Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Диаграмма 2. Показатели уровня развития экологических знаний о неживой природе

Выводы:

Экспериментальная группа:

  • Высокий уровень показал 1 ребенок (13%);

  • Средний уровень - 5 (63%);

  • Низкий уровень - 2 (25%);

Контрольная группа:

  • Высокий уровень – (0%);

  • Средний уровень – 5 (63%);

  • Низкий уровень – 3 (38%);

По результатам изучения познавательного интереса к неживой природе у дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, менее 25% детей проявляют интерес к природе, это говорит о недостаточно организованной работе по развитию у детей интереса к природе.

Методика 3. Определить уровень знания времён года


Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Инструкция к проведению.

Педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?

Предлагает нарисовать картинку, где будет изображено это время года, предлагает назвать время года, которое наступит после его любимого времени года, потом, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

  • Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

  • Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

  • С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники. К высокому уровню экологических знаний были отнесены дети, которые знали представителей животного мира и разделяли их по видам. Они аргументировали свой выбор. Соотносили представителей животного мира со средой обитания, называли их характерные признаки. Проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение к ним. Знали, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражали своё отношение к представителям животного мира.

Дети среднего уровня экологических знаний классифицировали растения по видам, но не знали их характерные признаки. Называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, но не знают как правильно нужно ухаживать за ними. У детей не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.


Дети низкого уровня сформированности уровня экологической культуры знают не все виды растений, не могут назвать их характерные признаки. Не знают условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, не знают как правильно нужно ухаживать за ними. У детей не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Они называют несколько объектов неживой природы, не называют их отличительные характеристики. Правильно называют времена года, но не знают характерные признаки каждого времени года.

В выявлении уровня экологических знаний детей экспериментальной группы наименьшее количество ошибок допустили 2 человека, которые правильно выполнили все задания (011) и (013) – они без особого труда распределила представителей животного мира по видам, связно и последовательно отвечали на вопросы.

Ребенок (007) из контрольной группы без труда определила содержимое баночек, правильно назвала отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывала о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл времена года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети со всей ответственностью отнеслись к решению моральной ситуации и правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.

К среднему уровню были отнесены 3 детей 009,010,014 экспериментальной группы и 6 детей контрольной группы – 001, 002,004,005, 006, 008. Некоторые дети иногда допускали незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. В основном правильно определяли содержимое баночек, когда определяли уровень знания характерных особенностей неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

К низкому уровню экологических знаний были отнесены дети - в контрольной группе - 003, а в экспериментальной группе - 012, 015, 016. Некоторые дети часто допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялись, а если и отвечали, то в основном неверно.

Не всегда правильно называли времена года, затруднялись назвать их в нужной последовательности. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

Таблица 3

Показатели диагностики «Времен года»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

001

5

009

8

002

5

010

6

003

4

011

9

004

5

012

4

005

7

013

9

006

8

014

5

007

9

015

3

008

5

016

4

Показатели

Количество

B%

Количество

B%

Высокий уровень-1

13%

Высокий уровень-2

25%

Средний уровень-6

75%

Средний уровень-3

38%

Низкий уровень-1

13%

Низкий уровень-3

38%



Диаграмма_3._Показатели_уровня_развития_экологических_знаний'>Диаграмма 3. Показатели уровня развития экологических знаний
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологических знаний старших дошкольников у обеих групп почти одинаковый и требует систематической работы не только на занятиях, но и в свободное от занятий время особого внимания.

Также во время занятий, в свободное от занятий время, во время труда на уголке природы, во время прогулки за детьми обеих групп было проведено наблюдение в естественных условиях и специально созданных ситуациях для выявления у детей навыков бережного отношения к объектам природы.


Таким образом, после проведения констатирующего этапа исследования по результатам 3-х методик и наблюдения за отношением детей старшей группы к объектам природы мы провели сравнительный анализ и выдвинули общий базовый уровень сформированности экологической культуры дошкольников, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Показатели уровня сформированности экологической культуры на констатирующем этапе.

Уровни сформированности экологической культуры



Методика 1



Методика 2



Методика 3



Итого

Экспериментальная группа

Высокий

13%

13%

25%

13%

Средний

50%

63%

38%

52%

Низкий

38%

25%

38%

34%

Контрольная группа

Высокий

0%

0%

13%

13%

Средний

38%

63%

75%

63%

Низкий

63%

38%

13%

49%




Диаграмма 4. Результаты уровня сформированности экологической культуры детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования, %


Диаграмма 5. Результаты уровня сформированности экологической культуры детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования, %

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне сформированности экологической культуры, поскольку расхождения в процентах очень незначительны.

По результатам констатирующего этапа нашего исследования мы пришли к следующим выводам: у детей экспериментальной и контрольной группе недостаточный уровень (почти одинаковый) сформированности экологической культуры, что говорит о необходимости проведения формирующего этапа эксперимента по специально разработанной системе работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.