Файл: Виды, формы и организация контроля качества обучения. Понятие контроля. Функции контроля. Требования к контролю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Контрольная работа по

дисциплине: «Контроль и оценка результатов образования»
Вариант № «5»

Тема: Виды, формы и организация контроля качества обучения. Понятие контроля. Функции контроля. Требования к контролю.
Выполнила студентка 1-го курса ЗМТПО

магистерская программа

"Теория и практика

образования "

группы 22-ЗМТПО

номер зачетной книжки 05

Чакалян Ромина Юрьевна
Проверил преподаватель:

д.п.н., профессор Казаков

Игорь Сергеевич
Сочи – 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Понятие, цель и задачи контроля

2. Функции контроля

3. Виды, типы и формы организации контроля качества обучения

4. Методы контроля

5. Требования к педагогическому контролю

Заключение

Список использованной литературы


3

5

7

10

18

21

24

25



Введение
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.


Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Контроль – наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается. В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Цель работы – изучить виды, формы и организацию контроля качества обучения.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие, цель и задачи контроля;

2. Осветить функции контроля;

3. Охарактеризовать виды, типы и формы организации контроля качества обучения;

4. Изучить методы контроля;

5. Проанализировать требования к педагогическому контролю.

1. Понятие, цель и задачи контроля

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Содержание управления – это наряду с выработкой мотивированного решения планирование (разработка плана действий по достижению поставленных целей), организация деятельности по выполнению принятого решения, налаживание коммуникаций (информационных связей, сбора, анализа и обмена информации) и контроля за ходом выполнения управленческого решения и достижением намеченных профессиональных целей.

Контроль как функция управления объективно необходим. Контроль – это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта.



Как и в других областях общественной деятельности, в сфере образования осуществляется контроль реализации решений, плана намеченных действий, утвержденных целевых программ.

Целью контроля является разработка и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного способствовать максимальному снижению и ликвидации возможных нежелательных профессиональных (образовательных), экономических, финансовых и других последствий выявленных недостатков и нарушений.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

В процессе контроля решаются следующие задачи: выбор конкретного объекта контроля; определение контролируемых параметров (направления развития системы образования в целом и данного образовательного учреждения, утвержденные показатели и сроки); применение наиболее эффективной методики контроля; выявление и документальное оформление отклонений; подготовка предложений о принятии необходимого управляющего воздействия; утверждение соответствующим руководителем предложенного управляющего воздействия и организация его осуществления.

С позиций науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений, законов, постановлений, приказов, инструкций, положений, правил, заданий, норм, целевых программ, методических указаний, уставов и других локальных нормативных актов.

На практике не существует контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и вида, в том числе административный, технический, экологический, профессиональной деятельности (например, образовательной), экономический, финансовый и другие специализированные виды контроля.


2. Функции контроля

Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитывающую.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.


Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

3. Виды, типы и формы организации контроля качества обучения

Типы контроля.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)

Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)

Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

Внешний контроль

В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.

2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся.

3. Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся. Рассмотрим два из них: первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности. Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.