Файл: Ценные бумаги продолжительное время являются одним из выгодных и востребованных инвестиционных инструментов, они также служат формой хранения капитала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 они имеют определенные родовые признаки. Как мы выяснили в первом пара- графе главы 1, ценные бумаги тоже имеют такие признаки: технические и эко- номические реквизиты, являющиеся отличными для каждой ценной бумаги.
Исходя из вышесказанного, в качестве обеспечения обязательств по выдан- ному банком кредиту могут выступать также такие инструменты рынка, как ценные бумаги.
По статье 329 ГК РФ исполняться обязательства могут различными спо- собами: путем обеспечения неустойки, удержания вещи должника, поручи- тельства, залога, задатком и другими. Но к ценным бумагам применим из дан- ных способов может быть только залог [3].
Кредитование ценными бумагами означает предоставление в долг акций, производных инструментов фондового рынка или других ценных бумаг инве- стору или компании. Кредитование с ценными бумагами требует, чтобы заем- щик предоставил залог, который может быть представлен наличными денеж- ными средствами, ценными бумагами или аккредитивом (это условное обяза- тельство банка-эмитента, гарантирующее продавцу получение платежа в опре- деленной стоимости и в конкретное время от покупателя). Когда залог переда- ется в кредит, титул и право собственности также переходят к заемщику.
Кредитование ценными бумагами обеспечивает ликвидность рынков, может генерировать дополнительный процентный доход для долгосрочных держателей ценных бумаг и позволяет осуществлять короткие продажи, кото- рые подразумевают продажу и выкуп заемных ценных бумаг.
Чаще всего кредитование с использованием ценных бумаг осуществля- ется между брокерами, а не между отдельными инвесторами напрямую. Необ- ходимость наличия третьего лица (брокера) в сделке связана с потребностью сторон в том, чтобы верно оценить стоимость и перспективность ценных бу- маг, которые являются предметом кредита и возможно предлагаются в качестве залога. При осуществлении данной сделки заключают кредитный договор, ко- торый включает в себя условия кредита, срок, процентные ставки, плату кре- дитора, а также характер обеспечения [30].

23
К брокерским компаниям, которые осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг России, можно отнести БКС Брокер, Сбербанк, АЛОР
Брокер, Тинькофф, ВТБ, Финам, Открытие, Фридом Финанс, Альфа Директ и другие. Но занимают лидерские позиции такие российские брокеры, как Фи- нам, Открытие, БКС. Они помимо фондового рынка, оперируют на валютном и срочном рынках, что является одним из их достоинств.
Преимущество, которое имеет кредитование ценными бумагами, заклю- чается в том, что оно имеет важное значение для коротких продаж, при кото- рых инвестор занимает ценные бумаги, чтобы немедленно продать их. Заем- щик надеется получить прибыль, продав ценную бумагу и выкупив ее позже по более низкой цене. Поскольку право собственности временно перешло к за- емщику, заемщик обязан выплатить кредитору любые дивиденды [30].
Также инвесторам по тому, как продавцы часто предлагают залог для за- имствования определенных ценных бумаг, легко определить, какие ценные бу- маги пользуются бо́льшим спросом.
Общая доходность как еще одно из достоинств: в то время как валовая прибыль от ценных бумаг обычно невелика, в некоторых случаях ценные бу- маги, использованные в качестве основы кредитования, могут компенсировать расходы [29].
Изучив информацию, представленную на сайте Банка России, мы можем увидеть множество ценных бумаг, которые могут быть приняты в обеспечение по кредитам Банка России:
− облигации, выпущенные от имени РФ (Минфин);
− облигации Банка России (Банк России);
− облигации ипотечных агентств (АО «ДОМ.РФ», АИЖК);
− облигации субъектов РФ и муниципальных образований (Белгородская область, город Новосибирск, город Санкт-Петербург, Иркутская область, Кам- чатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Курская область, Ли- пецкая область, Московская область и другие);


24
− облигации с ипотечным покрытием (АО «Ипотечный агент ВТБ – БМ 2»,
ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент»);
− облигации юридических лиц - резидентов РФ (АК «АЛРОСА» (ПАО),
АО «ЛК «Европлан», АО «Роснано», АО «ПКТ», АО «Почта России», АО «Фе- деральная пассажирская компания», государственная компания «Российские автомобильные дороги», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Нефтяная компания
«Роснефть», ОАО «Российские железные дороги», ООО «Газпром капитал»,
ООО «Лента», ПАО «Магнит», ПАО «Мегафон», ПАО «КАМАЗ», ПАО
«Транснефть», ПАО «Ростелеком» и другие);
− долговые эмиссионные ценные бумаги, которые выпущены юридиче- скими лицами – нерезидентами РФ за пределами России (Gaz Capital S.A.,
Borets Finance DAC, GTLK Europe Capital DAC, Lukoil International Finance
B.V., RZD Capital Plc, Vimpelcom Holdings B.V. и другие) [12].
Эксперты считают, что рынок в России, на котором осуществляется кре- дитование ценными бумагами, довольно перспективный, но они также отме- чают, что он не настолько развит, чтобы полностью удовлетворять возможный спрос.
Это связано с некоторыми факторами. Прежде всего кредитование с ис- пользованием ценных бумаг в отличие от зарубежных государств имеет слабую законодательную базу, которая не учитывает все спорные моменты, способные возникнуть при данной процедуре. В российском законодательстве недоста- точно отражены отношения между субъектами при займе. Также возникает во- прос, как происходит налогообложение доходов, возникших в результате кре- дитования с использованием ценных бумаг [23].
При кредитовании ценными бумагами, как и в случае других видов кре- дитования, стороны данной сделки могут столкнуться с определенными про- блемами. К таким рискам можно отнести:
1. Риск дефолта (несоблюдение условий договора) состоит в том, что за- емщик может не вернуть заемную ценную бумагу обратно кредитору. Чаще

25 всего это происходит, если кредитование было оформлено, не соблюдая зако- нодательные требования.
2. Риск реинвестирования денежного обеспечения, происходящий из-за не- разумного повторного вложения в попытке получить быструю прибыль [26].
3. Риск незаконности сделки, заключающийся в оформлении кредитования сторонами, которые не имеют на это прав, то есть некомпетентными лицами.
4. Риск потери прав: лицо, получившее ценную бумагу, может быть ли- шено права голосовать на собрании акционеров или получать дивиденды.
5. Риск убытков (рыночный риск), связанный с критическим изменением стоимости ценных бумаг в процессе биржевых торгов (котировки) за то время, как эта бумага находилась у заемщика.
6. Риск неликвидности: заемщик может не выполнить все необходимые условия в определенное время и полностью.
7. Риск незамещения стоимости: кредитор может столкнуться с превыше- нием стоимости ценных бумаг над стоимостью обеспечения, что повлечет за собой денежные потери.
8. Риск потери стоимости ценной бумаги происходит из-за недостаточ- ного обеспечения кредита [23].
Итак, мы выяснили, что в качестве обеспечения обязательств по выдан- ному банком кредиту могут выступать и ценные бумаги. Рассмотрели, что представляет собой кредитование ценными бумагами и какие преимущества оно имеет. Также изучили, с какими рисками можно столкнуться при таком виде кредитования.
2.3 Государственный кредит: плюсы и минусы
В зависимости от классификации существуют различные виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, потребительский и другие. В россий- ской практике мы также наблюдаем и государственный кредит.


26
В связи с тем, что государственный кредит является довольно противо- речивым понятием, его рассматривают в узком и широком смыслах:
1. в узком (как правовой институт): совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора.
2. в широком: урегулированные нормами права общественные отношения по поводу получения и предоставления РФ или ее субъектами денежных средств физическим и юридическим лицам и иным субъектам права, приводя- щие к формированию государственного долга.
Государственный кредит регулирует развитие экономической сферы страны со стороны государства. В свою очередь он влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.
Функционирование данного кредита основывается на следующих прин- ципах:
добровольности, согласно которому должник не способ требовать от кредитора предоставление кредита.
возвратности: обязанность заемщика в возврате денежных средств кре- дитору.
срочности состоит в том, что пользование денежными средствами, взя- тыми в кредит, ограничено во времени.
возмездности: необходимость предоставления платы за пользование фи- нансовыми средствами должником кредитору.
обеспеченности: заемщик должен обеспечить исполнение обязательства по возврату государственного кредита.
целенаправленности, заключающийся в том, что должнику необходимо использовать данные в кредит денежные средства в конкретных целях [5].
Государственный кредит необходим для выполнения следующих функ- ций:
1. распределительная функция. Государственный кредит распределяют фи- нансовые средства на потребности экономики страны, например, на

27 осуществление реализации социальных или производственных проектов. До- ходы от данного кредитования формируют бюджет.
2. регулирующая функция государственного кредитования состоит в актив- ном воздействии на макроэкономические показатели общества.
Она влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынках, ва- люту, производство и занятость.
3. контрольная функция. Она заключается в надзоре над эффективным и целевым использованием денег, данных в кредит; своевременным погашением обязательств полностью. Данная функция необходима для контроля над вы- полнением вышеперечисленных функций.
В отличие от других видов кредита, государственное кредитование имеет свои отличительные черты: государство не обязано оглашать причину заклю- чения кредитного договора; в большинстве случаев целью государственного кредита выступает восполнение дефицита в бюджете; в качестве обеспечения такого кредита государство использует собственное имущество; если в каче- стве кредитора выступает государство, то должник получает денежные сред- ства из бюджета страны; если заемщик заключает кредит в банке, который суб- сидирует государство на льготных условиях, то этот вид кредитования явля- ется государственным [9].
В таблице 2 указано, какие субъекты России могут участвовать в госу- дарственном кредите.
Таблица 2 – Участники государственного кредита (составлено автором [9])
Со одной стороны
(со стороны государства)
С другой стороны
Кабинет Министров
Банки
Министерство Финансов
Индивидуальные предприниматели
Центральный банк
Физические лица
Местное самоуправление
ООО и АО
Классификация государственного кредита представлена в таблице 3.


28
Таблица 3 – Классификации государственного кредита (составлено автором
[9])
Подход к классификации
Виды по заемщику
- централизованный (правительство)
- децентрализованный (местные органы вла- сти) по географическому признаку
- внутренний (межбюджетный/предприятиям- резидентам/госорганам исполнительной вла- сти)
- внешний (межгосударственный/предприя- тиям-нерезидентам/международным финан- сово-кредитным учреждениям) по сроку
- краткосрочный (до 1 года)
- среднесрочный (от 1 года до 5 лет)
- долгосрочный (от 5 лет и дольше) по эмитенту
- правительство РФ
- правительство субъектов РФ
- местные органы управления по форме оформления кредитных отношений
- облигационный
- безоблигационный
Случаи, когда предусмотрены государственные кредиты:
− для финансирования международных целевых программ;
− для привлечения средств при плановом размещении государственного кредита на рынке ценных бумаг;
− при необходимости финансирования субъекту РФ или конкретной от- расли производства;
− при кредитном регулировании экономики [13].
Государственный кредит имеет свои преимущества и недостатки, кото- рые перечислены в таблице (Таблица 4).

29
Таблица 4 – Плюсы и минусы государственного кредитования (составлено ав- тором [13])
Плюсы
Минусы возможность регулирования прави- тельством финансовых потоков внутри страны привлеченные средства имеют только покупательные и платежные свойства пополнение федерального, региональ- ного или муниципального бюджета, не проводя эмиссию уплата государством процентов по кре- диту может повлечь за собой рост нало- гов (следовательно, снижение темпов экономического роста, ухудшение благо- состояния населения, ситуации предпри- нимательства) возможность развивать экономику гос- ударства без изъятия средств из бюд- жета возможность регулировать кредитно- денежную политику внутри страны
(особенно во время инфляции) рост производственных расходов (в связи с компенсацией процентов по кре- диту) укрепление и улучшение взаимоотно- шений между государствами при полу- чении или предоставлении внешнего займа рост налоговой нагрузки (если возни- кают проблемы при погашении долго- вого обязательства)
Государственный кредит и государственный долг являются взаимозави- симыми явлениями, причем последнее вытекает как следствие функциониро- вания первого.
Увеличение заимствований государством ведет к росту государ- ственного долга [5].
Согласно 6 статье Бюджетного кодекса РФ государственный долг подра- зумевает обязательства, возникающие из государственных заимствований, га- рантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектом РФ [2].
Структура государственного долга включает в себя следующие долговые обязательства (по статье 98 БК РФ):
− кредитам, привлеченным РФ от кредитных организаций, иностранных


30 государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
− государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской
Федерации;
− бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
− государственным гарантиям Российской Федерации;
− иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с за- конодательством Российской Федерации на государственный долг Российской
Федерации [2].
Классификация госдолга по субъекту-кредитору: внутренний (в валюте
РФ) и внешний (в иностранной валюте) – является основополагающей, по- этому следует обратить на нее внимание. Внутренний госдолг представляет собой задолженность организациям, гражданам внутри страны, а внешний – государственную задолженность нерезидентам.
Проследим динамику объема внешнего и внутреннего долга, изучив ста- тистику с официального сайта Минфина России за последние 5 лет и оформив ее в виде таблицы (Таблица 5).
Таблица 5 – Объем государственного внешнего и внутреннего долга Россий- ской Федерации (составлено на основе данных сайта [8])
По состоянию на конец года
Объем государственного внешнего долга РФ
Объем государствен- ного внутреннего долга
РФ
2021*
56 104.6 млн. долл. США 15 434,447 млрд. руб.
2020 54 880.1 млн. долл. США 14 685,855 млрд. руб.
2019 54 164.4 млн. долл. США 10 739.872 млрд. руб.
2018 47 148.1 млн. долл. США 9 137,513 млрд. руб.
2017 51 172.4 млн. долл. США 9 137.261 млрд. руб.
*по состоянию на апрель 2021 года
Мы наблюдаем, что резкая убыль внешнего долга произошла в 2018 году.

31
По данным Центрального банка РФ, это было связано с тем, что в этом году нефинансовые организации сократили объём задолженности почти на 10%, а банковский сектор — примерно на 18%. Также Центробанк уточняет, что в большей степени основательным стало сокращение задолженности по ссудам на Западе [10].
Что касается внутреннего государственного долга, то мы видим, как в
2020 году резко увеличились объемы госдолга. Согласно докладу Счётной па- латы России об исполнении федерального бюджета РФ за 2020 год, основной рост долга произошёл за счёт внутренних заимствований. Также крупный при- рост обусловлен тем, что в этом году возник огромный бюджетный дефицит
[25].
По мнению экспертов, развивающиеся страны в течение 2021 года уве- личат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угро- жает финансовой стабильности страны [6].
Таким образом, мы выяснили, что означает государственный кредит, рас- сматривая его и в узком, и в широком смыслах. Далее классифицировали дан- ный кредит, указали его положительные и отрицательные черты, функции. Так как государственный кредит тесно связан с государственным долгом, мы ак- центировали внимание и на последнем определении. Проанализировали объ- емы государственного долга за последние 5 лет.
В заключение данной главы хотелось бы отметить, что мы осуществили анализ рынка ценных бумаг России, тщательно его изучив, а также просле- дили, какую роль несут ценные бумаги в кредитных отношениях.