Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Диаграмма 2. Показатели уровня развития экологических знаний о неживой природе
Выводы:
Экспериментальная группа:
-
Высокий уровень показал 1 ребенок (13%); -
Средний уровень - 5 (63%); -
Низкий уровень - 2 (25%);
Контрольная группа:
-
Высокий уровень – (0%); -
Средний уровень – 5 (63%); -
Низкий уровень – 3 (38%);
По результатам изучения познавательного интереса к неживой природе у дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, менее 25% детей проявляют интерес к природе, это говорит о недостаточно организованной работе по развитию у детей интереса к природе.
Методика 3. Определить уровень знания времён года
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Инструкция к проведению.
Педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?
Предлагает нарисовать картинку, где будет изображено это время года, предлагает назвать время года, которое наступит после его любимого времени года, потом, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
-
Светит яркое солнце, дети купаются в реке. -
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках. -
С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники. К высокому уровню экологических знаний были отнесены дети, которые знали представителей животного мира и разделяли их по видам. Они аргументировали свой выбор. Соотносили представителей животного мира со средой обитания, называли их характерные признаки. Проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение к ним. Знали, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражали своё отношение к представителям животного мира.
Дети среднего уровня экологических знаний классифицировали растения по видам, но не знали их характерные признаки. Называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, но не знают как правильно нужно ухаживать за ними. У детей не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Дети низкого уровня сформированности уровня экологической культуры знают не все виды растений, не могут назвать их характерные признаки. Не знают условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, не знают как правильно нужно ухаживать за ними. У детей не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Они называют несколько объектов неживой природы, не называют их отличительные характеристики. Правильно называют времена года, но не знают характерные признаки каждого времени года.
В выявлении уровня экологических знаний детей экспериментальной группы наименьшее количество ошибок допустили 2 человека, которые правильно выполнили все задания (011) и (013) – они без особого труда распределила представителей животного мира по видам, связно и последовательно отвечали на вопросы.
Ребенок (007) из контрольной группы без труда определила содержимое баночек, правильно назвала отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывала о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл времена года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети со всей ответственностью отнеслись к решению моральной ситуации и правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.
К среднему уровню были отнесены 3 детей 009,010,014 экспериментальной группы и 6 детей контрольной группы – 001, 002,004,005, 006, 008. Некоторые дети иногда допускали незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. В основном правильно определяли содержимое баночек, когда определяли уровень знания характерных особенностей неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
К низкому уровню экологических знаний были отнесены дети - в контрольной группе - 003, а в экспериментальной группе - 012, 015, 016. Некоторые дети часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялись, а если и отвечали, то в основном неверно.
Не всегда правильно называли времена года, затруднялись назвать их в нужной последовательности. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
Таблица 3
Показатели диагностики «Времен года»
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
001 | 5 | 009 | 8 |
002 | 5 | 010 | 6 |
003 | 4 | 011 | 9 |
004 | 5 | 012 | 4 |
005 | 7 | 013 | 9 |
006 | 8 | 014 | 5 |
007 | 9 | 015 | 3 |
008 | 5 | 016 | 4 |
Показатели | |||
Количество | B% | Количество | B% |
Высокий уровень-1 | 13% | Высокий уровень-2 | 25% |
Средний уровень-6 | 75% | Средний уровень-3 | 38% |
Низкий уровень-1 | 13% | Низкий уровень-3 | 38% |
Диаграмма_3._Показатели_уровня_развития_экологических_знаний'>Диаграмма 3. Показатели уровня развития экологических знаний
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологических знаний старших дошкольников у обеих групп почти одинаковый и требует систематической работы не только на занятиях, но и в свободное от занятий время особого внимания.
Также во время занятий, в свободное от занятий время, во время труда на уголке природы, во время прогулки за детьми обеих групп было проведено наблюдение в естественных условиях и специально созданных ситуациях для выявления у детей навыков бережного отношения к объектам природы.
Таким образом, после проведения констатирующего этапа исследования по результатам 3-х методик и наблюдения за отношением детей старшей группы к объектам природы мы провели сравнительный анализ и выдвинули общий базовый уровень сформированности экологической культуры дошкольников, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Показатели уровня сформированности экологической культуры на констатирующем этапе.
Уровни сформированности экологической культуры | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Итого |
Экспериментальная группа | ||||
Высокий | 13% | 13% | 25% | 13% |
Средний | 50% | 63% | 38% | 52% |
Низкий | 38% | 25% | 38% | 34% |
Контрольная группа | ||||
Высокий | 0% | 0% | 13% | 13% |
Средний | 38% | 63% | 75% | 63% |
Низкий | 63% | 38% | 13% | 49% |
Диаграмма 4. Результаты уровня сформированности экологической культуры детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования, %
Диаграмма 5. Результаты уровня сформированности экологической культуры детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования, %
Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне сформированности экологической культуры, поскольку расхождения в процентах очень незначительны.
По результатам констатирующего этапа нашего исследования мы пришли к следующим выводам: у детей экспериментальной и контрольной группе недостаточный уровень (почти одинаковый) сформированности экологической культуры, что говорит о необходимости проведения формирующего этапа эксперимента по специально разработанной системе работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.