Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста



Цель формирующего этапа исследования: реализация совместной работы ДОУ и семьи в вопросах формирования экологической культуры старших дошкольников.

Задачи формирующего этапа:

  • в условиях ДОУ и семьи организовать общение детей с окружающей природой;

  • создать развивающую экосреду как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;

  • организовать целенаправленную работу по повышению уровня экологической грамотности родителей.

На территории нашего детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, полевые цветы, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия.

Нами для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии, наблюдение, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно- эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты.

Задачи формирования экологической культуры старших дошкольников:

  1. Понимание самоценности природы.

  2. Осознание себя, как части природы.

  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  5. Воспитание активной жизненной позиции.

  6. Обучение азам безопасности.

  7. Формирование морального сознания.

Ознакомление с природой старших дошкольников осуществляется на основе интегрированного подхода (взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы) и с использованием различных видов работ (беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение природоведческой литературы, целевые прогулки и экскурсии, экспериментальная работа).

В детском саду были созданы условия для успешной реализации задач экологического воспитания: создано природное окружение для детей.


На первом этапе мы разработали и создали в условиях детского сада импровизированное мини-охотничье угодье «Кырачаан булчут эйгэтэ», которое включало в себя охотничий зимник (из бруса, досок и гвоздей), предметы охоты(капканы, силки, манок, чучело, котелки, навес), забор из прутьев, а также охотничий костюм для персонажа «Охотник Бэргэнчэй». В создании данного угодья в детском саду участвовали отцы воспитанников.

Отличительной особенностью работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с объектами природы организовать «живое» общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ».

Базовыми основами оформления ландшафта уголка «Кырачаан булчут эйгэтэ» с позиций реализации экологической культуры детей дошкольного возраста должны стать следующие принципы:

  • принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы.

Четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта уголка «Кырачаан булчут эйгэтэ» позволит детям увидеть и осознать следующее:

  • неразрывную связь живых организмов с внешней средой;

  • морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания;

  • специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета;

  • многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.

Грамотная организация предметно-развивающей среды уголка «Кырачаан булчут эйгэтэ» обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление бережного отношения ко всему живому.

На втором этапе исследования мы разработали и внедрили систему занятий по формированию экологической культуры детей и ознакомлению с традициями, обычаями и бытом охотников через развивающую среду «Кырачаан булчут эйгэтэ». Занятия мы проводили с участием персонажа «Охотник Бэргэнчэй».

Система занятий в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ» у детей старшего дошкольного возраста приобщение к первоначальному представлению с традициями и бытом охотников в процессе экологического воспитания.



В таблице 5 приведена система занятий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 5

Перспективный план взаимодействия ДОУ и семьи по формированию экологической культуры


Тема

Цель

Формы работы

Путешествие

с Бэргэнчэй

Познакомить

детей с

1. Экскурсия – занятие в охотичье угодье

«Кырачаан булчут эйгэтэ», знакомство с




традициями,

обычаями и бытом охотников, формирование экологической культуры.

охотником Бэргэнчэй.

  1. В экосреде «Кырачаан булчут эйгэтэ» Бэргэнчэй рассказывает о наших предках и их традициях, обычаях и бытом охотников. Показ старинных предметов, орудий. Вопросы для детей: почему они охотились?

  2. Беседа о ценностях природы.

  3. Чтение детских произведений о природе, об охоте. Рисование.

  4. Подведение итогов.

Разноцветная

природа осенью

Показать детям

многоцветность окружающего мира осенью, формирование экологической культуры.

  1. Наблюдение в экосреде «Кырачаан

булчут эйгэтэ» за сезонными изменениями в природе осенью.

  1. Дети слушают рассказ воспитателя. Ответы на вопросы: «Сколько разных цветов вы видите вокруг себя?».

  2. Использование дидактических игр.

  3. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».

  1. Рисование. Конкурс рисунков «Цвета осени».

  2. Подведение итогов.

Природа

зимой

Наблюдения в той

же среде

обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ), формирование экологической культуры.

  1. Экскурсия и беседа о закономерностях

и взаимосвязи в природе зимой.

  1. Наблюдение

Вопросы: Что изменилось в природе зимой? Как живут зимой животные?

Что едят зимой дикие животные?

  1. Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».

  2. Подведение итогов.

Следы и

звери

Показать детям

разнообразие зверей и следов.

  1. Беседа

  2. Наблюдение в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ» за следами животных в зимнем лесу.

  3. Игра «Отгадай след»

  4. Рисование по теме.

Пробуждение

природы весной

Показать детям

изменения в природе весной, формирование экологической

  1. Экскурсия в уголок «Кырачаан булчут

эйгэтэ» и беседа об изменениях в природе весной.

  1. Посещение музея – библиотеки.

  2. Акция «Поможем птицам – каждому




культуры.

двору кормушку».

  1. Якутские сказки о птицах «Гагара и ворон», «Рябчик».

  2. Подведение итогов.

Природа

Показать детям

  1. Экскурсия в естественный водоем

беседа об изменениях в природе летом.

  1. Прогулка – занятие с лупой

«Невидимые нити в природе».

  1. Совместная акция для детей и родителей «На природу только с фотоаппаратом».

  2. Якутские сказки о животных.

  3. Викторина на тему «Жизнь зверей летом».

  4. Подведение итогов.

летом

изменения в




природе летом,




формирование




экологической




культуры,




привлечение




родителей к




совместной




деятельности с




детьми.

«Охота на

уток»

Ознакомить детей

с особенностями охоты, привитие навыков

бережного отношения к природе.

  1. Беседа с охотником в уголке

«Кырачаан булчут эйгэтэ» об охоте на уток.

  1. Показ охотничьих снаряжений.

  2. Видеопросмотр «Утки». 4.Ознакомление с охотничьими собаками.

  1. Якутская игра «Мохсо5ол уонна кустар».

  2. Подведение итогов.

Экологическая

Включение родителей в работу по формирование

экологической культуры.

  1. Совместный субботник с детьми и родителями на территории детского сада.

  2. Рисование по теме.

акция

«Очистим от

мусора

территорию»

День отцов

Включение

1. Развлечение «Аар тай5ам ынырар»




родителей – отцов

(соревнования по зимним видам спорта,




в процесс

отгадывание

загадок,

зимние

виды




формирование

охоты).




экологической

2.Участие в улусном празднике




культуры

охотников (поздравительный номер,




дошкольников,

выставка рисунков, фотовыставка).




ознакомление с







традициями и







бытом охотников.




Встреча с

Формировать

1. Беседа о Байанае, о правилах

Байанаем.

представления о

поведения в лесу.




Байанае, раскрыть

2. Рассказ о народных охотничьих




о Байанае; его

традициях.




внешний облик;

его требования к охоте; к правилам

поведения в лесу развивать

экологическую культуру.

  1. Якутские сказки «Правдивые рассказы

Семена Сахсаала».

  1. Беседа о народных приметах

  2. Рисование.

  3. Подведение итогов.




Занятия по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста мы строили с использованием:

  • беседы. Беседуя с детьми о природе мы побуждаем детей думать и говорить. Задавая им два – три вопроса, давали возможность ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: жизнедеятельности детей в семье, наблюдений (экскурсии, досуги), образовательной работы.

  • видео-просмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни природы, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах.

  • развлечения и праздники с экологической направленностью. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к природе.

  • целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений.

  • чтение и анализ литературы. Эстетический фон создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в формировании бережного отношения к природе ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам прочитанных книг, рассказов, организуются выставки работ.

  • игры. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры- упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

  • встреча с охотником Бэргэнчэй.

При ознакомлении со сказками мы использовали словесный и наглядный метод обучения. Рассказывали сказки во время режимного процесса. Дети слушали их с большим интересом. Принимали активное участие в диалогах с педагогом. Отвечали на вопросы, заданные педагогом по содержаниям сказок.


В основном мы использовали сказки о животных. Обычно они небольшие по объему. Рассказываются они простым, ясным и метким языком. Например: «Сказка о зайце», «Как собака подружилась с человеком», «Волк и Лиса», «Почему зима длиннее, а лето короче» и другие.

Среди сказок о животных большое место занимают так называемые этнологические сказки, в которых древние люди старались ответить на непонятные им вопросы, при помощи воображения, домысла, когда что-либо произошло, почему такой вид имеет то или иное животное, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение, разные повадки и т.д.

Также в работе по формированию экологической культуры мы использовали народные приметы, предсказывающих погоду. Например:

  • Большая роса утром – к хорошей погоде;

  • Лягушки прыгают и квакают на берегу озера – к дождю;

  • Туман стелется утром по поверхности озерной глади – к хорошей погоде;

  • Муравьи прячутся в гнездах – к грозе и сильному дождю;

Совместная деятельность младших и старших, неопытных и опытных представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и способ народного воспитания.

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность, особенно отцов.

Использование потенциала семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществлялся путём:

    • привлечения родителей к проведению занятий в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ»;

    • участия родителей и воспитателей в мероприятиях детского сада, выставках, субботниках;

    • проведения совместных прогулок и экскурсий в уголке «Кырачаан булчут эйгэтэ»;

Традиции, которые соблюдают родители, оформившись из потребностей жизни человека, становятся как бы неписаным правилом, законом общественной жизни. В итоге они превращаются в материальные, духовные и общечеловеческие ценности, регулирующие разнообразные потребности и интересы людей в обществе.

Приобщая ребенка к работе в экосреде «Кырачаан булчут эйгэтэ», взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме,