Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
направленности личности на других людей, сравнении себя c ними [26, с.130].
При этом более актуальными для старших дошкольников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. У детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия) - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
Познавая природу, ребенок не только знакомиться с предметами, объектами и явлениями, но и постигает их суть, взаимосвязь и взаимозависимость. Детские
«почему», «зачем», «откуда» говорят о том, что ребенок хочет разобраться во всем происходящем вокруг. Задача воспитателя: помочь детям узнать и понять природу, учиться y нее законам красоты и гармония.
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».
В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью. Поэтому еще раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды.
B основе познания природы лежат наблюдения и полученные в результате их знания. B соответствии cо старшим дошкольным возрастом, необходимо сделать отбор представлений, которые могут быть сформированы y детей в детском саду. Выделение системы знаний должно исходить из следующих основных положений:
Идею экологического единства можно заложить, лишь раскрыв детям понятие живой организм, который дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается [29, с.17].
Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях В.Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках живых существ, наблюдая за растениями и животными. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с природно- предметным – миром, который их окружает: растениями, животными, и средой обитания, предметами.
Также было замечено, что старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.
Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное [32, с.28].
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать [33, с.20]:
Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельного. Следует заметить, что в настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, первоначальным уровнем экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива на данном этапе работы.
Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стрежнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях [37, с.15].
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины и беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, то есть условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно- сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы - непрерывного экологического образования - преемственность.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении, и находится под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия при которых он хорошо себя чувствует и развивается [39, с.8].
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей основ экологического мышления. Сначала внимание детей нужно акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею.
При этом более актуальными для старших дошкольников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. У детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия) - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
-
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); -
развитие познавательного интереса к миру природы; -
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; -
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; -
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); -
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; -
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; -
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [29, с.17].
Познавая природу, ребенок не только знакомиться с предметами, объектами и явлениями, но и постигает их суть, взаимосвязь и взаимозависимость. Детские
«почему», «зачем», «откуда» говорят о том, что ребенок хочет разобраться во всем происходящем вокруг. Задача воспитателя: помочь детям узнать и понять природу, учиться y нее законам красоты и гармония.
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».
В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью. Поэтому еще раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды.
B основе познания природы лежат наблюдения и полученные в результате их знания. B соответствии cо старшим дошкольным возрастом, необходимо сделать отбор представлений, которые могут быть сформированы y детей в детском саду. Выделение системы знаний должно исходить из следующих основных положений:
-
процесс экологического образования и воспитания детей должен быть прежде всего целенаправленным, т.е. для каждой возрастной группы определяется цель, реализации которой должна быть подчинена вся работа в соответствующей группе; -
формирование экологических представлений невозможно без опоры на представления об окружающем мире в целом и конкретные знания o природе; -
необходимо различать природоведческие и экологические представления, чтобы правильно определить пути их формирования; -
экологические представления должны формироваться постепенно и опираться не на абстрактные примеры, а на конкретные объекты и отношения. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму – человека.
Идею экологического единства можно заложить, лишь раскрыв детям понятие живой организм, который дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается [29, с.17].
Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях В.Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках живых существ, наблюдая за растениями и животными. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с природно- предметным – миром, который их окружает: растениями, животными, и средой обитания, предметами.
Также было замечено, что старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.
Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное [32, с.28].
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать [33, с.20]:
-
познавательному развитию ребенка, созданию условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы постановке новых вопросов; -
эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирования умения видеть красоту природного мира, разнообразия его красок и форм, предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектом); -
оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); -
формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желание и умения сохранить окружающий мир природы); -
формированию экологически грамотного повеления (навыков рационального природопользования; ухода за животными растениями, экологически грамотного поведения в природе); -
экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельного. Следует заметить, что в настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, первоначальным уровнем экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива на данном этапе работы.
Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стрежнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях [37, с.15].
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины и беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, то есть условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно- сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы - непрерывного экологического образования - преемственность.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении, и находится под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия при которых он хорошо себя чувствует и развивается [39, с.8].
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
-
безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые, колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); -
неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения это «предметная среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания»); -
четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволяет детям увидеть:
-
Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; -
Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; -
Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; -
Специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предметов; -
Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой [39, с.10].
Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей основ экологического мышления. Сначала внимание детей нужно акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею.