Файл: Судебные органы Нормативная основа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пестерева А.С. гр. 502Б-вф-со

Международное судопроизводство

Сравнительная таблица

Судебные органы

Нормативная основа

Организация

Компетенция

Процедура

Решения

Международный суд ООН

Глава 14 Устава ООН и Статут Международного Суда

МС состоит из коллегии из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН сроком на 9 лет. Одновременно в суде может быть представлено не более одного судьи каждой национальности, и судьи в совокупности должны отражать основные цивилизации и правовые системы мира. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда. В Статуте Суда предусматривается, что Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Территориальная

Дела возбуждаются в суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Ген.Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду. Стороны выступают через представителей. Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела ведется под руководством Председателя либо Вице-Председателя. Слушание дела производится публично (если не последовало иного решения). Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору. Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу. Суд обязан, до удовлетворения ход-ва, удостовериться не только в подсудности ему дела, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование. Когда участники закончили объяснения, Председатель объявляет слушание законченным и Суд удаляется для обсуждения решений. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии. Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет представить свое особое мнение. Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре решения м/б заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая осведомленность не была следствием небрежности. Решения Суда обязательны для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения к-л стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение». Суд не явл-ся последней инстанцией в процессе разрешения споров. Гос-ва могут к нему обращаться, используя одновременно другие методы разрешения споров, понимая. что такие действия могут дополнять работу СБ и Ген.Ассамблеи, а также двусторонние переговоры. Суд не может заниматься рассмотрением дел по своей собственной инициативе. Статут Суда не наделяет его правом проводить расследования и выносить по своей инициативе решения, касающиеся действий суверенных государств, или рассматривать их внутренние дела. Он также не может предъявлять обвинения.

Международный трибунал по морскому праву

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Трибунал состоит из коллегии в составе 21 независимого члена, избранного из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Трибунал возглавляет председатель, избираемый на 3 года. Члены Трибунала избираются на 9 лет и могут быть переизбраны с тем, что срок полномочий семи членов из числа членов первого состава истекает через 3 года, а срок полномочий еще семи членов – через шесть лет.

Предметная

Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибунал могут быть: а) государства-участники Конвенции ООН по морскому праву; б) Международный орган по морскому дну; в) Предприятие; г) ЮЛ и ФЛ, имеющие гражданство государств-участников и осуществляющие дея-ть в Районе; д)государства-участники др.соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией или предусматривающих обращение в Трибунал. Споры и заявления выслушиваются и разрешаются либо Трибуналом, либо камерами (специальной или по спорам, касающимся морского дна). Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Трибуналом. Слушание дела ведется под руководством Председателя. Оно проводится публично, если не принято иного решения. Трибунал определяет сроки и форму изложения спорящими сторонами своих доводов, принимает меры, необходимые для получения доказательств.

Решение принимается большинством голосов присутствующих членов Трибунала. Любой член Трибунала имеет право представлять свое особое мнение.

Орган по разрешению споров ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.

Ген.совет ВТО созывается как Орган разрешения споров (ОРС) для урегулирования споров, возникающих в связи с любым соглашением, содержащимся в Марракешской Декларации. ОРС обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретного спора. Члены третейской группы назначаются в течение 30 календарных дней с момента принятия решения о создании такой группы. Секретариат ВТО предлагает вниманию спорящих сторон имена трех потенциальных арбитров, выбор которых осущ-ся из списка лиц, обладающих необходимой квалификацией. В случае сложности с выбором арбитров, ген.директор может назначить их самостоятельно. Назначенные арбитры выступают в своем личном качестве и не вправе получать инструкции от правительств.

Предметная

Стадии: 1) консультации, добрые услуги; 2) учреждение спец.группы; 3) представление доклада спец.группы; 4) принятие доклада спец.группы; 5) апелляционная стадия (апелляция, ее рассмотрение, принятие доклада по а/ж); 6) реализация рекомендаций, сформулированных в докладе; 7) запрос на осущ-ие реторсий (если рекомендации не осущ-ся); 8) предоставление разрешения на реторсии; 9) заключительная арбитражная стадия. Общий срок процесса может продлиться от 420 до 670 дней. Предметом спора чаще всего являются нетарифные барьеры (тех.стандарты, санитарные и фитосанитарные меры).

Третейская группа готовит доклад с выводами, решением и рекомендациями и не позднее 6 месяцев представляет его ОРС на утверждение. Если сторона-участница ВТО не выполнит рекомендацию группы, то в отношении нее другой стороной спора м/б применена приостановка действия согласованных тарифных уступок, истребовано определенное возмещение и т.п. ОРС в течение 60 дней автоматически принимает доклад третейской группы. Решение, рекомендации группы могут быть обжалованы любой стороной спора в Органе по апелляциям ВТО. Спор считается разрешенным только после того как отклонение от правил или их нарушение устранено.

Международный уголовный суд

Римский статут 1998 г.

В состав Суда входят: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия прокурора и Секретариат. Судьи избираются государствами-участниками Статута в кол-ве 18 человек сроком на 9 лет. Они не могут быть переизбраны на новый срок. Судьи независимы при выполнении своих функций и не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. Председатель и 2 вице-председателя избираются судьями сроком на 3 года и образуют Президиум Суда. Апелляционное отделение состоит из председателя и 4 других судей. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят из 6 судей каждое. Канцелярия прокурора несет ответственность за осуществление уголовного преследования. Она действует независимо как отдельный орган Суда и возглавляется прокурором. Сам прокурор и его заместители избираются не Судом, а государствами-участниками Статута сроком на 9 лет.

Предметная

МУС действует только в том случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение. Эта система оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право: 1) одно из государств-участников передает прокурору суда некоторую информацию; 2) Совет Безопасности ООН передает Суду некоторую ситуацию (в том числе и в отношении тех государств, которые не являются участниками МУС); 3) прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе. В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой предварительного производства, состоящей из трех независимых и беспристрастных судей. Каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трех судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определенными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор. С/з проходит открыто и в присутствии обвиняемого. Показания свидетелями даются в с/з лично.

Само по себе решение не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Установлена обязанность суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. Решение Суда, как правило, должно приниматься единогласно. В случае недостижения этого решение принимается большинством. Обсуждение решения проводится тайно. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания. Суд может назначить одно из следующих наказаний: 1) лишение свободы на срок до 30 лет; 2) пожизненное заключение случае особо тяжких преступлений и с учетом личности осужденного. Дополнительно м/б принято решение о наложении штрафа. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определенном Судом из списка государств, выразивших готовность принимать осужденных.

Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов

Резолюция 1966 Совета Безопасности ООН

Первоначально, Механизм создавался на срок в 4 года, то есть был временным органом. Однако в дальнейшем, срок его полномочий может быть неоднократно продлен еще на два года. Фактически, Механизм является постоянным органом, т.к. его деятельность будет завершена только после принятия последнего решения по делам, входящим в его юрисдикцию.

Состоит из двух отделений: 1) отделение в Аруше, Танзания, которому передана остаточная юрисдикция Международного трибунала по Руанде – функционирует с 1 июля 2012 г.; 2) отделение в Гааге, Нидерланды, которому передана остаточная юрисдикция Международного трибунала по бывшей Югославии – функционирует с 1 июля 2013 г.

Состоит из следующих органов:

А) камер, включающих Судебную камеру для каждого отделения Механизма и Апелляционную камеру, общую для обоих отделений Механизма; б) Обвинителя, общего для обоих отделений Механизма; в) Секретариата, общего для обоих отделений Механизма и обеспечивающего административное обслуживание Механизма, включая камеры и Обвинителя.

Механизм располагает реестром из 25 независимых судей, среди которых не может быть более двух граждан одного и того же государства. В качестве судей избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности.

Механизм является продолжателем материальной, территориальной, временной и персональной юрисдикции МТБЮ и МУТР.

Уголовное преследование лиц, ответственных за преступления по делу бывшей Югославии и совершение геноцида в Руанде. Рассмотрение апелляций на судебные решения и приговоры Международного трибунала по бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде, которые находятся в юрисдикции Механизма, а также рассмотрение ходатайств о пересмотре этих судебных решений. Помощь в розыске скрывающихся от правосудия лиц, чьи дела были переданы государственным властям, обеспечение им доступа к доказательственным материалам и мониторинг производства по делам, переданным в национальную юрисдикцию, для гарантии справедливого и беспристрастного разбирательства.

Единоличный судья или Судебная камера выносит решения и приговоры и назначает наказания. Все решения объявляются публично и сопровождаются обоснованным мнением в письменной форме. Решения Камеры выносятся большинством судей, и к ним могут прилагаться отдельные или особые мнения. Если открылось новое обстоятельство, о котором не было известно во время разбирательства, и которое могло явиться решающим фактором при вынесении решения, осужденный может обратиться в Механизм с ходатайством о пересмотре решения. Обвинитель может обратиться с таким ходатайством в течение года со дня провозглашения окончательного решения. Камера занимается пересмотром решения только в том случае, если после предварительного изучения большинство судей Камеры согласно с тем, что в случае доказанности этого нового обстоятельства оно могло стать решающим фактором при вынесении решения.

Суд Европейского Союза

Нормы учредительных договоров, Статут Суда ЕС, процессуальные регламенты, иные нормативные акты

Состав Суда образуется из двух категорий членов. Одна – судьи, вторая – генеральные адвокаты. Последние имеют особый круг задач: они содействуют Суду в разрешении дел, проводя собственное независимое расследование обстоятельств дела и представляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания. В остальном и судьи, и генеральные адвокаты обладают единым личным статусом, образуя вместе корпус членов Суда. Всего в состав Суда входят в наст.время 28 судей и 11 генеральных адвокатов. И судьи, и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судейские должности в своих странах, или являться юрисконсультами, компетентность которых общепризнанна. Каждое государство-член имеет в Суде «своего» гражданина – судью. Судейский корпус ЕС формируется путем «кооптации» правительством каждого государства одного из собственных граждан, граждан, обладающего соотв.квалификацией, а получение «общего согласия» имеет чисто формальное значение. Что касается корпуса генеральных адвокатов, то после вступления в 2009 г. в силу Лиссабонского договора было решено сохранить за шестью крупнейшими странами ЕС – Великобританией, Испанией, Италией, Францией, ФРГ и Польшей – по одному постоянному адвокату, а остальные три вакансии будут поочередно заниматься гражданами других стран Союза в алфавитном порядке.

территориальная

Активная роль Суда в разрешении вопросов на всех стадиях процесса. В этой связи англ.правоведами высказывалась точка зрения, что в Суде применяется «по существу розыскной процесс» в отличие от «английского состязательного процесса». Наличие двух основных стадий процесса – письменного и устного судопроизводства. При определенных обстоятельствах допускается рассмотрение дела без проведения устного разбирательства. Исследование материалов дела, получение и анализ док-в, в том числе опрос свидетелей. Параллельное исследование обстоятельств дела. Оно осущ-ся одним из ген.адвокатов, который вправе также принимать участие в следственных мероприятиях совместно с судьей-докладчиком, задавать вопросы участникам процесса на заседании суда. Ген.адвокаты, хотя и явл-ся членами Суда в принятии решений не участвуют и выполняют в составе этого органа особые функции. Суд не связан заключением ген.адвоката. Принцип тайны совещания судей. Обсуждение в Суде должно являться и оставаться в дальнейшем секретным. Этот принцип является главной гарантией независимости судей, беспристрастности судебного разбирательства и объективности решений Суда. Выбор языка процесса. Дела в Суде могут рассматриваться на любом из 24 оф.языков ЕС. Выбор языка процесса является правом истца; однако если ответчиком явл-ся государство-член ЕС, дело должно рассматриваться на оф.языке соотв.страны. В качестве рабочего языка Суда был избран французский.

Юрисдикция Суда по общему правилу имеет обязательный характер: ни государства-члены, ни другие субъекты не вправе воспрепятствовать рассмотрению дела в Суде или не исполнить его решение.

Решение Суда юридически обязательно для государства-члена, и сам факт признания им государства-члена нарушителем может считаться санкцией за нарушение предписаний учредительного договора и основанных на нем правовых актов ЕС. Суд вправе штрафовать государства за невыполнение своих решений. Когда государство-член после вынесения против него решения Суда, по мнению Комиссии, не предприняло надлежащих мер по выполнению требований последнего, она повторно начинает процедуру расследования. Если в конечном счете дело вновь поступает на рассмотрение Суда, он на основании предложения Комиссии может наложить на государство-член штраф в виде единовременной суммы или неустойки.

Суд ЕАЭС

Статут Суда ЕАЭС от 05.07.2010 г., Договор об обращении в Суд ЕАЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 09.12.2010 г., Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10.10.2000 г.

Суд формируется из представителей государств-членов ЕврАзЭС в кол-ве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской

Ассамблеей ЕвраАзЭС по представлению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС сроком на 6 лет.

Судьи должны обладать высокими моральными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым для назначения на должности судей верховных и (или) высших арбитражных, хозяйственных и экономических судов государств-членов ЕврАзЭС, а также являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, в особенности в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений.

Территориальная

Судопроизводство состоит из двух стадий: письменной и устной. Письменная стадия включает подачу в Суд заявления, представление иных документов и материалов, относящихся к спору, либо их заверенных копий, заключения специализированной группы. Устная стадия включает в себя доклад судьи-докладчика, заслушивание лиц, участвующих в споре, заключений экспертов, специалистов, а также оглашение документов, материалов, постановлений Суда и решений Суда.

Решение по делу принимается в совещательной комнате простым большинством голосов. Как и в большинстве коллегиальных заседаниях, судья, выразивший отличное от принятого решения мнение, может его изложить отдельно.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами»

Состоит из Административного совета – руководящий орган, состоящий из «по одному представителю от каждого Договаривающегося государства»; Секретариата, обеспечивающего управление повседневной деятельностью МЦУИС; из двух панелей – Коллегия арбитров и Коллегия примирителей – в составе квалифицированных специалистов с возобновляемым шестилетним мандатом.

Предметная

Стороны должны прийти к обоюдному согласию о том, что они передают возникший между ними спор в МЦУИС, при этом такое согласие должно содержаться в письменной форме. Соглашение сторон может касаться как уже возникшего спора, так и споров, которые могут возникнуть в будущем. Сторонами соглашения должны выступать договаривающееся государство и физическое или юридическое лицо другого договаривающегося государства. Спор должен носить правовой характер и возникнуть из инвестиционных отношений, обремененных иностранным элементом.

Судом разрешается спор в соответствии с нормативами права. В случае отсутствия соглашения судом используется дополнительная возможность поддержки договаривающегося государства, которое является стороной в споре, и такие варианты международного права, которые можно применить. Судом решается вопрос большинством голосов всех имеющихся членов. Арбитражное решение составляют исключительно в письменной форме, оно, как правило, подписывается голосовавшими за него членами процесса. Оно должно иметь отношение ко всем вопросам, переданным на судебное рассмотрение, и содержать соображение, на котором оно основано.

ЕСПЧ

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

Число судей ЕСПЧ – 47, что равно количеству государств, входящих с Совет Европы. Состав ЕСПЧ формируется ПАСЕ: одно государство – один судья, избираемый из 3х предложенных государством кандидатур. Срок полномочий судьи – 9 лет, без права переизбрания, или меньший срок при условии достижения судьей 70-летнего возраста.

Суд контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками путем рассмотрения жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии с Конвенцией.

Основание обращения – допущенные государством-ответчиком нарушения Конвенции и Протоколов. Обязательное условие допуска жалобы к рассмотрению – соответствие требованиям приемлемости. Судебное разбирательство – это два последовательных этапа: оценка приемлемости жалобы и рассмотрение по существу. Основная форма судебного разбирательства – изучение, правовой анализ и оценка представленных сторонами материалов. Сочтя это необходимым, Суд может назначить открытые (как правило) или закрытые слушания по делу. В открытые заседания приглашаются участники спора, допускаются СМИ и публика, а слушание записывается и транслируется на сайте ЕСПЧ. ЕСПЧ вправе организовыватт

Любые решения Суда принимаются большинством судей. В случае разделения голосов поровну, проводится повторное голосование, и, если разделение сохраняется, то голос Председателя является решающим. Голосование осуществляется поднятием руки, и Председатель может провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству. Комитет, Палаты и Большая Палата выносят решение по существу дела в форме постановления, принимаемого большинством голосов. Проект постановления готовится судьей-докладчиком, а затем принимается, в случае необходимости с некоторыми изменениями Комитетом или Палатой. Решения Большой Палаты оглашаются в сокращенном виде на открытом заседании Председателем Большой Палаты или судьей, делегированным Председателем. По вынесении решения Суд обнародует пресс-релиз с кратким изложением решения, который немедленно публикуется на сайте Суда. Само решение тоже публикуется на сайте в день его вынесения. Секретарь Суда направляет сторонам заверенные копии решения почтой. Судьи могут приложить свое особое мнение, расходящееся или совпадающее с решением большинства или просто заявление о несогласии. Практика показывает, что судьи Европейского суда довольно часто использует свое право на особое мнение.

Трибунал по спорам ООН

Устав Трибунала ООН

ТСООН считается «судом первой инстанции» во внутренней системе отправления правосудия в ООН. В составе ТСООН девять профессиональных судей: три судьи, занятых в полном режиме (по одному из Женевы, Найроби и Нью-Йорка), и шесть судей, занятых в половинном режиме. Судьи, занятые в половинном режиме, назначаются на срок до полугода, в зависимости от загруженности дел и любых отсутствий, влияющих на работу Трибунала. Председатель Трибунала после консультаций с главным секретарем ежеквартально принимает решение о том, следует ли и куда направлять судей, занятых в половинном режиме.

Судьи ТСООН назначаются на единый невозобновляемый срок в семь лет. В каждом из трех отделений ТСООН в Нью-Йорке, Женеве и Найроби есть зал суда, а само отделение работает в режиме полной занятости.

Рассматривает и разрешает дела, представленные нынешними или бывшими сотрудниками или от их имени в порядке обжалования административных решений, которые, по их мнению, не согласуются с их условиями назначения или трудовым договором.

В качестве первого шага в формальной системе, сотрудник, кто желает оспорить административное решение, должен будет запросить управленческую оценку. Когда не удается достичь урегулирования неформальными средствами и когда результат управленческой оценки не удовлетворяет сотрудника, он может подать заявление в ТСООН.

ТСООН изучает обстоятельства дела и, при необходимости, проводит устные слушания. Эти слушания обычно проводятся публично.

Дела в Трибунале рассматриваются судьей единолично, но в особо сложных или важных делах может быть созвана коллегия из трех судей. Решения Трибунала по спорам являются обязательными.