Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.
Приведем пример занятия по формированию экологической культуры. Тема: Разноцветная природа осенью.
Цель:
Материалы к занятию: Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А. С. Пушкина «Осень», пластинки с произведениями П.И. Чайковского «Времена года», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
Ход занятия:
1.Чтение стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь. Говорит детям, что осень кончается (идет последняя неделя ноября - последнего, осеннего месяца), скоро наступит зима.
Предлагает посмотреть на три страницы календаря и рассказать, как менялось состояние природы осенью. Вопросы: какая погода была в конце сентября? Какие были дни: холодные или теплые? Солнечные или пасмурные, дождливые? Тихие или ветряные? Как это видно из календаря? Стало теплее или холоднее? Изменилось ли погода в ноябре? Как это видно из календаря? Как выглядели деревья и кусты в сентябре, октябре, ноябре? Как менялся покров земли осенью? Что стало осенью с насекомыми? Почему они есть на календаре, в сентябре и их нет в ноябре? Что происходило осенью с птицами? Какие птицы изображены на страницах нашего календаря? Какие из них перелетные, какие зимующие?
После беседы воспитатель подводит итог: дает обобщенное определение осени как сезона, в процессе которого ухудшаются условия для жизни растений и животных, поэтому они меняют образ жизни. Воспитатель напоминает, что осень –
красивое время года, предлагает всем вспомнить, что красивого наблюдали, в какой осенний месяц это было.
Воспитатель продолжает рассказ: под впечатлением красоты П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца, ставит пластинку, дети слушают «Сентябрь».
Ответы на вопросы: сколько разных цветов вы видите вокруг себя?
Цель. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.
Ход. Воспитатель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или « Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Осенью, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен сказать: «Так не бывает. Осенью снега нет».
Таким образом, целью занятий являлось формирование экологической культуры, первоначальное представление с традициями и бытом охотников у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада, включение родителей в процесс формирования экологической культуры дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды, формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой, развитие эмоционально-чувственной сферы личности.
Для повышения уровня экологической грамотности родителей было проведено собрание на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Мы разъяснили родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому. Рассказали о планах работы по экологическому воспитанию детей, ознакомили с программами экологического образования. Оформили книжную выставку «Экология и ребенок», «Экологический стенд» (с постоянным обновлением материала). После проведенных мероприятий родители пришли к общему решению сотрудничать с
ДОУ.
Активные формы взаимодействия ДОУ и семьи помогли создать благоприятную для детей обстановку в детском саду и в семье. Стало доброй традицией проведение в детском саду Дня чистоты на территории ДОУ, Дня открытых дверей, когда родители могут прийти на любое занятие, посмотреть, чем занимаются дети и поучаствовать в разных видах деятельности.
Отметим, что при создании экологической среды большую помощь оказывают родители. Особое внимание мы уделяли бережному отношению детей к таким лекарственным растениям, как ромашка, багульник, объясняя их целебные свойства в народной медицине.
Было также решено проводить защиту экологических проектов по темам: «Вкусная и полезная ягодка (октябрь), «Птицы моего края» (март), «Животные моего края» (декабрь). На каждую тему проекта отобрали по 3 детей, родители и дети сами решали с выбором темы. Так, по теме « Вкусная и полезная ягодка», были выбраны такие подтемы: «Морошка», «Брусника», «Шиповник». Дети рассказали о внешнем виде ягод, о месте их зарастания, о том какую пользу они приносят здоровью. После этого каждый имел возможность попробовать варенья из этих ягод. По теме «Животные моего края» были выбраны и защищены такие подтемы: «Олень», «Белка», «Песец», «Медведь».
К защите проектов и родители, и дети подошли с большой серьезностью. Все очень хорошо подготовились. В конце всем были вручены сертификаты, призы.
Таким образом, формирующий этап эксперимента привел к положительным результатам: дети стали проявлять более живой интерес к животному миру природы, животным. Тесное сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам формирования экологической культуры у детей и взрослых дало свои результаты: у дошкольников сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы, влияющих на них. Появилось стремление принимать участие в уходе за объектами живой и неживой природы, в природоохранных мероприятиях: бережно, заботливо стали относиться к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать помощь в случае необходимости.
2.3 Результаты взаимодействия ДОУ и семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Для подведения итогов, нами была проведена повторная диагностика сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: были проведены повторно 3 методики, которые были на констатирующем этапе. Место проведения и численность детей не менялась.
И по результатам повторной диагностики мы получили (см. табл. 6).
Таблица 6. Показатели сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (%)
Диаграмма 6.Показатели сформированности уровня экологической культуры детей экспериментальной группы на контрольном этапе, %
Диаграмма 7.Показатели сформированности уровня экологической культуры детей контрольной группы на контрольном этапе, %
Диаграмма 8.Результаты динамики показателей формирования экологической культуры детей экспериментальной группы
Диаграмма 9. Результаты динамики показателей формирования экологической культуры детей контрольной группы
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы:
В экспериментальной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показало 13% детей, то на контрольном – 40% детей, средний уровень был 52 %, на контрольном стал 41%, с низким уровнем было 34%, то на контрольном этапе низкий уровень- 25%.
В контрольной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показал 13% детей, то на контрольном – 38% детей, средний уровень был 63%, стал 53 %, с низким уровнем было 49%, то на контрольном этапе низкий уровень-23%.
Эмпирические наблюдения получили подтверждение в результатах проведенного обследования, выявившего уровни экологической культуры дошкольников.
Приведем пример занятия по формированию экологической культуры. Тема: Разноцветная природа осенью.
Цель:
-
показать детям многоцветность окружающего мира осенью, -
формировать экологическую культуру, познакомить с заповедями Айыы; -
уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края осенью. -
развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера. -
воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Материалы к занятию: Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А. С. Пушкина «Осень», пластинки с произведениями П.И. Чайковского «Времена года», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
Ход занятия:
1.Чтение стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь. Говорит детям, что осень кончается (идет последняя неделя ноября - последнего, осеннего месяца), скоро наступит зима.
Предлагает посмотреть на три страницы календаря и рассказать, как менялось состояние природы осенью. Вопросы: какая погода была в конце сентября? Какие были дни: холодные или теплые? Солнечные или пасмурные, дождливые? Тихие или ветряные? Как это видно из календаря? Стало теплее или холоднее? Изменилось ли погода в ноябре? Как это видно из календаря? Как выглядели деревья и кусты в сентябре, октябре, ноябре? Как менялся покров земли осенью? Что стало осенью с насекомыми? Почему они есть на календаре, в сентябре и их нет в ноябре? Что происходило осенью с птицами? Какие птицы изображены на страницах нашего календаря? Какие из них перелетные, какие зимующие?
После беседы воспитатель подводит итог: дает обобщенное определение осени как сезона, в процессе которого ухудшаются условия для жизни растений и животных, поэтому они меняют образ жизни. Воспитатель напоминает, что осень –
красивое время года, предлагает всем вспомнить, что красивого наблюдали, в какой осенний месяц это было.
Воспитатель продолжает рассказ: под впечатлением красоты П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца, ставит пластинку, дети слушают «Сентябрь».
-
Дети слушают рассказ воспитателя.
Ответы на вопросы: сколько разных цветов вы видите вокруг себя?
-
Дидактическая игра «Так бывает или нет».
Цель. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.
Ход. Воспитатель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или « Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Осенью, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен сказать: «Так не бывает. Осенью снега нет».
-
Слушание аудиозаписи «Голоса птиц». -
Рисование. В последней части занятия воспитатель предлагает самим детям сделать красочный рисунок на тему осени. Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь». Конкурс рисунков «Цвета осени». -
Подведение итогов. О чем мы сегодня говорили?
Таким образом, целью занятий являлось формирование экологической культуры, первоначальное представление с традициями и бытом охотников у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада, включение родителей в процесс формирования экологической культуры дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды, формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой, развитие эмоционально-чувственной сферы личности.
Для повышения уровня экологической грамотности родителей было проведено собрание на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Мы разъяснили родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому. Рассказали о планах работы по экологическому воспитанию детей, ознакомили с программами экологического образования. Оформили книжную выставку «Экология и ребенок», «Экологический стенд» (с постоянным обновлением материала). После проведенных мероприятий родители пришли к общему решению сотрудничать с
ДОУ.
Активные формы взаимодействия ДОУ и семьи помогли создать благоприятную для детей обстановку в детском саду и в семье. Стало доброй традицией проведение в детском саду Дня чистоты на территории ДОУ, Дня открытых дверей, когда родители могут прийти на любое занятие, посмотреть, чем занимаются дети и поучаствовать в разных видах деятельности.
Отметим, что при создании экологической среды большую помощь оказывают родители. Особое внимание мы уделяли бережному отношению детей к таким лекарственным растениям, как ромашка, багульник, объясняя их целебные свойства в народной медицине.
Было также решено проводить защиту экологических проектов по темам: «Вкусная и полезная ягодка (октябрь), «Птицы моего края» (март), «Животные моего края» (декабрь). На каждую тему проекта отобрали по 3 детей, родители и дети сами решали с выбором темы. Так, по теме « Вкусная и полезная ягодка», были выбраны такие подтемы: «Морошка», «Брусника», «Шиповник». Дети рассказали о внешнем виде ягод, о месте их зарастания, о том какую пользу они приносят здоровью. После этого каждый имел возможность попробовать варенья из этих ягод. По теме «Животные моего края» были выбраны и защищены такие подтемы: «Олень», «Белка», «Песец», «Медведь».
К защите проектов и родители, и дети подошли с большой серьезностью. Все очень хорошо подготовились. В конце всем были вручены сертификаты, призы.
Таким образом, формирующий этап эксперимента привел к положительным результатам: дети стали проявлять более живой интерес к животному миру природы, животным. Тесное сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам формирования экологической культуры у детей и взрослых дало свои результаты: у дошкольников сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы, влияющих на них. Появилось стремление принимать участие в уходе за объектами живой и неживой природы, в природоохранных мероприятиях: бережно, заботливо стали относиться к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать помощь в случае необходимости.
2.3 Результаты взаимодействия ДОУ и семьи по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Для подведения итогов, нами была проведена повторная диагностика сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: были проведены повторно 3 методики, которые были на констатирующем этапе. Место проведения и численность детей не менялась.
И по результатам повторной диагностики мы получили (см. табл. 6).
Таблица 6. Показатели сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (%)
Уровни сформированности экологической культуры | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Итого |
Экспериментальная группа | ||||
Высокий | 50% | 25% | 38% | 40% |
Средний | 13% | 50% | 38% | 41% |
Низкий | 25% | 25% | 25% | 25% |
Контрольная группа | ||||
Высокий | 50% | 25% | 25% | 38% |
Средний | 13% | 50% | 63% | 53% |
Низкий | 25% | 25% | 13% | 23% |
Диаграмма 6.Показатели сформированности уровня экологической культуры детей экспериментальной группы на контрольном этапе, %
Диаграмма 7.Показатели сформированности уровня экологической культуры детей контрольной группы на контрольном этапе, %
Диаграмма 8.Результаты динамики показателей формирования экологической культуры детей экспериментальной группы
Диаграмма 9. Результаты динамики показателей формирования экологической культуры детей контрольной группы
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы:
В экспериментальной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показало 13% детей, то на контрольном – 40% детей, средний уровень был 52 %, на контрольном стал 41%, с низким уровнем было 34%, то на контрольном этапе низкий уровень- 25%.
В контрольной группе, если на констатирующем этапе высокий уровень формирования экологической культуры показал 13% детей, то на контрольном – 38% детей, средний уровень был 63%, стал 53 %, с низким уровнем было 49%, то на контрольном этапе низкий уровень-23%.
Эмпирические наблюдения получили подтверждение в результатах проведенного обследования, выявившего уровни экологической культуры дошкольников.