Файл: Организация взаимодействия специалистов по преодолению учебной неуспешности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Организация взаимодействия специалистов по преодолению учебной неуспешности»
Таблица I.2.3.4 – Взаимодействие педагога с педагогом-психологом, с социальным
педагогом по преодолению учебной неуспешности обучающегося
Типы неуспевающих | Направления профессиональной деятельности | Трудовые функции | Форма взаимодействия |
1. Первый тип: низкое качество мыслительной деятельности и положительное отношение к учению | |||
Подтип 1.1. | Педагог: создание индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) учащихся | Педагог: исследование хода образовательного процесса, причин неуспеваемости обучающихся и формирование у обучающегося положительного отношение к учению | Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание со специалистами школы для разрешения возникших проблем по неуспеваемости обучающихся |
педагог-психолог: психопрофилактика, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания | педагог-психолог: психологическое исследование и диагностика индивидуально-личностных свойств обучающихся | Взаимодействует с коллегами по оказанию психолого-педагогического воздействия на обучающихся, консультирование педагогов | |
социальный педагог: включение обучающихся в различные виды воспитательной работы, сочетающейся с практической деятельностью, выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, своевременное решение конфликтных ситуаций | социальный педагог: способствует реализации прав и свобод учащихся, сознанию конкретной и безопасной ситуации в жизни обучающихся | Оказание коррекционной помощи ребенку и его семье по нахождению своего места в социальном окружении и адаптации к жизненным реалиям | |
Подтип 1.2. | Педагог: коррекция личностных качеств обучающегося, его поведения, предупреждение и преодоление неуспеваемости; разрабатываются и предлагаются конкретные меры по работе с неуспевающими, их родителями | Педагог: ведет работу по совершенствованию образовательной деятельности, устранению отставания и неуспеваемости, корректировке негативных качеств личности | Разрабатываются и предлагаются конкретные рекомендации по работе с неуспевающими, особые консультации с психологами, социальными педагогами и педагогами, в том числе друг для друга |
педагог-психолог: психологическая диагностика и профилактика обучающихся | педагог-психолог: психологическая помощь, направленная на обеспечение успешной учебы и полноценного развития для всех школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | Психолого-методическое сопровождение и консультирование педагогов, направленное на достижение обучающимися образовательных целей, личностного развития и формирования индивидуальности | |
социальный педагог: профессиональная деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки обучающихся | социальный педагог: обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни, поддержка партнерских отношений с семьей школьников | Совместное решение школой и семьей проблем в воспитании обучающихся | |
2. Второй тип: высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к учению | |||
Подтип 2.1. | Педагог: индивидуализация учебной деятельности - создание развивающих форм учебной деятельности, самостоятельный поиск теоретических знаний и общих способов действий, учит инициативно разворачивать учебное сотрудничество с другими людьми | Педагог: создание эффективных условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности; развитие его мышления, формирования навыков учения | Участие в совместной работе по корректировке негативных качеств личности и помощи обучающемуся в проявлении и развитии сильных стон личности |
педагог-психолог: необходима еще и профессиональная работа с осуществлением психологический контроль обучающихся, психологическая терапию и коррекцию | педагог-психолог: оказание психологической помощи обучающимся и их семьям | Психологическая коррекция, изменение показателей его активности в соответствии с нормой психологического развития и индивидуальных особенностей | |
социальный педагог: воспитательная работа в сочетании с разнообразной социально значимые деятельностью, в ходе которой возможно самоопределение обучающегося | социальный педагог: способствует формированию общей культуры личности и ее социализации | Разработка программы воспитательной работы с обучающимся, мобилизация потенциала семьи | |
Подтип 2.2. | Педагог: воспитательная работа, преимущественно направленная на формирование положительных черт характера, положительного отношения к учению, т.е. формированию свойств личности, способствующих преодолению учебной неуспешности | Педагог: оказание педагогической помощи школьникам, устранение пробелов в знаниях, формирование умения учиться выстраивание индивидуальных траекторий движения в учебном материале, развитие учебной самостоятельности и ответственности | Организация длительной и целенаправленной коррекционной работы, направленной на изменение установок, внутренней позиции, отношения к учению, на устранение пробелов в знаниях, вовлечение в систему дополнительного образования |
педагог-психолог: психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, профилактика и коррекция поведения обучающихся | педагог-психолог: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ | Проводит консультации педагогов по вопросам предупреждения и преодоления неуспеваемости обучающихся | |
социальный педагог: обучение социальному взаимодействию с со сверстниками в классе и микросоциуме, изучение условий жизни ребенка, выявление интересов и потребностей ребенка, коррекция асоциальной направленности деятельности, потери социальной позиции обучающегося | социальный педагог: организация воспитательной работы с учащимися, направленной на адаптацию его к жизни в обществе | Предоставляет специальную информацию о социальной ситуации микросферы ребенка, консультирует семью | |
3. Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к учению с частичной или полной утратой позиции обучающегося | |||
Подтип 3.1. | Педагог: выстраивание с обучающимися отношений сотрудничества | Педагог: работа по формированию познавательных потребностей, изменение отношения к учению, повышение эффективности обучения, воспитания и развития личности обучающегося | Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения для предупреждения школьной неуспеваемости |
педагог-психолог: помощь обучающимся в обучении самостоятельно решать проблемы, казавшиеся неразрешимыми, посредством осознания своих негативных мыслей и их изменения | педагог-психолог: выявление причин возникающих у ребенка проблем и психологической коррекционной работы для оказания психологической помощи и предупреждение проблемных ситуаций | Организует работу по совместному консультированию педагогов на основе данных социально-психологических и психологических диагностик | |
социальный педагог: воспитательная работа в сочетании с практической деятельностью, социально-педагогическое сопровождение учащегося, своевременная поддержка для попавших в экстремальную ситуацию | социальный педагог: взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса | Взаимодействует с педагогами и психологом в ходе работы с семьей ребенка | |
Подтип 3.2. | Педагог: коррекция поведения учащегося, диагностика учебных достижений, информирование и просвещения родителей, школьников по вопросам предупреждения и преодоления неуспеваемости | Педагог: развивает мыслительную деятельность обучающихся, осуществляет воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета | Осуществляет сотрудничество со специалистами школы для разрешения возникших проблем у обучающихся, предупреждение развития и корректировка негативных качеств личности |
педагог-психолог: профессиональная диагностика, своевременное оказание психологической помощи обучающемуся | педагог-психолог: выделяет приоритетные сферы психологического контроля, комплектует психологический минимум | Разрабатывает и предлагает рекомендации по работе с неуспевающими, их родителями | |
социальный педагог: социально-педагогическое поддержка для попавших в экстремальную ситуацию, принятие мер воспитательного воздействия | социальный педагог: взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса | Социализация, формирование и развитие личностных качеств школьников – их жизненных потребностей и нравственных ценностей, мотивов жизни |