Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
вымирание.
Таким образом, экологическая проблема – одна из острейших проблем современности будущего человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Экологическая культура - это не только современная стадия развития культуры, это культура, складывающаяся под влиянием экологического кризиса.
Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н. Моисеева своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой [8, с.78]. Данный экологический императив возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной деятельности происходит познание объективных закономерностей развития системы «природа-человек».
Человек - существо биосоциальное. Он зависит и от природы, и от общества. Качества личности - явление не врожденное, они не передаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения. Формирование личности - это процесс становления человека в обществе. Развитие человека результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой.
Таким образом, решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания. По утверждению В.Д. Бондаренко: «В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реальнооценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято, возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура» [3, с.14]. В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет
образование.
Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Мы предлагаем понимать под экологическим образованием непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств [17, с.26].
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. А.И. Иванова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности [12, с.46]. Он рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности.
И.В. Цветкова определяет экологическую культуру как качественное новообразование личности совокупность экологически развитого сознания, эмоционально чувственной и деятельностной сфер личности. И.В. Цветкова выделяет следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно экологической позиции личности: усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычку, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их [30, с.33].
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто
испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту [31, с.120].
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.
Мы разделяем мнение В.А. Ясвина в определении понятия: «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Формирования экологической культуры - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Основными компонентами экологической культуры личности, по нашему мнению, должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе [40, с.43].
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению). Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно- следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Пробуждение экологического сознания детей неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности к жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Истинно экологические знания формируют осознанный характер, отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей человека с окружающей средой, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка в природе [24, с.19].
Таким образом, экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм общения детей с природой.
Цель экологического образования и воспитания в детском саду - формирование основ экологической культуры как культуры взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Бесспорно, экологические связи в природе намного сложнее, но у детей дошкольного возраста формируется лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическом единстве [25, с.40].
Содержание экологического воспитания, вопросов ответственного отношения к природе и формирования экологической культуры старших дошкольников всесторонне исследованы в трудах Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Епачиновой, Л.М. Маневцевой , Л.П. Молодовой , С.Н. Николаевой и других, где раскрыты основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности, условия ее формирования. Использование народных традиций в воспитании любви к природе внесли ученые Республики Саха (Якутия) Б.Н. Попов, Е.Ю. Макаров, Н.П. Портнягин и другие.
Изучение психологических особенностей старших дошкольников свидетельствуют о том, что в пределах дошкольного возраста говорить o сформированности такого сложного образования, как экологическaя культура личности, преждевременно.
Все это позволяет рассматривать формирование экологической потребности в рамках обозначенной возрастной группы как базовый уровень развития личности. Для этого целесообразно, прежде всего, обеспечить освоение первоначальных сведений природоведческого и экологического содержания, эмоционально-образное и нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности, первичную систематизацию представлений o природе для понимания ими значимости и ценности природы и, наконец, мотивированное поведение в природной среде.
Специфика работы по формированию экологической культуры старших дошкольников как показывает анализ данных исследований, построена на таких психологических особенностях старшего дошкольного возраста, как природная любознательность, отзывчивость, исполнительность, подражательность, предрасположенность к эмоционально-чувственному восприятию; новообразованиях, связанных c началом жизни, как потребности в знаниях, новых впечатлениях; особенностях познавательной деятельности, проявляющихся в эмоциях, постоянной смене наглядно-образного мышления абстрактным; а также
Таким образом, экологическая проблема – одна из острейших проблем современности будущего человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Экологическая культура - это не только современная стадия развития культуры, это культура, складывающаяся под влиянием экологического кризиса.
Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н. Моисеева своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой [8, с.78]. Данный экологический императив возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной деятельности происходит познание объективных закономерностей развития системы «природа-человек».
Человек - существо биосоциальное. Он зависит и от природы, и от общества. Качества личности - явление не врожденное, они не передаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения. Формирование личности - это процесс становления человека в обществе. Развитие человека результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой.
Таким образом, решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания. По утверждению В.Д. Бондаренко: «В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реальнооценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято, возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура» [3, с.14]. В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет
образование.
Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Мы предлагаем понимать под экологическим образованием непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств [17, с.26].
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. А.И. Иванова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности [12, с.46]. Он рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности.
И.В. Цветкова определяет экологическую культуру как качественное новообразование личности совокупность экологически развитого сознания, эмоционально чувственной и деятельностной сфер личности. И.В. Цветкова выделяет следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно экологической позиции личности: усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычку, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их [30, с.33].
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто
испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту [31, с.120].
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.
Мы разделяем мнение В.А. Ясвина в определении понятия: «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Формирования экологической культуры - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Основными компонентами экологической культуры личности, по нашему мнению, должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе [40, с.43].
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению). Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно- следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Пробуждение экологического сознания детей неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности к жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Истинно экологические знания формируют осознанный характер, отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей человека с окружающей средой, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка в природе [24, с.19].
Таким образом, экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
- 1 2 3 4 5 6 7
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм общения детей с природой.
Цель экологического образования и воспитания в детском саду - формирование основ экологической культуры как культуры взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Бесспорно, экологические связи в природе намного сложнее, но у детей дошкольного возраста формируется лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическом единстве [25, с.40].
Содержание экологического воспитания, вопросов ответственного отношения к природе и формирования экологической культуры старших дошкольников всесторонне исследованы в трудах Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Епачиновой, Л.М. Маневцевой , Л.П. Молодовой , С.Н. Николаевой и других, где раскрыты основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности, условия ее формирования. Использование народных традиций в воспитании любви к природе внесли ученые Республики Саха (Якутия) Б.Н. Попов, Е.Ю. Макаров, Н.П. Портнягин и другие.
Изучение психологических особенностей старших дошкольников свидетельствуют о том, что в пределах дошкольного возраста говорить o сформированности такого сложного образования, как экологическaя культура личности, преждевременно.
Все это позволяет рассматривать формирование экологической потребности в рамках обозначенной возрастной группы как базовый уровень развития личности. Для этого целесообразно, прежде всего, обеспечить освоение первоначальных сведений природоведческого и экологического содержания, эмоционально-образное и нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности, первичную систематизацию представлений o природе для понимания ими значимости и ценности природы и, наконец, мотивированное поведение в природной среде.
Специфика работы по формированию экологической культуры старших дошкольников как показывает анализ данных исследований, построена на таких психологических особенностях старшего дошкольного возраста, как природная любознательность, отзывчивость, исполнительность, подражательность, предрасположенность к эмоционально-чувственному восприятию; новообразованиях, связанных c началом жизни, как потребности в знаниях, новых впечатлениях; особенностях познавательной деятельности, проявляющихся в эмоциях, постоянной смене наглядно-образного мышления абстрактным; а также