ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: выяснение количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.
Испытуемый: Кристина
Возраст: 14 лет
Дата: 30.05.23г
Часть первая опросника:
1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время?
Ответ: дедушка
2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой?
Ответ: родители, подруга
3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца?
Ответ: мама, папа
4. С кем вы проводите свободное время?
Ответ: друзья, родные
5. Кого вы считаете лучшим другом?
Ответ: подруга, друг, мама, папа
6. С кем вы обсуждаете личные проблемы?
Ответ: мама, подруга, иногда папа
7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений?
Ответ: папа, мама, иногда подруга
8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег
Ответ деньги не нужны
9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы общаетесь
Ответ зрительно знаю многих,многие мои друзья
Часть вторая опросника:
1.Пол каждого упомянутого человека.
Ответ: 8чел– мужской пол
3чел. – женский пол
3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях?
Ответ: Мама, подруга, папа, друг
4. Кто из них живет близко, а кто далеко?
Ответ: все живут достаточно близко
5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством?
Ответ: мама папа родственники
6. Кто из названных людей учится вместе с вами?
Ответ: друзья, подруга
7. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы?
Ответ: подруга, друзья
Часть третья опросника:
1. Как вы познакомились с этим человеком?
Ответ: мы познакомились в школе все друзья
2. Как долго вы с ним знакомы?
Ответ: с подругой 2 года,с другом 3г,с другом 3 года
3. Как часто вы с ним встречаетесь?
Ответ: Ежедневно
4. Как далеко от вас он живет?
Ответ: подруга через остановку от меня,друг в соседнем доме, друг в 10-х от меня
5. Его возраст.
Ответ: 12 лет возраст все друзей
6. Его род занятий.
Ответ: учащаяся
Качественный анализ взаимодействия
| мама | папа | дедушка | Брат | друг |
Частота контактирования. | ежедневно | Ежедневно | Примерно 1 раз в месяц | Ежедневно | ежедневно |
Эмоциональный оттенок взаимоотношений | Розовый цвет Розовый цвет указывает на потребность во внимании, чувстве безопасности, поддержке. Таких детей надо чаще подбадривать и хвалить. | Голубой цвет Голубой цвет указывает на дружелюбие, доброжелательность, высокие социальные навыки и... серьезность ребёнка. | Зеленые оттенки указывают на повышенный интеллект и хорошую фантазию, а также на чувство одиночества и недостаток внимания | зеленый– уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности; | черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях |
Вынужденность контактов. | Развитый контакт, потребность в общении | установление контакта,развитый | вхождение в контакт | установление контакта | Вынужденое, установление контакта |
Оказание конкретной материальной помощи. | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть | Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть |
Симметричность взаимодействия. | Социальные контакты: Устойчивые отношения на микроуровне | Социальное взаимодействие Устойчивые отношения на микроуровне | Социальное взаимодействие: Вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: микроуровень | формы взаимодействия: · конфликт — скрытое столкновение сторон. |
• Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, подругой и друзьями,когда нет мамы. Совершенно отсутствует контакт с одним из друзей, дедушка постольку – поскольку оказывает посильную помощь в хозяйстве, т. к.он старенький
• Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, подругой и другом
• Вынужденность контактов. С одним из друзей,подросток не может найти общего языка и как следствие вынуждена устанавливать с ним контакт.
• Оказание конкретной материальной помощи. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
Не было ситуаций что б занимать деньги
• Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.
Параметры социальной сети подростка:
-Размер сети: Респондент нарисовала 10лиц, поэтому следует говорить о сужении социальной сети.
-Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: подруга и мама, которая иногда заменяется папой.Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (5) деленное на число потенциально возможных связей 10 В результате получилось 5/ 10= 1/2. Этот показатель больше единицы поэтому можно говорить о плотной социальной сети.
-Число родственников: В социальной равны это является показателем того, что подросток самостоятелен излишне не опекаем.
-Количество инструментальных поддержек: В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в недостаточной для этого периода мере.
-Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к подруге,когда мамы нет дома,редко к папе
-Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой с которой она знакома более 2 лет и учится в одном школе Мама также играет огромную роль жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынуждена обращаться к друзьям
Вывод:
В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы неограничена и является полной. Это подтверждают 10 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка половина друзей и половина родственников, что говорит о не полной самостоятельности подростка
, тем более в принятии им решения. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается брат и также очень редко родной дедушка. Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период, так как подросток не нуждается в деньгах.Важными для себя людьми школьница выделяет свою маму, подругу, с которой проводит большую часть времени и редко папу
На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла разные цвета. По методике М.Люшера Если ребенок раскрасил себя в разные цвета и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию. Красные тона говорят об эмоциональной напряженности ребенка.
Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
Выбор желтого цвета подруга свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.
Розовый цвет (мама) ребенку требуется повышенное внимание, ей необходимо чувство безопасности. Очень часто розовый любят робкие дети. Такому подростку очень важна поддержка родных и близким, они зависимы от мнения окружающих.
Друг, прорисованный черным цветом, по методике М.Люшера выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ.
Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам. Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.