Файл: Практическое задание 11 Дячкина Е. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 11 Дячкина Е.В.


  1. Перечислите критерии для диагностики депрессивных пациентов.

  1. Постоянное чувство грусти.

  2. Потеря интереса или удовольствия от обычных занятий.

  3. Повышение или понижение аппетита.

  4. Нарушение сна.

  5. Потеря энергии и инициативы,, стойкое чувство усталости.

  6. Замедление моторики или речи.

  7. Чувство вины или обесценивания.

  8. Трудности с концентрацией внимания.

  9. Суицидальные мысли.

  10. Постоянные физические симптомы (головные бболи,, проблемы с ЖКТ, которые не поддаются традиционному лечению).

Данные симптомы должны сохраняться не менее 2-х недель.

  1. Каким образом строится КПТ депрессии?

КПТ направлена на развитие навыков конструктивно-позитивного внутреннего диалога. Главная цель- научить пациента самостоятельно справляться и корректировать свои негаативные эмоциональные состояния. Классический подход в КПТ во многом отталкивается от концепции когнитивной триады: негативное отношение к самому себе, своему текущему опыту и собственному будущему. Терапия исходит из того, что у пациента происходит неправильная обработка информации и возникают ошибки мышления, а также из степени предрасположенности больного к депрессии

Этапы КПТ:

  1. Психообразование (ознакомление с когнитивной моделью и с моделью самого заболевания).

  2. Обучение пациента методам релаксации (дыхательная гимнастика, аутогенные тренировки, прогрессивная миорелаксация по Джекобсону).

  3. Поведенческая активация (обсуждение распорядка дня, составление графика активности, рейтинга удовольствия и удовлетворения, списка достижений).

  4. Выявление автоматических мыслей (техники заполнения пробела: самонаблюдение и регистрация мыслей в дневнике, когнитивная репитиция, разыгрывание, гештальт с пустым стулом), оценка этих мыслей (совместный анализ и регистрация опыта, противоречащего данным мыслям, логическая оценка «за» и «против», поиск альтернативных интерпретаций, выявление искажений в логике) и их изменение через конфронтацию (анализ последствий, внутренний совладающий монолог, сократический диалог, отработка навыка формулирования противоположного взгдяда).

  5. Работа с промежуточными убеждениями (сократический диалог, меиодика поведенческих экспериментов, ролевые игры, метафоры, окружающие как ориентир ит.д.).

  6. Работа с глубинными убеждениями (бланк глубинных убеждений, техника краййних контрастов, исследование убеждения в контексте жизни пациента, рескриптинг, метафоры).


  1. В депрессии человек структурирует опыт сравнительно примитивными способами. Попробуйте сформулировать «зрелые» способы структурирования реальности.

Таблица 1 - Способы структурирования реальности на «примитивные» и «зрелые»

Примитивное мышление

Зрелое мышление

1. Одномерное и глобальное. Я ужасно робкий

Многомерное. Я довольно робкий, но зато я щедрый и неглупый

2.Абсолютистское и моралистичное. Я презренный трус

Релятивистское и безоценочное. Я чаще испытываю страх, чем большинство моих знакомых

3. Инвариантность. Я всегда был и всегда буду трусом

Я часто в жизни испытывал страх, но все можно изменить и стать смелее в будущем.

4. «Характерологический диагноз». У меня какой-то дефект характера

Каждый человек уникален и ценен, я имею особенность характера.

5. Необратимость. Я слишком слаб, чтобы преодолеть свои страхи

У меня достаточно сил для преодоления своих страхов.



  1. Заполните протокол дисфункциональных мыслей.

Пере Вами бланк, состоящий из нескольких колонок. В одну колонку нужно записывать возникающие у Вас автоматические мысли, а в другую — «разумные ответы» на эти мысли.

Стандартный бланк «Протокола дисфункциональных мыслей» включает следующие колонки: «Дата», «Ситуация», «Эмоции», «Автоматические мысли», «Рациональный ответ», «Результат». Задача терапевта — помочь пациенту найти разумные ответы на негативные когниции.



Таблица 2 – Протокол дисфункциональных мыслей



Событие

Чувства

Мысли

Другие возможные интерпрегации

Пример: Медсестра нагрубила мне, когда я попросила

ее заполнить лист

назначений для

комиссии.

Горечь. Легкое раздражение. Чувство одиночества


Она не любит меня




Эта дама всегда не в духе. То, что она ненавидит листы назначений, не значит, что она ненавидит меня, — она просто не любит бумажную работу. У нее много работы, и она торопилась.

Муж забыл сделать то, о чем я его попросила.

Обида, разочарование, чувство одиночества




Он меня не любит.




У мужа много дел,о которых он думает, то, что он забыл, не значит, что он не любит меня.

Начальник сказал, что я недостаточно хорошо выполнила работу

Грусть, стыд, тревога




Он плохо ко мне относится, считает, что я хуже других, недостточно компетентна




Начальник высказался не обо мне, а о конкретной работе, это не значит, что он плохого мнения обо мне как о специалисте.

Пациент написал заявление с прсьбой наблюдаться у другого специалиста

Горечь, стыд




Я плохой специалист




Желание пациента наблюдаться у другого врча не означает, что я плохой специалист, просто он был расстроен и разозлен из-за того, что я ему сообщила о сроках наблюдения.

Выступление перед аудиторий со скучной лекцией

Смущение, неловкость, стыд




Я не умею читать лекции, глупая, косноязычная, выгляжу ужасно, все смеются надо мной, осуждают меня.




Никто надо мной не смеется и не осуждает, отношение ко мне нейтральное, многие заняты своими мыслями и делами и вообще меня не замечают, т.к. тема лекции скучная, и не я виновата, что начальство заставило меня ее прочитть.





  1. Работа с дисфукциональными мыслями, которые возникают у пациентов в связи с предстоящим завершением курса.

Незадолго до заключительной сессии многие пациенты начинают выражать сомнение и беспокойство относительно завершения терапии. Эти сомнения должны быть незамедлительно подвергнуты проработке.

Например, некоторые пациенты на последней сессии высказывают опасение, что после окончания терапии их состояние может ухудшиться. В таком случае терапевт должен попросить пациента записать все дисфукциональные мысли, которые возникали у него в связи с предстоящим завершением курса, и найти рациональные доводы для опровержения этих мыслей.

Подберите рациональные доводы для опровержения следующих мыслей:

  1. «Я недисциплинированный человек, и когда терапия закончится, мне не удастся соблюдать все эти правила».

У Вас получалось соблюдать правила в процессе терапии, это вошло в привычку и позволило Вам достичь несомненных успехов. Несомненно Вы и дальше самостоятельно сможете выполнять то, что мы с Вами освоили.

  1. «Я недостаточно хорошо владею терапевтическими приемами и вряд ли смогу правильно применить их».

Вы достаточно хорошо владеете всеми необходимыми приемами, доказательством чего являются те позитивные изменения в Вашей жизни, которых Вы смогли достигнуть в процессе терапии. Кроме того, мы с Вами окончательно не прощаемся, в случае необходимости мы сможем провести несколько поддерживающих сессий после окончания терапии, на которых сможем обсудить все возникшие трудности.

  1. «Если меня одолеет тревога, я запаникую и забуду все, чему меня учили».

Ничего страшного, если Вы что-то забудите. Тревога- это нормальная эмоция, она присуща всем людям, является защитной реакцией организма при воздействии неблагоприятных факторов. Продолжайте постоянно вести дневник, записывайте все автоматические мысли, возникающие в моменты тревоги и переформулируйте их на рациональные.