Файл: Библиотечная педагогика и психология в системе научного знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Библиотечная педагогика и психология в системе научного знания

Современную ситуацию в библиотечной практике можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, формируется новая образовательная концепция библиотеки, то есть система представлений о назначении библиотеки в обществе и сущности ее работы с читателями в контексте проблемы непрерывного образования.

Роль библиотек в образовательном процессе обусловлена их информационными возможностями (фондами, справочно-библиографическим аппаратом), последовательной работой по обеспечению квалифицированной информационной поддержки процесса обучения и необходимостью дополнительного образования в области информационной культуры личности.

Формирование новой гуманитарной парадигмы требует изменения содержания деятельности библиотек по созданию образовательной среды.

Представляется, что ее основой должна стать аксиологическая концепция, согласно которой сущностью этой деятельности является формирование у читателей ценностного отношения к культуре в целом и книге и чтению в частности.

Во-вторых, изменяется отношение к читательской аудитории, которая воспринимается не как объект обучения и воспитания, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в библиотечной среде. Появляются разнообразные интерактивные, диалоговые, формы работы с различными категориями читателей (пользователей). Разрабатываются многочисленные авторские программы, основанные на методах развивающего обучения (Николаев, Пермь, Петербург), работают целевые программы информационной поддержки образования (Екатеринбург).

Использование таких методов позволяет создать условия для формирования личности, способной саморазвиваться, принимать решения, творчески мыслить, существовать в новом информационном пространстве.

В-третьих, на базе новых коммуникационных технологий происходит изменение информационной среды, способствующей интеграции знаний.

Создание информационных библиотечных систем, реализация принципов дистанционного образования в библиотечной деятельности дает основания говорить о предпосылках создания единой информационно-образовательной среды. В связи с этим возникает необходимость целостной концепции библиотечной педагогики, которая будет способствовать реализации образовательной, педагогической функции библиотек. Между тем на данном этапе развития библиотековедения эта концепция разработана недостаточно.


В начале 90-х гг. одной из важных задач в области библиотечно-педагогических знаний была признана задача терминологического обеспечения библиотечной педагогики. Отмечалось, что словари библиотечных терминов отражают терминологию этого направления недостаточно полно, а публикации по данной теме неоднозначно трактуют понятия.

Библиотечная педагогика, как определяет ее современный терминологический словарь библиотечного дела – это дисциплина, изучающая педагогические основы библиотечной работы, проблемы теории чтения, воспитания его культуры, а также взаимоотношений библиотекаря и читателя.

В Словаре 1995 г. библиотечная педагогика руководствуется положениями педагогики о теоретических основах воспитания, объеме и содержании знаний, характеризующих различные ступени культурного развития человека.

В издании словаря 1976 г. определение библиотечной педагогики отсутствует.

Как видно из приведенных дефиниций, библиотечная педагогика понимается как теоретическая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогической науки и библиотековедения. На разных этапах существования библиотековедение понималось как

  • составная часть педагогики внешкольного образования (дореволюционный период);

  • как научная дисциплина, смежная с педагогикой (до 70-х гг. XX в.).

В 70-е гг. О.С. Чубарьян обосновывает понятие “педагогика чтения”, трактуя его как специальное исследовательское направление, ведущая роль в котором принадлежит библиотековедам. Одновременно он делает вывод о формировании на прочной научной основе библиотечной педагогики, впервые используя термин в такой формулировке и в таком значении.

В 1984/85 учебном году в Московском институте культуры был введен курс “Библиотечная педагогика”, основной целью которого является формирование педагогического мышления.

Содержание курса:

общие основы педагогики (предмет и метод, педагогическое общение, библиотекарь как педагог);

дидактика (принципы, методы и формы педагогического процесса);

теория воспитания.

Как полагают составители курса, главная цель современной библиотечной педагогики в том, чтобы воспитать библиотечную, библиографическую самостоятельность, выработать умение вести отбор документов, воспринимать заложенную в них информацию.



В то же время анализ программ библиотечно-библиографического образования читателей показал, что основным недостатком обучения читателей (пользователей) является его дискретность и отсутствие системы в процессе формирования знаний, умений и навыков. Преобладает пассивное обучение основам библиотечно-библиографических знаний. То есть не выдерживаются основные требования к образовательному процессу: непрерывность, преемственность, актуальность, системность, комплексность, личностно-ориентированный, деятельностный подход.

Таким образом, существует необходимость разработки целостной концепции библиотечной педагогики, которая будет способствовать реализации образовательной, педагогической функции библиотек в контексте проблемы “непрерывного образования”, в условиях единой информационно-образовательной среды.

Библиотековедение и психология

Библиотековедение, особенно отечественное, постоянно проявляло заинтересованность в использовании теоретического и методического достояния психологии для анализа многих проблем, в первую очередь связанных с обслуживанием читателей.

Психология обогащает библиотековедение весьма значимыми теоретическими представлениями о таких ключевых элементах библиотечного дела, как читатель и библиотекарь, подводя психологически выверенную научную основу под весь процесс библиотечного обслуживания.

Наибольший смысл для библиотековедения имеют данные общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, психологии труда, инженерной психологии. Общая психология обеспечивает библиотековедение не только закономерностями, описывающими психику и сознание человека, но и анализом личности, ее психологической структуры, направленности, потребностей, интересов, идеалов, которые важны как для понимания конкретного читателя, так и для оценки библиотечных кадров. Высокую актуальность имеют психология общения и межличностных отношений, учение о психологических процессах и свойствах личности, ее индивидуально-типологических особенностях.

Важную роль при разработке теоретических аспектов библиотечного обслуживания играет возрастная психология. Она позволяет учесть особенности детской психологии, психологии подростка, юного, и взрослого человека, пожилого и старого и наиболее эффективно построить процесс удовлетворения информационных потребностей соответствующих категорий читателей. Опора библиотековедения на педагогическую психологию дает ему возможность не только более правильно определить, к примеру, содержание чтения различных групп читателей, но и установить условия создания наиболее благоприятной атмосферы во
взаимоотношениях читателя и библиотекаря, сформулировать основные критерии соответствия библиотекаря требованиям библиотечного психолого-педагогического процесса. Учитывая данные психологии труда, библиотековедение определяет профессионально важные качества личности библиотекаря, составляющие основу библиотечной профессиографии, изучает психологические основы повышения качества труда, организации здоровых отношений в библиотечном коллективе, психологически грамотного управления библиотекой и т.д. Все большее внимание библиотековедения привлекает инженерная психология. Библиотечный труд все чаще приобретает форму взаимодействия библиотекаря с машиной, преимущественно с ЭВМ. Инженерная психология — один из источников выработки научных рекомендаций библиотековедения по вопросам рациональной организации труда в библиотечных автоматизированных системах.

Важнейшим результатом развития взаимосвязи библиотековедения с психологией является библиотечная психология — частный подраздел библиотековедения, возникший на стыке библиотековедения и психологии и изучающий психологические основы библиотечного дела. Разумеется, и психология может использовать данные библиотековедения, получаемые, например, в результате тестирования читателей.

1.2. Библиотечная педагогика как наукаБиблиотечная психология как наука. Объект, предмет и задачи библиотечной педагогики и психологии

Возникновение библиотечной педагогики положило начало развитию важнейшей мысли о том, что любая библиотека обладает педагогической функцией, а стало быть, любую библиотеку нужно рассматривать как педагогическую систему. Педагогическая сущность библиотеки в наибольшей степени проявляется в образовательно - воспитательной и развивающей функциях. Основной целью библиотечной педагогики является свободное развитие личности, а не определение содержания и системы чтения абонента.

В чтении детей, подростков и молодежи сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих чтение и защищающих права читателей на доступ к книге и информации. Концепция взаимодействия библиотековедения и педагогики становится на позиции общечеловеческих ценностей. Они взаимодействуют, вбирая в себя возможность, не только объяснять стороны процессов взаимодействия, но и управлять ими. Каждый из них актуален и приоритетен в той или иной научной проблеме.


Профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря и библиотеки — это сложнейшая многокомпонентная система. Она выполняет такие важнейшие виды деятельности специалистов, как образовательно - воспитательную, информационно-просветительную, коммуникативную, организаторскую, социально-педагогическую, психотерапевтическую, духовно-творческую, исследовательскую и др.