Файл: Урок литературного чтения во 2м классе. Рассказ Е. И. Чарушина "Страшный рассказ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Рассказ Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"


Цели: -познакомить с писателем Е. Чарушиным;

- создать условия для:

  • раскрытия смысла художественного произведения;

  • расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие);

  • развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.

  • Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий « сени», «чулан».

  • Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, бегло, осознанно и правильно читать, продолжить формирование выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов , орфоэпического произношения, соблюдения пауз и логических ударений, соблюдение интонаций и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

  • Воспитательные: содействовать пробуждению в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, формировать представление о взаимоотношениях человека и природы, содействовать осознанию учащимися ценности всего живого.

  • Образовательные технологии: игровые, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучение, ИКТ, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя, презентация
Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

  1. Эмоциональная мотивация
    _- Уважаемые ,ребята.Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Пожелайте себе удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.

  2. Речевая разминка.




I1. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).

Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( нужно было читать, разделить текст на части)

Но вначале восстановите деформированный план рассказа.

  1. Ребята ловили утят. (2)

  2. Приказ взрослого. (3)

  3. Утка повела утят к озеру. (1)

  4. Семья продолжает путешествие. (4)

- Перескажите по этому плану.
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?

ІІ I. Изучение нового материала

1. Целеполагание.

- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)

- Кого мы называем нашими меньшими братьями?

(Надпись на доске: “Я и мои друзья”).
-Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Кто хочет поделиться своими мыслями, в чём смысл его?

- Можно ли животных назвать нашими друзьями?

-Для чего нужно заботиться о животных?
- Прочитайте названия животных. Выделенные буквы соедините в слово (черепаха, аист, рысь, утка, шмель, индюк, носорог) узнаете фамилию писателя.) ЧАРУШИН

2. Работа с портретом.
-Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?

-Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине?

-Как вы думаете чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.

- Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Евгении Ивановиче Чарушине. Послушаем

Сообщение 1. Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Сообщение 2. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных

, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.

Сообщение 3. Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.
Сообщение 4. Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.
-О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.

3. Первичное восприятие художественного произведения

а). Отгадайте загадку:



- По каким признакам вы узнали?

-Кто видел ежа? Где?

-Чем питается еж?

Сообщение ученика -Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.


б)Эмоциональная подготовка к восприятию.
-Вы когда-нибудь вечером дома были одни?

-Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
-Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?

- Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Ответы детей).

в). Словарная работа.

- Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов.
- Что такое : Сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом).

Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).
г)Чтение рассказа учителем( но диалог в рассказе читают два ученика)

(включаю аудиозапись шума, издаваемого ежиком)

д) Первичный анализ.
-Что ты испытывал, слушая это произведение?

-Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?

4. Повторное чтение и анализ произведения.

а) Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке



б) Анализ произведения.

- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)

- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)

- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
5. Художественное исполнение. (Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
-Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
-Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.


6. Работа с пословицами.

- На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.

“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”

- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.

7. Художественное творчество

-Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?

-Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.

-Для чего нужно оберегать диких животных?

- Почему надо любить и беречь природу?

- Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.

8. Возвращение к эпиграфу.
Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с эпиграфом.

IV. Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Чем особенно творчество писателя Е.И. Чарушина?

  • Какие формы работы на уроке вам больше понравились?

  • Какие задания показались интересными?

  • Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

  • Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).

V. Выставление оценок. Похвала.

- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице). “Настоящее чтение учит быть человеком”.

VI. Домашняя работа

1. Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138.

2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.