Файл: Данной дипломной работы актуальна, т к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН



3.1 Пути совершенствования механизма кредитования малого и среднего бизнеса с учетом зарубежного опыта
Ознакомившись с теоретической частью и проведя анализ кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане, необходимо подробнее остановиться на проблемах, которые возникают при данном процессе. А также сделать предложение некоторых путей решения этих проблем, дать рекомендации.

Очевидно, что усиление взаимосвязи кредитной системы и реального сектора экономики является важнейшим условием не только оздоровления производственного комплекса, подъема малого и среднего бизнеса, но и укрепления самой финансово-банковской системы /18.C.23/. Но реализация данного предложения является на сегодняшний день проблематичной для государства. Для этого, прежде всего, необходимо устранение диспропорций в распределении денежных капиталов между финансовым и нефинансовым сегментами экономики. Очень важно разработать меры, способствующие усилению доверия населения к операциям на экономическом рынке и пополнению за счет этого средств пассивов банка, для активизации инвестиционной деятельности которых необходимо законодательно закрепить за ними право на пропорциональное размерам авансированных средств снижение резервных требований, либо на льготное налогообложение прибыли, полученной в результате подобной деятельности, чтобы осуществлять долгосрочное инвестирование, в том числе посредством кредитования. Возможность выбора одного из предложенных вариантов льготного режима функционирования следует предоставить непосредственно банкам, но принятое ими решение после соответствующих согласований не должно меняться в течение всего периода реализации проекта.

Национальный банк РК (НБ РК) может сократить ставки резервирования при условии, что остающиеся средства направляются под льготные проценты на инвестирование предприятий реального сектора, определяемых в соответствии с программой структурной реорганизации экономики. Другая разновидность этого же подхода – так называемое процентное резервирование, когда НБ РК выплачивает кредитным учреждениям за использование резервов проценты, но при условии направления их на льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.


Нельзя не согласиться с тем, что в качестве приоритетных направлений деятельности кредитных учреждений и организаций рассматривается финансирование внешней экономической деятельности и проектов в сфере экспортного производства. Очевидно, что эффективность банковской системы республики неразрывно связана с полноценным функционированием национальной экономики, внутренних товарных рынков. Следовательно, политика НБ РК должна быть направлена на формирование безусловных приоритетов отечественных заемщиков, деятельность по расширению внутренних рынков; не поддерживать стремление отечественных производителей и банков зарабатывать валюту (а затем, используя различные каналы, перевести её в зарубежные банки), а формировать доверие к стабильности и покупательной способности тенге.

В этих условиях особенно важно применение не только традиционных каналов кредитования, но и использование новых возможных способов финансирования проектов, обновления и расширения производств, направленных на более полное удовлетворение потребностей населения. Так, способ уплаты сумм основного долга по кредиту, как переоценка, предусматривает, что каждый очередной платеж переоценивается в зависимости от курса валюты, принятой в качестве базиса для расчета этих платежей. В то же время низкая процентная ставка начисляется от остатка задолженности, переоценивающейся в течение всего срока действия кредитного договора. Это позволило бы банку покрыть операционные расходы, обеспечить минимальные накопления и уплатить налог на доходы, образовавшиеся при переоценке. Основными предпосылками, позволяющими поставить вопрос о возможности применения в кредитных операциях переоценки суммы основного долга на момент платежа, являются:

  1. При существующей практике кредитования банк закладывает риск обесценивания кредитных ресурсов в процентную ставку. Ее размер устанавливается при заключении кредитного договора. Естественно, что в этот момент нельзя точно предсказывать уровень инфляции на весь срок выдачи кредита с тем, чтобы объективно определить маржу, необходимую для восстановления источника кредитных ресурсов. Банк, страхуя этот риск, как правило, устанавливает повышенную процентную ставку, что отталкивает клиента, делая привлечение кредита для него дорогим и невыгодным. Нередко по этой же причине клиент попадает в ранг некредитоспособных, и тогда сам банк отказывает ему в предоставлении данной операции. Кроме того, используемая практика является косвенным способом воссоздания ресурсной базы банка, в то время как переоценка платежей – прямым способом.

  2. В долгосрочном кредите нуждаются предприятия всех отраслей народного хозяйства. В то же время по роду своей деятельности некоторые из них (особенно в агропромышленном комплексе) являются низко рентабельными. Это вызывает необходимость выработки наиболее гибких условий кредитования на период осуществления инвестиционного кредитования. В качестве основного источника ресурсов, используемых для долгосрочного кредитования проектов, рассматривается уставной фонд банка. В этих условиях установление низкой процентной ставки должно соответствовать такой схеме финансирования, когда не обесценивается собственный капитал, и обеспечиваются минимально необходимые накопления.


Проектное финансирование (ПФ) – это относительно новая форма кредитования в реальный сектор экономики. Тем не менее она широко применяется коммерческими банками США, Японии, Западной Европы и существенно отличается от традиционного кредитования. ПФ характеризуется особым способом обеспечения предоставляемых ресурсов. Основным, а нередко и единственным, источником обеспечения долговых обязательств перед банком и другими кредиторами является сам инвестиционный проект, иначе говоря, доходы, которые принесет создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем. Поэтому весьма важным моментом является проверка банком реальности предусмотренного в бизнес-плане потока денежной наличности от реализации инвестиционного проекта.

Необходимость совершенствования и усиления воздействия финансово-банковской системы на регулирование потоков инвестиций и повышение эффективности их использования в реальном секторе экономики стала очевидной, когда предпринимательство выдвинулось главной движущей силой рыночных преобразований.

В настоящее время необходимость расширения финансовой поддержки государством реального сектора экономики связана с благосостоянием страны, ее экономической и политической безопасностью /19.C.10/.

Для подъема малого предпринимательства требуется долгосрочное кредитование в основные средства. Это связано с длительностью производственного цикла в отраслях материального производства, потребностью в модернизации, расширении и техническом перевооружении основных фондов на современной технологической основе. Только в этом случае казахстанские товары смогут конкурировать с зарубежными на мировом рынке.

Объем кредитования реального сектора экономики Казахстана пока недостаточен для его радикального развития и улучшения. Банки готовы увеличить кредитование в случае создания государством такого механизма распределения рисков, предоставления гарантий по кредитам и страхования залогового имущества, который смог бы отвечать интересам эффективной деятельности товаропроизводителей реального сектора экономики.

Механизм кредитования реального производства может включать в себя пять основных частей или элементов, которым свойственны соответствующие им методы /20.C.66/:

  1. краткосрочного кредитования;

  2. долгосрочного кредитования;

  3. поддержки инноваций в производство;

  4. поддержки малого предпринимательства;

  5. страхование кредитов и гарантий (поручительств).


Первая система фактически уже существует, представленная коммерческими банками и небанковскими учреждениями. Ведущим направлением ее развития является более полное использование разветвленной сети почтово-телеграфных учреждений, правомочных выполнять отдельные виды банковских операций, за счет пространственного приближения к мелким инвесторам.

Перспективным направлением является использование механизма вексельного рефинансирования Национальным банком РК банков второго уровня, занимающихся учетом качественных коммерческих векселей предприятий, а также возобновление практики кредитных банковских аукционов. Несмотря на принятие по вексельному обращению ряда постановлений, товарные векселя все еще не получили широкого применения.

Более трудной задачей в усилении влияния финансово-банковской системы на эффективное регулирование потоков кредитования реального сектора экономики представляется создание системы долгосрочного кредитования. Как нам кажется, она должна состоять из двух основных элементов: государственного Банка развития и частных банков долгосрочного кредитования.

3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан




В рыночной экономике развитие малого бизнеса является важным фактором конкурентоспособности экономики. В цивилизованных странах именно в сфере малого производства осуществляется большая часть всех инноваций, они являются самым удобным полигоном для отработки венчурных технологий, создания дополнительных рабочих мест и формирования «среднего класса».

В нашей стране возможности малого бизнеса пока ещё используются явно недостаточно.

Основными причинами медленных темпов развития малого предпринимательства в Казахстане специалисты считают несовершенство законодательства страны, в котором, например, нет понятия имущества для использования в предпринимательской деятельности.

Другими факторами, останавливающими малый бизнес в Казахстане, являются проблемы сбыта и нехватка финансовых ресурсов. Даже в столице республики получение кредита для малого предпринимательства является очень большой проблемой.

Правительство Казахстана предпринимает ряд мер для поддержания малого бизнеса. Несколько лет назад была значительно упрощена процедура регистрации частных предпринимателей, создан фонд содействия малому бизнесу, но, к сожалению, данных мер явно недостаточно.

Фонд содействия малому бизнесу в Казахстане ориентирован преимущественно на оказания консультационной поддержки, финансовая помощь фонда направлена в большей степени производственным малым предприятиям.

В Казахстане создается тендерная система размещения госзаказов, но, к сожалению, частному предпринимателю слишком сложно выиграть подобный конкурс, да и количество конкурсов очень мало.

Правительство пыталось лоббировать интересы частных предпринимателей, обязав западные компании, работающие в Казахстане, приобретать часть товаров и услуг у определенных фирм, что вызвало недовольство крупных западных корпораций.

Представители малого бизнеса в Казахстане чаще всего сетуют на коррупцию, обилие административных препятствий и высокие налоги, которые мешают развитию частного предпринимательства.

Также следует отметить, что одной из основных проблем остается проблема ограниченности доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам.