Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- увеличить объем запоминаемой информации;
- обеспечить систематизацию полученных математических знаний;
- отразить связь математических понятий с различными областями знаний;
- стимулировать креативные процессы — логические выводы и ассоциации;
- обеспечение интенсификации обучения;
- активизации учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного воспитания;
- образного представления знаний и учебных действий;
- передачи знаний и распознавания образов;
- повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Формирование и развитие у студентов техникума способности самостоятельного получения и переработки учебной информации.
Основной задачей по планированию и подготовке учебного занятия является выбор, упорядочение и структурирование учебного содержания и его дидактическое обоснование преподавателем. При этом увязываются профессионально-научные, педагогические и образовательные аспекты специальной дидактики. Решающими факторами для определения содержания образовательных программ являются требования к будущей деятельности потенциальных специалистов.
Его отбор осуществляется на основании принципов, как например: 1. Научность. 2. Принцип доступности/доходчивости. 3. Принцип связи теории и практики. 4. Принцип ориентирования на учебную цель. 5. Принцип планомерности. 6. принцип самостоятельности. 7.Принцип наглядности. 8. Принцип контроля, выходящего за рамки одного учебного предмета.
На основе этих принципов планируются, организуются и проводятся учебные занятия. При организации учебного процесса основное внимание надо уделять формированию и развитию у учащихся способности самостоятельного получения и обработки нужной информации.
Восприятие информации осуществляется через сознание. Знание о способствующих восприятию общих условиях открывает возможность управления эффективностью/устойчивостью учебных процессов. Эмпирические исследования части запоминания учебного содержания, в зависимости от способа восприятия информации, показали, что самостоятельное, близкое к практике получение информации с самостоятельным принятием решения ведет к наиболее интенсивному сохранению в памяти.
Ниже приводятся виды самостоятельного получения информации из разных источников:
Получение информации из непосредственной действительности
Работа с собраниями для отдельного, частного и сравнительного рассмотрения Гербарий – собрание растений;
Препараты (нативные препараты, препараты для длительного хранения, висячая капля);
Образцы материалов;
Образцы деталей и т.д.
Посещения и экскурсии (обнаруженная действительность)
Посещения предприятия;
Посещение ярмарок и выставок.
Наблюдения
б) Получение информации при помощи технических средств обучения Технические средства обучения передают лишь вторичный, переданный опыт действительности, так что он не является самой реальностью, а лишь ее отображением или имитированием. Правда, они позволяют в короткое время и в условиях школы наглядно объяснить действительность и в рамках информационного поиска вносят свой вклад в получение информации. в) Классические средства обучения: Слайды и слайд- презентации позволяют наблюдателю устойчивое получение информации благодаря выбору времени рассмотрения и возможному повторению. Требования: Подготовка содержания, соответствующего учащимся Однозначность и понятность содержания информации Точное представление содержания Рабочие рекомендации: Целенаправленное применение – никакой чрезмерной нагрузки (при более продолжительных пассивных учебных фазах способность к концентрации снижается и учащиеся утомляются) Поддающиеся учету рабочие задания для сохранения внимания Итоговое закрепление ключевых суждений Модели - это упрощенные, абстрактные отображения реальности или имитирование технического продукта в уменьшенном масштабе. Требования: Обязательно указывать на объем сокращения/упрощения и возможные акцентирования Похожая статья: Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей Рабочие рекомендации: структурная модель – разборная, но неподвижная действующая модель – разборная и подвижная Фильм (видео) - это электронный метод для записи и воспроизведения динамических изображений, которые можно сохранять на носителях информации. Суда входит: Аналогичная запись на магнитной ленте, аналогичная обработка:; Цифровая запись на магнитную ленту, цифровая обработка; Цифровая запись на видеодиск DVD или жесткий диск; Цифровая запись на карту памяти, чаще всего более сильное сжатие. Преимущества: Освоение нового и непосредственного восприятия труднодоступных областей действительности; Оптимальное наглядное представление развития, событий, процессов движения в целом и пр.; Представление отдельных явлений в более масштабных предметных и смысловых взаимосвязях; Применение особых технических возможностей, как например, ускоренная съемка, замедленная съемка. Рабочие рекомендации: Подготовка использования при помощи постановки перед учащимися учебной цели и раздачи рабочих заданий и заданий по наблюдению; Лимитировать время использования (не дольше 20 минут); Оценка использования при помощи контроля заданий и ответов на открытые вопросы. Фильм – это вспомогательное средство для наглядного представления учебного содержания – он не для самого обучения. Печатные средства (учебники и специальная литература, специальные журналы, инструкции по эксплуатации и т.д.). Требования: соответствие учащимся по своему объему и выражению; актуальные и совместимые по содержанию; конкретные и наглядны в представлении; доступные для приобретения. Рабочие рекомендации: Заложить основные знания об информационном поиске и конспектировании; Заложить основные знания о терминах и иностранных словах; Предписания по наводящим вопросам для структурирования технических текстов Контроль успеваемости = анализ со стороны учащихся + ответы на вопросы. V. Персональный компьютер со стандартным и пользовательским программным обеспечением и доступом к сети Интернет Обусловленное стремительным развитием во всех областях экономики, знание недолговечно и получение информации приобретает новое значение. При этом увеличивающуюся потребность в образовании не могут удовлетворить ни традиционная культура учебы и обучения, ни традиционные методы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Кто хочет дорасти до требований информационного общества, тот должен постоянно актуализировать свою компетенцию в обращении с новыми техническими средствами обучения (и средствами массовой информации) и вновь и вновь актуализировать поток информации на долгие времена в профессиональной жизни. Мы должны интенсивно готовить наших учащихся к этой самоуправляемой учебе на протяжении всей жизни. Методические рекомендации для конкретных примерных ситуаций могут быть руководством для преподавателей и помочь построить алгоритмы для аналогичного образа действия. Нами разработаны «Этапы для самостоятельного получения специальной информации»: 1. Понять проблемную ситуацию. 2. Планирование образа действия. 3. Определение источников информации. 4. Приобретение необходимой информации. 5. Запоминание/сохранение полученной информации. 6. Предварительная обработка представленной информации. 7. Анализ и оценка информации. 8. Целенаправленный выбор важной информации. 9. Запоминание/сохранение выбранной информации. 10. Применение информации. 11. Оценка результатов. Шаги действия по структурированию руководства к действию. Определение цели работы в содержании и объеме: определение предельно допустимого рабочего времени шаг: Структурирование работы, покрытие дефицита знаний и определение потребности в информации шаг: Подготовка поиска, стратегия поиска, при использовании сети Интернет: информационно-поисковые машины, каталоги шаг: Поиск, оценка информации, определение предпочитаемой информации, сокращение информации шаг: Переработка информации, документирование на жестком диске, информационном носителе или распечатка шаг: Контроль, обобщение и оценка результатов работы Учеба при помощи руководства к действию предлагает пользователю целый ряд преимуществ: возможность индивидуальной и комплексной учебы; возможность самостоятельно регулируемой учебы под собственную ответственность; возможность дифференцировать согласно предыдущим успехам; возможность повысить чувство собственного достоинства и усилить учебную мотивацию; возможность содействовать готовности к кооперации и способности работать в команде; возможность развивать способность к решению проблем. Однако существует целый ряд проблем реализации: учащиеся должны признать необходимость самостоятельного поиска и получения информации; способность самостоятельно действовать индивидуальна и соответственно должна развиваться преподавателем дифференцированно; работа с цифровыми информационными носителями и сетью Интернет в том числе и на занятиях по специальному предмету требует основополагающей аппаратно-технической базы, ресурсов помещений и персонала, а также несложной школьной организации; - преподаватель нуждается в широкомасштабном опережении по отношению к учащемуся; специальная, педагогическая и психологическая компетенция дополняются техническим образованием; подготовка и разработка руководства к действию требует от преподавателя затрат времени. Методика самостоятельного получения специальной информации: Часть 1. Обращаться к учащимся; Понятная интеграция запланированного получения знаний по предметной области/специальности; Пробудить у учащихся любопытство к самостоятельному получению специальной информации в частности при помощи выбранных информационных источников, описать причинную связь между компетенцией в обращении с техническими средствами обучения и перспективными возможностями использования, выявить ограничения; Руководить чтением информационных источников, наводящие вопросы могут в общих чертах структурировать процесс, простая последовательность шагов с целью создания алгоритма, точное описание действий; для учащихся контроль за наглядным описанием или включенным видом на экране; Предусмотреть дифференциацию по предыдущим достижениям . Часть 2. Применение цифровых информационных носителей или Интернет страницы в вымышленной проблемной ситуации; Ясное описание проблемы; Формулировка задания на поиск ;Определение носителей данных для учета результата; Определение условий контроля; Итоговая мотивация с точки зрения дальнейших возможностей применения цифровых технических средств обучения. Преподаватель выступает на протяжении всего процесса получения знаний в качестве наставника. Он организатор, учебный консультант, модератор и информатор. Он определяет временные рамки, в случае сомнения поддерживает учащихся и контролирует результаты работы. Его способность интегрировать содержание руководства к действию в текущий урок по спец.предмету в значительной степени определяет мотивацию учащихся и успех работы.
Глава 1
Теоретическая часть
Формы представления содержательной учебной информации
Творческое мышление в деятельности педагога наиболее ярко проявляется при управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся, анализе и отборе средств наглядного представления СУИ по различным учебным дисциплинам. Проблема наглядного представления (форма, место, длительность и др.) содержательной учебной информации рождает язык, основанный на принципах семантики (науке, исследующей соотношение знака и обозначенного), который является инструментом методической деятельности педагога.
Изучение литературы показало, что наиболее широко при изучении учебных дисциплин используются: чертежи, схемы, диаграммы, таблицы, графики и т.д. Рассмотрим кратко их содержание.
Рис. 8. Алгоритм определения полезности информации в процессе поиска информации
Чертеж – условное графическое изображение чего-либо на бумаге. В обучении он обеспечивает декомпозицию отображаемого объекта и на определенных этапах процесса обучения дает разные срезы информации об объекте изучения. Например, на практических занятиях с помощью чертежа происходит осмысление механизма взаимодействия физических сил, что служит для расчета формы детали и т. Д.
Схема – изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей и подробностей. Каждая схема выполняет определенную функцию в изучении учебной дисциплины. В педагогической практике используются следующие типы схем:
- блок-схемы (функциональные);
- структурно-логические схемы.
Блок-схемы позволяют показать состав элементов объекта, явления, процесса, а также взаимосвяэь между ними. Они могут показываться в виде прямоугольников, окружности, треугольника, эллипса, линии связи и др. с кратким описанием. Обучающийся уяснив смысл, общую структуру и назначение блоков, может воспроизводить самостоятельно на память эти схемы.
Структурно-логические схемы (СЛС) представляют собой граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает на логику объяснения педагогом содержания СУИ с указанием методических приемов ее восприятия и применения.
В структурно-логические схемы заносится самое главное и наиболее интересное с точки зрения изучения теоретических и практических вопросов. СЛС позволяют укрупнять содержательную учебную информацию в виде доз и блокового восприятия, обеспечивают активность учебной работы обучающихся с опорными сигналами. Кроме того, СЛС, создают возможность: организации систематического контроля каждого обучающегося; постоянной ликвидации отставания или улучшения оценки (принцип «открытия перспектив»); организации обзорных и дискуссионных занятий; практического использования принципа гласности путем введения единого для всех студентов группы экрана успеваемости; создания обстановки с пониженным фоном конфликтности и комфортно-требовательных условий учебной работы.
При разработке блок-схем и СЛС применяются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, системности, программирования знаний, проблемности обучения, повторяемости, технологичности обучения, преемственности и др. Кроме того, при составлении СЛС необходимо придерживаться следующих методических приемов: во-первых, необходимо задать себе вопрос: «А как бы я на месте обучающегося воспринял эту СУИ?»; во-вторых, разрабатывая содержательную учебную информацию нужно идти от простого к сложному .
Структурно-логическая схема содержит следующие блоки: изучаемые вопросы; опорные понятия; основные положения по теме; практические рекомендации; схему опорных сигналов.
Опорный сигнал представляет собой иллюстрированное изложение СУИ. Он выполняется в виде графиков, в которых закодирован раздел (тема), его структура, содержание и взаимосвязь тех или иных учебных вопросов.
В качестве рекомендации можно предложить следующую методику составления блок-схем (СЛС).
1. Тщательный отбор СУИ. Содержание блок-схем должно обязательно включать в себя основной программный материал курса.
2. Установление цели каждого занятия и разработка требований к обучающимся: что конкретно они должны знать и, что должны уметь после изучения данного раздела (темы).
3. Разработка вопросов проблемного, поискового и творческого характера, ранжирование их по уровню проблемности.
4. Создание методики применения технических средств обучения и контроля, установление мест их реализации в тексте.
5. Разработка методики самостоятельной работы студентов с блок- схемами и выбор форм контроля знаний.