Файл: Данной дипломной работы актуальна, т к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателе.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль кредитования в развитии малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт развития кредитования малого бизнеса
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ АО ДБ «HOMECREDITBANK»
2.1 Краткая характеристика банка
2.3 Оценка кредитования малого и среднего бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank»
Анализ развития кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
3.3 Пути совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank»
Численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 1900383 человек. Численность работающих юридических лиц составило 732025человек; индивидуальных предпринимателей - 754899 человек; численность занятых в крестьянских хозяйствах составляет - 413459 человек.
В торговой отрасли отмечается наиболее высокая предпринимательская активность, всего зарегистрировано 327860 единиц активных субъектов с численностью работающих - 666411 человек.
В строительстве зарегистрированы - 18460 субъект, с численностью работающих 142415 человек, по операциям с недвижимым имуществом - 34482 субъекта, с численностью работающих - 60024 человек, в промышленной деятельности - 18790 субъекта, с численностью работающих - 125536 человек.
Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства за январь - декабрь 2017 года составил 2868174 млн. тенге, в том числе в сфере строительства - 378317 млн. тенге, в сфере торговли, по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 782346 млн. тенге, в промышленности - 233746 млн. тенге, операций с недвижимым имуществом - 108240 млн. тенге.
Необходимо также отметить, что количество недействующих предприятий малого бизнеса практически одинаково с количеством активных.
Данный факт свидетельствует о проблемах, в связи с которыми данные предприятия не работают.
Проведенный анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 2016 года, к ним можно отнести следующее:
- отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;
- противоречивость законодательных и нормативных актов;
- проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);
- отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;
- отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;
- бюрократизм, коррупция, вымогательство;
- слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.
Изучив теоретические основы, необходимо проанализировать степень банковского участия в кредитовании малых предприятий в Казахстане.
Кредитованием субъектов малого бизнеса занимаются различные кредитные учреждения. И, естественно, что наибольшее количество кредитных заявок поступает в коммерческие банки, учитывая их разветвленность и надежность.
Анализируя банковское участие в кредитовании малого бизнеса в целом по банковской системе Казахстана, необходимо изучить официальные данные Национального Банка РК.
В первую очередь это связано с развитием малого предпринимательства в целом, а также с развитием взаимоотношений банков второго уровня и малых и средних предпринимателей
В апреле-мае 2018 года Центром изучения общественного мнения по заказу Ассоциации «Форум предпринимателей Казахстана» было проведено исследование среди предпринимателей в различных областях страны.
В задачи исследования входило получение информации, мнений, отношений предпринимателей региона по разным аспектам предпринимательства, в том числе и по отношению доступа к финансовым инструментам, кредитам.
Согласно результатам исследования, сумма и срок кредита не вызывают нареканий со стороны предпринимателей малого бизнеса. Наибольшей критике подвергается оценка стоимости залога, его размер и процентная ставка по кредиту.
Но несмотря на то, что коммерческие банки являются основным источником заёмных финансовых средств, такую возможность малому бизнесу представляют также специализированные финансовые и инвестиционные организации.
По мнению респондентов, их существование оправдано и необходимо. В отношении микрокредитных организаций так считают 69 % опрошенных.
Инвестиционного фонда Казахстана - 80 %, Банка Развития Казахстана- 82 %. Опыт взаимодействия с государственными институтами развития имеют лишь 16 % опрошенных предпринимателей, в том числе 11 % - положительный и 5 % - отрицательный; 15 % предпринимателей не знали, что в эти организации можно обратиться, 69 % осведомлены о существовании этих организаций, но не имели никакого опыта взаимодействия с ними.
О значении разных источников финансовых средств говорит распределение ответов на вопрос, каким из них в случае необходимости попытаются воспользоваться предприниматели: 79 % опрошенных предпринимателей собираются прибегнуть к личным сбережениям, 51 % попросят деньги взаймы у друзей и родственников, 48 % попытаются получить банковский кредит, 29 % - кредит микрокредитных организаций
, 38 % - кредит Банка Развития Казахстана, 26 % - средства Инвестиционного фонда Казахстана.
Итак, изучив точку зрения предпринимателей, необходимо ознакомиться со взглядом на процесс кредитования субъектов малого бизнеса самих коммерческих банков.
По данным Фонда развития предпринимательства «Даму», если в 2017 году объемы банковских кредитов средним и малым предприятиям выросли на 83,2 %, то в 2018-м только на 69,7 %.
По подсчетам фонда, если бы не кризис, объемы кредитования среднего и малого предпринимательства в 2017 году составили бы 1 784 млрд тенге вместо фактически выданных 1461 млрд.
Также наблюдается уменьшение доли производства малого и среднего бизнеса. Ставки кредитования достаточно высоки. Номинально 18 - 19 %, фактически 20 - 21 %.
Основной проблемой, является отсутствие у среднего и малого предпринимательства доступа к кредитам. Доля объемов кредитования фонда развития малого предпринимательства «Даму» по сравнению с 2009 годом (6 %) снизилась в 2018 году (1.5 %) на 4.5 %.
В результате снижения объемов кредитования банков для среднего и малого бизнеса, в 2017 году у субъектов малого предпринимательства дефицит кредитных ресурсов может составлять 20 млрд. долл. США.
В наибольшей степени на снижение спроса на кредитные ресурсы оказало влияние ужесточения условий кредитования, в частности, рост процентных ставок и ужесточение залоговых требований.
Основными факторами, которые повлияли на ужесточение кредитной политики в первом полугодии 2016 года в отношении нефинансовых организаций, являлись:
- риск изменения стоимости залогового обеспечения;
- перспективы развития рынка недвижимости;
- общий уровень платежеспособности заемщиков;
- общие экономические ожидания;
- изменение доли высокорискованных займов в ссудном портфеле.
Риск обесценения имеющегося залогового обеспечения у банков, а также ухудшение ситуации в строительном секторе, сказались на изменении подхода банков в работе с заемщиками. Акцент со стоимости залогового обеспечения сместился в сторону мониторинга финансового состояния заемщиков.
С учетом того, что банки сократили кредитование, масштабная государственная поддержка - и финансовая, и институциональная - была оказана малому и среднему бизнесу. Правительством в последнее время предпринимаются меры по решению проблемы кредитования, а также стабилизации ситуации в целом и на отдельных рынках экономики. Правительство Казахстана выделяет 160 млрд. тенге на поддержку малого и среднего бизнеса. За счет выделенных в конце прошлого года 48,8 млрд. тенге профинансировано свыше 2000 проектов субъектов малого и среднего бизнеса. Одним из направлений финансирования малого и среднего бизнеса является софинансирование республиканского и местных бюджетов. По 2 млрд. тенге будет выделено из областных бюджетов и еще по 2 млрд. тенге на каждую область - из республиканского бюджета. Таким образом, дополнительно 56 млрд. на кредитование малого и среднего бизнеса будет направлено в регионы. Также будет выделено 4 млрд. тенге на социально-предпринимательские корпорации специально для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
В этом году, из средств местных и республиканского бюджетов на малый и средний бизнес также выделено 95,5 млрд. тенге. 50 млрд. тенге из этой суммы выделяется через Фонд «Қазына», и банки выделят еще 50 млрд. тенге. Деньги будут распределяться на кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, расположенных в Алматы и Астане. При этом общая ставка кредитования составит порядка 12,5 % против текущих 22 %.
Формирование условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса связаны, прежде всего, с формированием условий оптимального налогообложения малого и среднего бизнеса. Существующая структура налоговых преференций обеспечивает стимулирующую роль развития малого и среднего бизнеса, но не является стимулятором роста прибыли через сокращения издержек производства.
В основном, сфера предпринимательства развивается путем увеличения стоимости товаров и услуг, преимущественно тех, что ввозится и комплектуется, но не производится в республике.
Сохранены в прежнем виде специальные налоговые режимы для малого бизнеса на основе патента и упрощенной декларации.
Общее количество доходов республиканского бюджета на 2018 год составило 2 722 210 млн. тенге, из которых 2 103 413 млн. тенге от налоговых поступлений. Общее количество доходов в 2017 году от налоговых поступлений составляло 1 266 685 млн. тенге
В Налоговом Кодексе Казахстана введены нормы, упрощающие налогообложение для малого бизнеса, что позволяет снизить налоговую нагрузку на малый бизнес.
Президент Казахстана положительно оценил проекты Налогового и Бюджетного кодексов, а также проект республиканского бюджета на 2017 - 2013 годы. В рамках реформирования налоговой политики будут снижены ставки корпоративного подоходного налога (КПН) в последующие три года. Снижение КПН будет способствовать модернизации экономики, выходу бизнеса из «тени» и позволит улучшить бизнес-климат внутри страны.
Для эффективного использования вкладываемых средств необходимо улучшить эффективность капиталовложений в развитие сферы малого и среднего предпринимательства.
Количество убыточных предприятий малого и среднего предпринимательства в Казахстане находится на высоком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.
Министерством экономики и бюджетного планирования был проведен анализ 4892 республиканских и коммунальных предприятий.
При этом, определяют стоимость работ и услуг не соразмерно стоимости понесенных затрат, что приводит к убыточности и большой кредиторской задолженности перед банками, налогами и зарплате работников. Также на предприятиях полностью отсутствуют планы развития и не применяются меры по их финансовому оздоровлению.
Для эффективного развития предпринимательства необходимо финансировать наиболее перспективные предприятия, направленные на развитие экономики и социальной сферы. Также необходимо более эффективно использовать средства на развитие производства высокотехнологичной продукции, которая впоследствии должна оправдать затраченные средства.
Всего в Казахстане около 2,9 % предпринимателей предлагают своим потребителям новые товары или услуги. Число начинающих предпринимателей, выпускающих продукцию отличную от их конкурентов, составляет всего 5,5 %, а новые технологии (не старее одного года) используют только 5,3 %. Для сравнения, устоявшийся бизнес, работающий более 3,5 лет, почти в пять раз реже использует новые технологии. Крупный и устойчиво работающий бизнес не намерен осваивать новые инновационные товары, т.к. это сопряжено с риском. Если СМП помочь освоить совершенно новую современную продукцию, то и она будет иметь спрос за рубежом.
Новая государственная политика развития малого и среднего бизнеса должна стимулировать рост качества предпринимательства, а не его количество. Основная поддержка государства должна сосредотачиваться не на крупных компаниях, а на формирующихся быстрорастущих фирмах.