Файл: Анализ фгос дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


        Предложенный дидактический материал (45 конспектов) может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

     З.Е. Агранович также подробно акцентирует внимание на том, что

формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Автор объясняет, что велика  взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.   В  пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
      Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко - слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.

       С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико - артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. Автором предложены наглядные материалы: алфавит, веселая азбука (с опорой на ассоциативное мышление), игры и схемы предлогов и разбора предложений.              

    Г.Г.Голубева в учебно-методическом пособии  « Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников  рекомендует, соответственно « Программе воспитания и обучения дошкольником с тяжелыми нарушениями речи»/ Под ред. Л.В. Лопатиной, системное коррекционное воздействие на все компоненты речи: фонетический, грамматический, лексический и семантический. Автор поясняет, что
в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечается такой факт, что, даже имея навыки произ-
несения звуков, дети в определенных условиях не могут реа-
лизовать их, а потому овладение звукослоговой структурой слова представляет для них значительную трудность. Наруше-

ния звукослогового оформления речи у детей с речевой пато-
логией могут быть самыми разными (замены, пропуски, пере-
становки, повторения звуков и слогов) и непостоянными по
характеру проявления. Эти нарушения часто носят стойкий и длительный характер и затрудняют нормальное развитие уст-
ной речи, вызывают трудности при овладении письменной речью. Только в процессе специальной логопедической работы характерные для детей с ТНР нарушения воспроизведения звукового и слогового состава слов могут быть устранены.
      Методические рекомендации к проведению занятий, игры, игровые упражнения, речевой материал окажут значительную помощь специалистам, работающим с детьми с речевой патологией и родителям.
Коррекционное воздействие предполагает не только работу по формированию навыка восприятия и воспроизведения зву-
кослоговой структуры слова, но и работу по развитию тесно связанных с ней компонентов, что в целом способствует опти-
мизации всей логопедической работы. Предложенные в пособии игры на формирование слухового восприятия, артикуляторной моторики, лексики и грамматического строя речи могут быть использованы не только логопедом на специальных логопедических занятиях, но и воспитателями на занятиях по развитию речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире. Таким образом, реализуется принцип тес -
ной взаимосвязи в работе специалистов, работающих по «Программе».

    Пособие содержит разделы:

- развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова у детей, где автор предлагает работать над развитием слухового внимания на базе неречевых звуков и над чувством ритма;

-формирование слухового внимания к звучащей речи

;

-развитие звукослогового анализа и синтеза, где дается представление о гласных и согласных звуках, об  основных признаках их различения;

-развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова, где вырабатывается умение плавно переключаться с одного артикуляторного движения на другое, сохраняя при этом  все качества двигательного акта;

-формирование навыка правильного звукослогового оформления, включающее развитие звукослоговой структуры слова, автоматизацию усвоенного навыка на материале слов, а затем и во фразовой и самостоятельной речи, используя чистоговорки, скороговорки, стихи.

Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761

  2. Концепция  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)

  3. Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  4. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)

Основная литература

  1. Бережнова О.В.,Тимофеева Л.Л.Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.:Цветной мир, 2013

  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.Интерактивная предметно-развивающая и  игровая среда детского сада.- М.: УЦ "Перспектива", 2011

  3. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -         СПб.:  Питер, 2009

  5. Козлова С.А., Куликова Т.А, Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 8-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

  6. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания.- М.: ИЦ Академия, 2012

  7. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. - Юрайт, 2013

  8. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М., 2007

  9. Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С.В., Свирская Л.В. – М.: Линка – Пресс, 2008

  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008