Файл: Контрольная работа по профессиональному модулю мдк. 01. 02 Психология социальноправовой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава 2. Совершенствование технологий социального предпринимательства.

2.1. Факторы влияния на социальное предпринимательство

Оценивая перспективы развития социального предпринимательства России, прежде всего, следует определить факторы, которые способствуют или противодействуют его развитию (табл. 1).

Таблица 1.

Факторы влияния на социальное предпринимательство

Факторы

Позитивное влияние

Негативное влияние

Правовой

Появление правового статуса и государственных программ поддержки

Отсутствие льгот

Экономический

Появление государственных программ поддержки
Лояльность потребителей
Развитие сферы услуг

Снижение уровня активности малого и среднего бизнеса
Изменение поведения потребителей

Социальный

Поддержка крупным бизнесом программ корпоративной социальной ответственности
Рост интереса со стороны общества к проблемам социального характера

Слабая заинтересованность населения, представителей малого и среднего бизнеса

Технологический

Развитие цифровой среды и сервисов
Расширение географического доступа

Дополнительные затраты, связанные с разработкой цифровых решений


2.2. Проблемы и развитие социального предпринимательства

Уровень развития социального предпринимательства является одним из показателей зрелости общества. Его динамика показывает, насколько значимыми становятся социальные проблемы на разных уровнях предпринимательской активности. Традиционное внимание к социальным вопросам со стороны крупного бизнеса, как правило, обусловлено давлением со стороны государства, необходимостью соответствия международным стандартам или формирования благоприятного имиджа. Для малого бизнеса условия и задачи в социальной сфере являются особенно сложными. 


Развитие социального предпринимательства в России в настоящее время находится в существенной зависимости от внешних стейкхолдеров – государства, крупного бизнеса, частных фондов. В связи с этим возникает несколько концептуальных проблем.

Одной из ключевых преград является непонимание социумом логики такого феномена, как бизнес, направленный на решение социальных проблем. Сложности возникают и на этапе согласования действий предпринимателя с контролирующими инстанциями – налоговой инспекцией и законодательными органами власти. Одновременно с этим существует препятствие в виде законодательной неурегулированности социального предпринимательства. Субъективным аспектом развития является проблема самоидентификации социально ориентированного бизнеса, сложности при определении баланса между коммерческими интересами организации и ее социальными обязательствами. Часто непреодолимой преградой становится дефицит финансовых ресурсов для осуществления социальной миссии.

При взаимодействии государства и бизнеса нередки случаи отсутствия слаженности. Не всегда оказываются эффективными формы реализации совместных проектов, несмотря на разнообразие способов взаимоотношений – выделение грантов, адресной финансовой поддержки, предоставление фискальных послаблений, компенсация затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, внедрение системы квотирования рабочих мест.

На развитие системы социального предпринимательства существенное влияние оказывает политическая составляющая. От приоритетов государственной политики и стабильности государственного уклада зависит спектр возможностей частного бизнеса в реализации социальных функций. При появлении взаимопонимания между политическими элитами и бизнесов возникает эффект сплоченности действий, все субъекты взаимодействия извлекают собственные выгоды:

  • Политическая сила получает возможность расширить сферу влияния, увеличить число лояльных к партии граждан, заработать себе положительную репутацию;

  • Государство перекладывает часть своих общественных обязательств на наиболее активных представителей социума, создавая взамен благоприятные условия для ведения бизнеса;

  • Бизнес стремится этим решить социальные проблемы, которые косвенно могут оказывать негативное влияние на результаты предпринимательства;

  • Для населения выгода заключается в удовлетворении наиболее острых потребностей;

  • Общее для всех сторон преимущество – появление взаимного доверия между участниками взаимодействия, проявляющееся в доверии системе государственного регулирования, популяризации статуса предпринимателя и выстраивании эффективно действующих коммуникативных каналов.


Возможная корректировка законодательства о социальных предприятиях является одним из основных факторов, которые определят его дальнейшее развитие. Принятая нормативная редакция инициировала развитие отдельной ветви бизнеса в социальной сфере, однако не внесла ясность в идентификацию и институционализацию явления. Более того, привела к увеличению разнообразия субъектов, выступающих под именем социального предпринимательства, тем самым усилила неопределенность оценок перспектив социального предпринимательства в России.

Для комплексного развития социального предпринимательства в нашей стране власти предусмотрели различные меры поддержки таких предприятий: субсидии и гранты, льготные кредиты, специальные образовательные программы, а также меры имущественного характера. Например, аренду государственного или муниципального имущества на льготных условиях или грантовая поддержка социальных предприятий по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство».

Также, в российских реалиях для развития социального предпринимательства необходимо масштабнее информировать наиболее активные и перспективные слои населения, развивать желание представителей органов власти на местах создавать комфортные условия для бизнеса и сотрудничать с третьими лицами при формировании социальной инфраструктуры.

Заключение

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство представляет собой осуществление деятельности (ведения бизнеса) в закрепленных законом сферах при соблюдении определенных условий.

В настоящие дни социальное предпринимательство в России образует определенную деятельность участников коммерческой и некоммерческой сферы, направленную на решение социально значимых задач. Это в свою очередь мотивирует государство поддерживать такой процесс, а других субъектов экономического пространства инвестировать в такую бизнес-модель, иными словами, повышается экономическая привлекательность таких проектов.

Список используемых источников

  1. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 года №713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".

  2. Дацко С.Н. Социальные и экономические основы деятельности предприятий потребительского рынка. М.: МИЭТ, 2013.

  3. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)

  4. Чувелева Н.Н. Социальное предпринимательство, его формы и виды // Образовательный портал «Справочник».


https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_predprinimatelstvo_ego_formy_i_vidy/

  1. Плотников А.В. Особенности развития социального предпринимательства в России. Московский экономический журнал №7.

  2. Патракеева О.Ю. Социальное предпринимательство в России: возможности и перспективы развития. 2021 г.

  3. Полтавская М.Б. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики. 2014 г.