Файл: Образовательный стандарт образца 2009 года Обновленный стандарт построен на той же методологической.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Требования к условиям реализации программ обучения

1.Срок получения ООО – не более 5 лет

2 Отказ от размытых формулировок

3 Не является новым образовательным

стандартом

• Это обновленный государственный

образовательный стандарт

образца 2009 года

• Обновленный стандарт построен на той же

методологической

основе – системно-деятельностном подходе

• Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ

«Об образовании в Российской

Федерации»)

- требования к структуре программ основного

общего образования и их объему;

- требования к условиям реализации программ

основного общего образования;

- требования к результатам освоения программ

основного общего образования

4 ФГОС устанавливают вариативность сроков

реализации программ (не только в сторону

увеличения, но и в сторону сокращения)

5 ООО Общий объем аудиторной нагрузки за 5

лет – не менее 5058 академических часов и не

более 5549 часов

6 Более детально расписаны требования к

условиям реализации программы общего

образования, в том числе обеспечивающие

формирование функциональной грамотности;

новый вид – общесистемные требования.

Введены понятия:

- верифицированные образовательные ресурсы;

- «учебно-исследовательская деятельность»,

«проектная деятельность» (понятия разделены)

7 Специальные условия образования для

обучающихся с ОВЗ с учетом их особых

образовательных потребностей. Внеурочная

деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется

коррекционными учебными курсами

внеурочной деятельности.

Общий объем аудиторной работы обучающихся

с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на

один год не может составлять менее 6018

академических часов за шесть учебных лет. При

реализации адаптированных программ

основного общего образования обучающихся с

ОВЗ в учебный план могут быть внесены

следующие изменения: для глухих и

слабослышащих обучающихся исключение из

обязательных для изучения учебных предметов

учебного предмета «Музыка»; для глухих и

слабослышащих обучающихся, обучающихся с

тяжелыми нарушениями речи включение в

предметную область «Русский язык и

литература» обязательного для изучения

учебного предмета «Развитие речи»,

предметные результаты по которому

определяются Организацией самостоятельно с

учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ,

их особых образовательных потребностей, в том

числе с учетом примерных адаптированных

программ основного общего образования; для

глухих, слабослышащих обучающихся,

обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,

обучающихся с нарушениями опорно

двигательного аппарата изменение сроков и

продолжительности изучения иностранного

языка; для всех обучающихся с ОВЗ

исключение учебного предмета «Физическая

культура» и включение учебного предмета

«Адаптивная физическая культура»,

предметные результаты по которому

определяются Организацией самостоятельно с

учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ,

их особых образовательных потребностей, в том

числе с учетом примерных адаптированных

программ основного общего образования.

Требования к условиям реализации программы

основного общего образования, в том числе

адаптированной, включают:

общесистемные требования; требования к материально-

техническому, учебно-методическому обеспечению;

требования к психолого-педагогическим, кадровым и

финансовым условиям. Общесистемные требования к

реализации программы основного общего образования.

Результатом выполнения требований к условиям

реализации программы основного общего образования

должно быть создание комфортной развивающей

образовательной среды по отношению к обучающимся и

педагогическим работникам: обеспечивающей

получение качественного основного общего

образования, его доступность, открытость и

привлекательность для обучающихся, родителей

(законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся и всего общества, воспитание

обучающихся; гарантирующей безопасность, охрану и

укрепление физического, психического здоровья и

социального благополучия обучающихся.

В целях обеспечения реализации программы основного

общего образования в Организации для участников

образовательных отношений должны создаваться

условия, обеспечивающие возможность: достижения

планируемых результатов освоения программы

основного общего образования, в том числе

адаптированной, обучающимися, в том числе

обучающимися с ОВЗ; развития личности, ее

способностей, удовлетворения образовательных

потребностей и интересов, самореализации

обучающихся, в том числе одаренных, через

организацию урочной и внеурочной деятельности,

социальных практик, включая общественно полезную

деятельность, профессиональные пробы, практическую

подготовку, использование возможностей организаций

дополнительного образования, профессиональных

образовательных организаций и социальных партнеров в

профессионально-производственном

окружении; формирования функциональной

грамотности обучающихся (способности решать

учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на

основе сформированных предметных, метапредметных и

универсальных способов деятельности), включающей

овладение ключевыми компетенциями, составляющими

основу дальнейшего успешного образования и

ориентации в мире профессий; формирования

социокультурных и духовно-нравственных ценностей

обучающихся, основ их гражданственности, российской

гражданской идентичности и социально-

профессиональных ориентаций;

индивидуализации процесса образования посредством

проектирования и реализации индивидуальных учебных

планов, обеспечения эффективной самостоятельной

работы обучающихся при поддержке педагогических

работников; участия обучающихся, родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся и

педагогических работников в проектировании и

развитии программы основного общего образования и

условий ее реализации, учитывающих особенности

развития и возможности обучающихся; организации

сетевого взаимодействия Организаций, организаций,

располагающих ресурсами, необходимыми для

реализации программ основного общего образования,

которое направлено на обеспечение качества условий

образовательной деятельности; включения обучающихся

в процессы преобразования внешней социальной среды

(населенного пункта, муниципального района, субъекта

Российской Федерации), формирования у них лидерских

качеств, опыта социальной деятельности, реализации

социальных проектов и программ, в том числе в

качестве волонтеров; формирования у обучающихся

опыта самостоятельной образовательной, общественной,

проектной, учебно-исследовательской, спортивно-

оздоровительной и творческой деятельности;

формирования у обучающихся экологической

грамотности, навыков здорового и безопасного для

человека и окружающей его среды образа жизни;

использования в образовательной деятельности

современных образовательных технологий,

направленных в том числе на воспитание обучающихся

и развитие различных форм наставничества; обновления

содержания программы основного общего образования,

методик и технологий ее реализации в соответствии с

динамикой развития системы образования, запросов

обучающихся, родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся с учетом

национальных и культурных особенностей субъекта

Российской Федерации; эффективного использования

профессионального и творческого потенциала

педагогических и руководящих работников

Организации, повышения их профессиональной,

коммуникативной, информационной и правовой

компетентности; эффективного управления

Организацией с использованием ИКТ, современных

механизмов финансирования реализации программ

основного общего образования.

При реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, каждому

обучающемуся, родителям (законным представителям)

несовершеннолетнего обучающегося в течение всего

периода обучения должен быть обеспечен доступ к

информационно-образовательной среде Организации.

Информационно-образовательная среда Организации

должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам

учебных предметов, учебных курсов (в том числе

внеурочной деятельности), учебных модулей, учебным

изданиям и образовательным ресурсам, указанным в

рабочих программах учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей, информации о ходе образовательного

процесса, результатах промежуточной и

государственной итоговой аттестации обучающихся;

доступ к информации о расписании проведения учебных

занятий, процедурах и критериях оценки результатов

обучения;

возможность использования современных ИКТ в

реализации программы основного общего образования, в

том числе использование имеющихся средств обучения

и воспитания в электронном виде, электронных

образовательных и информационных ресурсов, средств

определения уровня знаний и оценки компетенций, а

также иных объектов, необходимых для организации

образовательной деятельности с применением

электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий, объективного оценивания

знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.

Доступ к информационным ресурсам информационно-

образовательной среды Организации обеспечивается в

том числе посредством сети Интернет.

В случае реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, с

применением электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий каждый обучающийся в

течение всего периода обучения должен быть обеспечен

индивидуальным авторизированным доступом к

совокупности информационных и электронных

образовательных ресурсов, информационных

технологий, соответствующих технологических средств,

обеспечивающих освоение обучающимися

образовательных программ основного общего

образования в полном объеме независимо от их мест

нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет

как на территории Организации, так и за ее пределами

(далее - электронная информационно-образовательная

среда).

Реализация программы основного общего образования с

применением электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий осуществляется в

соответствии с Гигиеническими нормативами и

Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Условия для функционирования электронной

информационно-образовательной среды могут быть

обеспечены ресурсами иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда

Организации должна обеспечивать: доступ к учебным

планам, рабочим программам учебных предметов,

учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),

учебных модулей, электронным учебным изданиям и

электронным образовательным ресурсам, указанным в

рабочих программах учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей посредством сети Интернет; ормирование и

хранение электронного портфолио обучающегося, в том

числе выполненных им работ и результатов выполнения

работ; фиксацию и хранение информации о ходе

образовательного процесса, результатов промежуточной

аттестации и результатов освоения программы

основного общего образования;

проведение учебных занятий, процедуры оценки

результатов обучения, реализация которых

предусмотрена с применением электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного

процесса, в том числе посредством сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-

образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией

работников, ее использующих и поддерживающих.

Функционирование электронной информационно-

образовательной среды должно соответствовать

законодательству Российской Федерации


Требования к структуре основной образовательной программы

Программа основного общего образования, в

том числе адаптированная, включает три

раздела: целевой; содержательный;

организационный.

Программа общего образования включает:

1 Пояснительная записка

2 Планируемые результаты освоения

обучающимися программы ООО

3 Система оценки достижения планируемых

результатов

4 Рабочие программы учебных предметов,

учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей.

5 Программа формирования УУД

6 Рабочую программу воспитания

7 Учебный план

8 План внеурочной деятельности, календарный

учебный график, календарный план

воспитательной работы (с перечнем событий и

мероприятий воспитательной направленности)

9 Характеристика условий реализации

программы ООО в соответствие с требованиями

ФГОС.

В системе оценки достижения планируемых

результатов освоения программы основного

общего образования обучающимися с ОВЗ

предусматривается создание специальных

условий проведения текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации в

соответствии с учетом здоровья обучающихся с

ОВЗ, их особыми образовательными

потребностями.

Рабочие программы учебных предметов,

учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей формируются с

учетом рабочей программы воспитания.

Содержательный раздел: определяет общее содержание

ООП и включает программы, ориентированные на

достижение личностных, предметных и метапредметных

результатов: рабочие программы учебных предметов,

учебных курсов, учебных модулей; программу

формирования универсальных действий у обучающихся;

рабочую программу воспитания; программу

коррекционной работы.

Организационный раздел: учебный план; план

внеурочной деятельности, календарный учебный

график; календарный план воспитательной

работы; характеристику условий реализации программы

основного общего образования

Целевой раздел должен определять общее значение ,

цели, задачи и планируемые результаты реализации

ООП основного общего образования, а также способы

определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает пояснительную записку;

планируемые результаты; систему оценки достижения

планируемых результатов

Требования к результатам обучения

Личностные результаты группируются по

направлениям воспитания:

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование

культуры здоровья и эмоционального

благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

Конкретизированы личностные результаты - как

результаты воспитания (п.42) по направлениям

воспитания, в т.ч. трудового

Конкретизированы метапредметные результаты

– дан перечень конкретных УДД по всем трём

группам (п.43)

Конкретизированы предметные результаты

(п.45), результаты по «Математике»,

«Информатика», «Физика», «Химия»,

«Биология» обозначены на базовом и

углублённом уровнях

Требования к результатам освоения программы

обучающихся с ОВЗ – в примерных

адаптированных основных образовательных

программах

Метапредметные результаты группируются по

видам универсальных учебных действий:

• овладение универсальными учебными

познавательными действиями – базовые

логические, базовые исследовательские, работа

с информацией;

• овладение универсальными учебными

коммуникативными действиями – общение,

совместная деятельность;

• овладение универсальными учебными

регулятивными действиями – самоорганизация,

самоконтроль.

Конкретизируют результаты освоения программы.

Личностные результаты (по направлениям

воспитательной работы) – 36 конкретных формулировок

личностных результатов.

Метапредметные результаты: овладение

универсальными учебными познавательными

действиями; овладение универсальными учебными

коммуникативными действиями; овладение

универсальными регулятивными действиями. Всего

30/33 конкретных результатов.

Предметные результаты – умения, специфические для

данной предметной области, виды деятельности по

получению нового знания в рамках учебного предмета,

его преобразование и применению в учебных, учебно-

проектных и социально-проектных ситуациях,

формирование научного типа мышления, научных

представлений о ключевых теориях, типах, видах

отношений, владение научной терминологией,

ключевыми понятиями, методами и приемами. По

каждому предмету приведено 15 конкретизированных

формулировок предметных результатов



Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)

Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Математи

ка,

9 класс

Системы

уравнений,

содержащие

параметр.

Графически

й

метод

решения.

Мотивирует

обучающихся

(уравнения с

параметром

встретятся на

ОГЭ).

Учитель сам

Проговаривает тему урока и

его цель.

Задает

сопутствующи

е вопросы по

теме урока.

Учитель

совместно

с

обучающимис

я

разбирает

пример

на

уравнение

с

параметром.

Учитель

подводит

обучающихся

к теме урока

«Графическое

решение

уравнений

с

параметром» и

просит

записать тему

занятия

в

тетрадь.

Учитель

задает

проблемные

вопросы.

В

течение

всего занятия

учитель

консультирует

и

корректирует

действия

обучающихся.


Обучающиес

я разбирают

пример

на

уравнение с

параметром.

Предлагают

свои ответы

на

проблемные

вопросы по

теме занятия.

Работа двух

детей у доски

(остальные

работают в

тетрадях)


Учебное

сотрудничес

тво.

Просмотр

работы

с

сайтом

«Решу ЕГЭ».


Отвечают на

вопросы

учителя.

Приводят

примеры из

жизни

(где

встречается в

жизни слово

«параметр»).

Совместный

анализ

выполнения

заданий

и

ответов

на

вопросы.


Устный

опрос.

Фронталь

ная

работа.


Записывают

тему занятия.

Принимают,

сохраняют,

реализовыва

ют учебные

цели.

Составляют

конспект

занятия.

Анализируют

и

делают

выводы,

сравнивают,

обобщают,

классифицир

уют.

Осуществляю

т

самоконтроль



Устный

опрос.

Фронталь

ная

работа.


Структура

урока

не

совсем

соответствует

структуре

урока

по

ФГОС (моё

мнение, т.к.

учитель сам

сформулиров

ал

тему

занятия и его

цели,

основном

была

фронтальная

работа,

было

групповой и

индивидуаль

ной работы,

не

было

рефлексии

занятия).

Учитель

реализует

системно-

деятельностн

ый подход,

задания

направляют

обучающихся

на

самостоятель

ный

поиск

решения

поставленной

задачи.




Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам.