Файл: Урок литературного чтения во 2м классе. Рассказ Е. И. Чарушина "Страшный рассказ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературного чтения во 2-м классе.
Рассказ Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"
Цели: -познакомить с писателем Е. Чарушиным;
- создать условия для:
-
раскрытия смысла художественного произведения; -
расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие); -
развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни. -
Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий « сени», «чулан». -
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, бегло, осознанно и правильно читать, продолжить формирование выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов , орфоэпического произношения, соблюдения пауз и логических ударений, соблюдение интонаций и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся. -
Воспитательные: содействовать пробуждению в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, формировать представление о взаимоотношениях человека и природы, содействовать осознанию учащимися ценности всего живого. -
Образовательные технологии: игровые, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучение, ИКТ, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя, презентация
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
І. Орг.момент.
-
Эмоциональная мотивация
_- Уважаемые ,ребята.Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Пожелайте себе удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок. -
Речевая разминка.
I1. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).
Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( нужно было читать, разделить текст на части)
Но вначале восстановите деформированный план рассказа.
-
Ребята ловили утят. (2) -
Приказ взрослого. (3) -
Утка повела утят к озеру. (1) -
Семья продолжает путешествие. (4)
- Перескажите по этому плану.
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?
ІІ I. Изучение нового материала
1. Целеполагание.
- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)
- Кого мы называем нашими меньшими братьями?
(Надпись на доске: “Я и мои друзья”).
-Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Кто хочет поделиться своими мыслями, в чём смысл его?
- Можно ли животных назвать нашими друзьями?
-Для чего нужно заботиться о животных?
- Прочитайте названия животных. Выделенные буквы соедините в слово (черепаха, аист, рысь, утка, шмель, индюк, носорог) узнаете фамилию писателя.) ЧАРУШИН
2. Работа с портретом.
-Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?
-Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине?
-Как вы думаете чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.
- Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Евгении Ивановиче Чарушине. Послушаем
Сообщение 1. Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.
Сообщение 2. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных
, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.
Сообщение 3. Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.
Сообщение 4. Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.
-О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.
3. Первичное восприятие художественного произведения
а). Отгадайте загадку:
- По каким признакам вы узнали?
-Кто видел ежа? Где?
-Чем питается еж?
Сообщение ученика -Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.
б)Эмоциональная подготовка к восприятию.
-Вы когда-нибудь вечером дома были одни?
-Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
-Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?
- Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Ответы детей).
в). Словарная работа.
- Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов.
- Что такое : Сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом).
Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).
г)Чтение рассказа учителем( но диалог в рассказе читают два ученика)
(включаю аудиозапись шума, издаваемого ежиком)
д) Первичный анализ.
-Что ты испытывал, слушая это произведение?
-Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?
4. Повторное чтение и анализ произведения.
а) Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке
б) Анализ произведения.
- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)
- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)
- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
5. Художественное исполнение. (Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
-Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
-Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.
6. Работа с пословицами.
- На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”
- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
7. Художественное творчество
-Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?
-Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.
-Для чего нужно оберегать диких животных?
- Почему надо любить и беречь природу?
- Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.
8. Возвращение к эпиграфу.
Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с эпиграфом.
IV. Рефлексия
-
Что нового вы узнали сегодня на уроке? -
Чем особенно творчество писателя Е.И. Чарушина? -
Какие формы работы на уроке вам больше понравились? -
Какие задания показались интересными? -
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем? -
Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).
V. Выставление оценок. Похвала.
- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице). “Настоящее чтение учит быть человеком”.
VI. Домашняя работа
1. Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138.
2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.