ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 11 Дячкина Е.В.
-
Перечислите критерии для диагностики депрессивных пациентов.
-
Постоянное чувство грусти. -
Потеря интереса или удовольствия от обычных занятий. -
Повышение или понижение аппетита. -
Нарушение сна. -
Потеря энергии и инициативы,, стойкое чувство усталости. -
Замедление моторики или речи. -
Чувство вины или обесценивания. -
Трудности с концентрацией внимания. -
Суицидальные мысли. -
Постоянные физические симптомы (головные бболи,, проблемы с ЖКТ, которые не поддаются традиционному лечению).
Данные симптомы должны сохраняться не менее 2-х недель.
-
Каким образом строится КПТ депрессии?
КПТ направлена на развитие навыков конструктивно-позитивного внутреннего диалога. Главная цель- научить пациента самостоятельно справляться и корректировать свои негаативные эмоциональные состояния. Классический подход в КПТ во многом отталкивается от концепции когнитивной триады: негативное отношение к самому себе, своему текущему опыту и собственному будущему. Терапия исходит из того, что у пациента происходит неправильная обработка информации и возникают ошибки мышления, а также из степени предрасположенности больного к депрессии
Этапы КПТ:
-
Психообразование (ознакомление с когнитивной моделью и с моделью самого заболевания). -
Обучение пациента методам релаксации (дыхательная гимнастика, аутогенные тренировки, прогрессивная миорелаксация по Джекобсону). -
Поведенческая активация (обсуждение распорядка дня, составление графика активности, рейтинга удовольствия и удовлетворения, списка достижений). -
Выявление автоматических мыслей (техники заполнения пробела: самонаблюдение и регистрация мыслей в дневнике, когнитивная репитиция, разыгрывание, гештальт с пустым стулом), оценка этих мыслей (совместный анализ и регистрация опыта, противоречащего данным мыслям, логическая оценка «за» и «против», поиск альтернативных интерпретаций, выявление искажений в логике) и их изменение через конфронтацию (анализ последствий, внутренний совладающий монолог, сократический диалог, отработка навыка формулирования противоположного взгдяда). -
Работа с промежуточными убеждениями (сократический диалог, меиодика поведенческих экспериментов, ролевые игры, метафоры, окружающие как ориентир ит.д.). -
Работа с глубинными убеждениями (бланк глубинных убеждений, техника краййних контрастов, исследование убеждения в контексте жизни пациента, рескриптинг, метафоры).
-
В депрессии человек структурирует опыт сравнительно примитивными способами. Попробуйте сформулировать «зрелые» способы структурирования реальности.
Таблица 1 - Способы структурирования реальности на «примитивные» и «зрелые»
Примитивное мышление | Зрелое мышление |
1. Одномерное и глобальное. Я ужасно робкий | Многомерное. Я довольно робкий, но зато я щедрый и неглупый |
2.Абсолютистское и моралистичное. Я презренный трус | Релятивистское и безоценочное. Я чаще испытываю страх, чем большинство моих знакомых |
3. Инвариантность. Я всегда был и всегда буду трусом | Я часто в жизни испытывал страх, но все можно изменить и стать смелее в будущем. |
4. «Характерологический диагноз». У меня какой-то дефект характера | Каждый человек уникален и ценен, я имею особенность характера. |
5. Необратимость. Я слишком слаб, чтобы преодолеть свои страхи | У меня достаточно сил для преодоления своих страхов. |
-
Заполните протокол дисфункциональных мыслей.
Пере Вами бланк, состоящий из нескольких колонок. В одну колонку нужно записывать возникающие у Вас автоматические мысли, а в другую — «разумные ответы» на эти мысли.
Стандартный бланк «Протокола дисфункциональных мыслей» включает следующие колонки: «Дата», «Ситуация», «Эмоции», «Автоматические мысли», «Рациональный ответ», «Результат». Задача терапевта — помочь пациенту найти разумные ответы на негативные когниции.
Таблица 2 – Протокол дисфункциональных мыслей
Событие | Чувства | Мысли | Другие возможные интерпрегации | |||
Пример: Медсестра нагрубила мне, когда я попросила ее заполнить лист назначений для комиссии. | Горечь. Легкое раздражение. Чувство одиночества | | Она не любит меня | | Эта дама всегда не в духе. То, что она ненавидит листы назначений, не значит, что она ненавидит меня, — она просто не любит бумажную работу. У нее много работы, и она торопилась. | |
Муж забыл сделать то, о чем я его попросила. | Обида, разочарование, чувство одиночества | | Он меня не любит. | | У мужа много дел,о которых он думает, то, что он забыл, не значит, что он не любит меня. | |
Начальник сказал, что я недостаточно хорошо выполнила работу | Грусть, стыд, тревога | | Он плохо ко мне относится, считает, что я хуже других, недостточно компетентна | | Начальник высказался не обо мне, а о конкретной работе, это не значит, что он плохого мнения обо мне как о специалисте. | |
Пациент написал заявление с прсьбой наблюдаться у другого специалиста | Горечь, стыд | | Я плохой специалист | | Желание пациента наблюдаться у другого врча не означает, что я плохой специалист, просто он был расстроен и разозлен из-за того, что я ему сообщила о сроках наблюдения. | |
Выступление перед аудиторий со скучной лекцией | Смущение, неловкость, стыд | | Я не умею читать лекции, глупая, косноязычная, выгляжу ужасно, все смеются надо мной, осуждают меня. | | Никто надо мной не смеется и не осуждает, отношение ко мне нейтральное, многие заняты своими мыслями и делами и вообще меня не замечают, т.к. тема лекции скучная, и не я виновата, что начальство заставило меня ее прочитть. |
-
Работа с дисфукциональными мыслями, которые возникают у пациентов в связи с предстоящим завершением курса.
Незадолго до заключительной сессии многие пациенты начинают выражать сомнение и беспокойство относительно завершения терапии. Эти сомнения должны быть незамедлительно подвергнуты проработке.
Например, некоторые пациенты на последней сессии высказывают опасение, что после окончания терапии их состояние может ухудшиться. В таком случае терапевт должен попросить пациента записать все дисфукциональные мысли, которые возникали у него в связи с предстоящим завершением курса, и найти рациональные доводы для опровержения этих мыслей.
Подберите рациональные доводы для опровержения следующих мыслей:
-
«Я недисциплинированный человек, и когда терапия закончится, мне не удастся соблюдать все эти правила».
У Вас получалось соблюдать правила в процессе терапии, это вошло в привычку и позволило Вам достичь несомненных успехов. Несомненно Вы и дальше самостоятельно сможете выполнять то, что мы с Вами освоили.
-
«Я недостаточно хорошо владею терапевтическими приемами и вряд ли смогу правильно применить их».
Вы достаточно хорошо владеете всеми необходимыми приемами, доказательством чего являются те позитивные изменения в Вашей жизни, которых Вы смогли достигнуть в процессе терапии. Кроме того, мы с Вами окончательно не прощаемся, в случае необходимости мы сможем провести несколько поддерживающих сессий после окончания терапии, на которых сможем обсудить все возникшие трудности.
-
«Если меня одолеет тревога, я запаникую и забуду все, чему меня учили».
Ничего страшного, если Вы что-то забудите. Тревога- это нормальная эмоция, она присуща всем людям, является защитной реакцией организма при воздействии неблагоприятных факторов. Продолжайте постоянно вести дневник, записывайте все автоматические мысли, возникающие в моменты тревоги и переформулируйте их на рациональные.