Файл: Данной дипломной работы актуальна, т к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателе.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль кредитования в развитии малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт развития кредитования малого бизнеса
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ АО ДБ «HOMECREDITBANK»
2.1 Краткая характеристика банка
2.3 Оценка кредитования малого и среднего бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank»
Анализ развития кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
3.3 Пути совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса в АО ДБ «HomeCreditBank»
Во-первых, в настоящее время многие международные финансовые институты предлагают различные схемы финансирования малого бизнеса, внедряются кредитные линии. Но сам механизм предоставления кредитов недостаточно совершенен и, как правило, эти средства не доходят до субъектов предпринимательства.
Самая распространенная проблема - отсутствие каналов независимой оценки предоставляемых проектов, а также монопольное использование заемных средств. Местные банки, являясь агентами финансовых институтов, монополизируют право предоставления кредитов, лоббируют свои схемы и предложения, отказывая предпринимателям, не являющимися клиентами банка-агента. Многие банки предпочитают сотрудничество с представителями крупного бизнеса, и не настроены на кредитование малого и частного сектора.
Ограничение количества банков - операторов отрицательно сказывается на оперативности рассмотрения проектов, а также динамике и объемах освоения этих финансовых ресурсов. Но идет такое предложение, как установить строгие рамки процентных ставок кредитования, как для правительственных структур, так и для банков-агентов, а также увеличить количество банков-операторов. Решение этих вопросов значительно облегчит предприятиям малого бизнеса процедуру получения кредитов.
Во вторых, в настоящее время Департаментом малого бизнеса производится льготное кредитование из средств городского бюджета, но выделяемых средств явно не хватает для удовлетворения потребностей города.
Учитывая стабильную тенденцию роста поступлений налогов, с целью стимулирования дальнейшего развития малого бизнеса определяется размер государственной финансовой поддержки, которая бы ежегодно направлялась на развитие малого бизнеса конкретного региона в объеме 5% от годового поступления налогов от субъектов малого бизнеса в государственный бюджет.
Остается проблема легализации имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит сборы налогов и поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы:
- получить кредиты под залог легальных основных средств;
- вернуть свои инвестиции путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов.
Что касается налогового законодательства, то необходимо уделить внимание ставкам налога на имущество с юридических и физических лиц. В настоящее время налогообложение имущества предпринимателей и физических лиц не соразмерно, и составляет для юридических лиц 1 процент, а для физических лиц - 0,1 процента от стоимости имущества в год. Предлагаем уравнять ставки взимания налога на имущество, как с юридических, так и с физических лиц, установив в размере 0,1 процент в год.
Необходимо определить преференции для развития производства,: если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от «налога на прибыль». Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не имеет возможности развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и нет стимула для развития). Также, в целях легализации капитала необходимо понизить ставку налога на прибыль для производственников с 20% до 15%.
Как отмечают аналитики, за последние три - четыре года объем кредитования малого и среднего бизнеса вырос на 80 процентов. И банкиры уверяют, что они открыты для сотрудничества с малым и средним бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь на то, что им проще занять на «черном» рынке, нежели получить кредит в банке.
Одним из основных препятствий развития сегмента является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применение так называемых серых схем.
Это еще не все проблемы малого казахстанского бизнеса. Многие предприниматели обладают абсолютной безграмотностью в отношении финансового положения предприятия, они не всегда могут составить правильный и открытый бизнес план, а также воспользоваться своими денежными средствами с наибольшей выгодой. Такие предприниматели не могут даже предоставить правильно оформленные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, а для банков нужно, чтобы перед ними была открыта вся хозяйственная деятельность предприятия, его стабильность, надежность и платежеспособность.
Именно такие предприятия могут правильно потратить денежные средства, которые могут быть предоставлены ему в заем. Правильно распланировать свою прибыль, составить полный и верный бизнес план.
Ещё одна причина - довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны «прямо сейчас». Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к «высокому» сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы, продолжает специалист.
Выход из ситуации очень простой - повышение доверия между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта для клиентов. Нужно стараться консультировать своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свой бизнес.
Также к основным проблемам кредитования бизнеса являются несколько причин.
Не развит спрос: предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования. Кроме того, многие представители малого и среднего бизнеса не могут взять кредит, поскольку не соответствуют жестким требованиям банков.
Низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям.
Банки недостаточно обеспечены ресурсами и технологиями для работы с малого и среднего бизнеса.
Правовая база несовершенна. Например, предприятиям малого бизнеса сегодня трудно работать из-за тяжелых бюрократических процедур.
Отметим такие проблемы кредитования малого бизнеса как:
- «черная касса» в большинстве малых предприятий и, соответственно, бухгалтерская отчетность, пригодная только для минимизации выплаты налогов. Отсюда следует, что кредит таким предприятиям давать очень дорого, так как требуется тщательная проверка;
- отсутствие у предприятий этого сектора экономики достаточного обеспечения.
В АО ДБ «HomeCreditBank» эта проблема решается при помощи беззалоговых кредитов. Но хотя их размер может составлять около 1 миллиона тенге, размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк.
Возможен также вариант, при котором лимит беззалогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету - это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования.
Существующие фонды содействия малому бизнесу не могут справиться со всеми запросами предпринимателей, потому что этих фондов не достаточно. Получается, что на пути становления эффективного кредитования малого и среднего бизнеса еще существует очень много проблем, и эти проблемы необходимо решать на уровне государства.
Должна работать команда, в которую будут входить банки, государство, сами предприниматели и они будут взаимодействовать между собой.
Банковский рынок кредитования малого предпринимательства уже сейчас характеризуется высокой конкуренцией из-за большого количества банков, специализирующихся на предоставлении кредитов для предпринимателей.
Кроме конкуренции на банковском рынке в части предоставления сниженных процентных ставок, между банками существует еще и конкуренция по качеству предоставления услуг. Для улучшения обслуживания клиентов банки расширяют количество своих филиалов, офисов продаж и т.д. По мнению экспертов, постепенно процентные ставки по кредитам снизятся и стабилизируются на определенной отметке, а хорошее качество и упрощенная процедура кредитования станут стандартом банковского обслуживания.
Также спрос в настоящее время значительно превышает предложение и будет только расти. Объем рынка кредитования малого бизнеса увеличился в 2017 году более чем на 90 %, и составил около 10 миллиардов долларов. Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 25-30 миллиардов долларов. В настоящее время эта потребность удовлетворена примерно на 20-30 %.
Интересно то, что дочерние предприятия иностранных банков не смогут занять лидирующие позиции на этом рынке, так как традиционно эти банки очень консервативны и неохотно берут на себя высокие риски, связанные с кредитованием малого бизнеса.
В ближайший год сохранятся текущие тенденции - это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита. Кроме того, ожидается появления новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки.
Кредитование малого бизнеса будет становиться все более популярным направлением в сфере банковских услуг. Кроме того, постепенно кредиты на развитие малого бизнеса будут дешеветь. Например, с 2005 по 2017 годы среднегодовая кредитная ставка снизилась с 26,6 до 12,2 процентов. Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения кредита малого бизнеса.
Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3,3 дня, максимально - 11,6 дня, то в 2017 году эти показатели были равны соответственно 5,8 и 3,8 дням.
В последнее время малый и средний бизнес демонстрировал стабильный рост: увеличиваются обороты представляющих его компаний и предпринимателей, количество создаваемых ими рабочих мест, вклад предприятий этого сектора в ВВП страны.
Одновременно растет потребность в средствах для развития, что делает малый и средний бизнес все более привлекательным для банков. В перспективе это приведет к улучшению условий кредитования, в том числе к снижению ставок, а также упрощению требований кредитных организаций к заемщикам, представляющим малого и среднего бизнеса. Это четко отражено в Стратегии «Казахстан 2050», которая предусматривает создание благоприятных условий для активного развития малого предпринимательства и увеличения его; удельного веса в экономике.
Развитие малого предпринимательства является одним из важных приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан - 2050», а также одним из ключевых направлений программы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. В условиях современной экономики приоритетным должно стать всемерное поощрение организации и роста малых и средних форм предпринимательства. Все меры по развитию малого бизнеса необходимо оценивать по их потенциальному влиянию на образование новых фирм и новых рабочих мест, на легкость вхождения на внутренние и внешние рынки.
Также начата работа по совершенствованию нормативной базы для развития кредитных товариществ, что обеспечит доступность банковских кредитных ресурсов для малого предпринимательства, которые зачастую не имеют ликвидного залогового обеспечения и расположены в отдаленных районах, где отсутствует банковская инфраструктура.
Законодательно закреплены льготы не только субъектам малого предпринимательства, которые занимаются производственной деятельностью, но и занятым в сфере услуг.
Внедрены журналы учета проводимых проверок субъектов малого предпринимательства государственными контролирующими органами.
Введено понятие «общественно-экспертные комиссии по развитию малого предпринимательства», законодательно закреплены функции и состав общественно-экспертных комиссий развития малого предпринимательства.
Внесены изменения в Закон Республики Казахстан «О коррупции», предусматривающие ответственность должностных лиц за передачу контрольных функций организациям, не обладающим статусом государственного органа.