовать обе стороны носителя письменной информации), портативности и применения: с него легко удаляется краска. Распространена была записная книжка из четырёх листов пергамента, согнутых и прошитых посередине, так получалось 16 страниц. Такая книжка по-гречески ((тетрада)) ((четвёрка)), современные книжные блоки собираются из 16-ти и 32-страничных тетрадей[5].

Книготорговля

Основная статья: Книготорговля

О торговцах книгами сообщают греческие авторы V века до н.э. (например, Ксенофонт). Книгопродавцев (библиополов) упоминают в своих комедиях Аристомен и Никофон. Торговля в Риме уже была обычным явлением. Появляются мастерские, где книги переписываются и продаются. Одними из первых издателей, имя которого дошло до наших дней был Тит Помпоний Аттик. С теми из авторов, кто давал разрешение на переписку своих произведений, Аттик расплачивался несколькими экземплярами их копий [13].

Средневековье

Рукописи

Рукописные книги (манускрипты) создавались в мастерских-скрипториях (от латинского ((скриптор)) – ((писец)) ) . В столице Византии Константинополе скрипторий ( известно, что он сработал уже в 356 году) основал Констанций II, при котором также в столице появилась публичная библиотека (в 475 году в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также при монастырях, крупнейший из них работал в Студийском монастыре. Для того, чтобы строки выходили ровными, пергамен разлиновывался пластинкой из мягкого свинца, позднее для этой цели использовался грифель. Текст каллиграфы наносили чернилами с помощью тростниковой пера ( калама[en]),деревянной палочки, позднее использовались также птичьи перья [14] [15]. Со временем листы некоторых рукописей стали окрашивать в разные цвета, текст выполнялся цветными чернилами. Начало нового абзаца писалось красными чернилами ( их делали из киновари или сурика). Каллиграфов, писавших начала абзацев называли рубрикаторами (от латинского ((рубер))- красный).[16]. Появилось мягкое и округлое унциальное письмо,

удобное для исполнения на пергамене пером, расцвет его приходится на IV век [17]. Так как пергамен был очень дорог, его часто использовали повторно- тексты смывали специальными составами, скорбили пемзой и писали новые. Рукописи, выполненные на пергамене повторного применения, называются палимпсестами. Большей частью таким образом в средние века уничтожались античные книги, однако известны и обратные случаи - в эпоху высокого средневековья уже тексты античных авторов писались поверх произведений отцов церкви [18] [K1] [16].

Падение Римской империи в V веке уменьшило её культурное влияние на остальной мир. В западной Римской империи традиции письма латынью хранили в монастырях, так как сначала Кассиодор в монастыре Вивария, а позже Бенедикт Нурсийский в VI веке подчеркнули важность переписывания текстов. Это очень повлияло на значимость книг в период Средневековья, хотя тогда книги, в основном, читало духовенство. До изобретения и широкого распространения печатного станка практически все книги копировались от руки, ввиду чего рукописные издания были довольно редки и дороги. Небольшие монастыри обыкновенно имели несколько десяток книг, в распоряжении более крупных насчитывалось до нескольких сотен; к IX веку крупной считалось коллекция в 500 книг, и даже к концу периода Средневековья папская библиотека в Авиньоне и собрание книг Сорбанны насчитывали лишь около двух тысяч изданий [20].

Ксилография и инкунабулы

В начале XIV века в Западной Европе появилось ксилография ( она была разработана задолго до этого на Востоке (один из самых ранних образцов датируется VIII веком), издавна ксилографические книги печатались в Корее)[21]. В ксилографии матрица с изображением страницы вырезалась из куска древесины. Её можно было окунуть в чернила и использовать, чтобы сделать несколько копий страницы. Самые ранние печатные формы с текстом использовались для производства набивных тканей [22]. Книги, так же, как набойку, игральные карты и религиозные изображения, начали производить ксилографией. Поначалу бумажные листы печатались лишь с одной стороны, а их пустые стороны склеивались. Печать с обеих сторон листа стала возможна после изобретение станка. Создание книги было кропотливым процессом, так как для каждой страницы нужно было делать резьбу ( на что уходило около месяца). Кроме того, дерево было недолговечно – оно легко стиралось и трескалось, а после того, как деревянные формы были использованы для печати, их выбрасывали [23].


Печатные книги, отдельные листы и иллюстрации, созданные в Европе по 31 декабря 1500 года, известны как инкунабулы ( лат. Incunabula-((колыбель)) ) [24].

С широким распространением бумаги, известной Европе с XII века [25], удешевилось книгопечатание. Первые книги, в которых использовалась бумага, содержали так же и листы пергамена: обыкновенно бумажная тетрадь из 4 листов оборачивалась листом пергамена [26].

Наборная форма

Воспроизведение текста оттисками отдельных штампов было известно с давних времён ( самый ранний известный пример – Фестский диск). В монастыре Прюфенинг хранится запись на латинском языке об основании церкви, оттиснутая отдельными штампами в 1119 году [27].

Изобретателем печати с наборной печатной формы считается китайский кузнец Би Шэн ( 990-1051). Его способ печати сотен и тысяч оттисков с одной формы, набранной литерами из обожжённой глины, был описан учёным Шэнь Ко в (( записках о ручье снов)) [28]. Однако в связи с тем, что китайская письменность идеографическая, печать с наборной формы в Китае не получила широкого распространения, так как наборные кассы со всеми необходимыми литерами достигали огромных размеров[29]

Гутенберг

В XV Иоганн Гутенберг первым в Европе использовал для печати типографический станок с металлическим подвижными литерами, это позволяло получить большое количество оттисков. Механизмы, подобные станку Гутенберга, издавна применялись в виноделии и при производстве бумаги. Также Гутенберг начал изготавливать литеры с помощью словолитной формы, значительно упростив процесс [30].

Книги стали сравнительно доступными, хотя для большинства всё ещё весьма дорогими. Закрепление текста в сотнях или тысячах идентичных экземплярах привело к появлению устоявших редакций произведений, свободных от ошибок и искажений, неизбежных при их переписывании[24].

Новое время

Титульный лит старинной книги. Издатель Джон Баскервилл, 1757

Несмотря на рост масштабов книгопечати в XV веке, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна.

Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда королевский печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елевете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в XVIII и XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съемные закладки начали появляться в 1850-x, их выполняли, как правило, из шёлка или вшитой ткани.


В начале 1800-x стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за тоже время не более 2000 знаков.

В конце 1800-x века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу.

Многие годы, начина с XV века, были потрачены на улучшение печатных машин и принятие свободы слова, постепенно снижая уровень цензуры[31]. А к середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год.

Всего, на сегодня, существует примерно 130 миллионов наименований книг [32].

Современные технологии

Основная статья: Полиграфия

Памятник книгам в Берлине

Методы, используемые для печатания и переплетания книг, практически не подвергались никаким изменениям в период с XV по начало XX века [источник не указан 84 дня]. Хотя в процесс постепенно вносились те или иные средства автоматизации, в 1900 году печатный механизм всё ещё имел много общего со станков Гутенберга [ источник не указан 84 дня ]. Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр. Страницы последовательно напечатываются на рулонной бумаге, которая впоследствии разделяется на отдельные листы, таким образом, что в итоге книга сразу будет собрана в правильном порядке. Такой станок, соответственно, называется рулонным, или ротационным; существуют также и офсетные станки, печатающие на отдельных листах, а не на рулонах.

После сбора листов с оттисками осуществляются переплетные работы. В середине прошлого века соотвестующая часть работы выполнялась обособленными предприятиями, которые не занимались книгопечатанием и выполняли только лишь работу по переплетанию книг; в настоящее время активные процессы слияния и реоргазации компаний приводят к тому, что интеграция различных задач в рамках одной и той же издательской фирмы нарастает, итеперь найти предприятие, подобное описанному выше, затруднительно. Растет популярность переплетания книг без традиционной прошивки, однако прежние методы брошюрования также находят применение в полиграфическом процессе.