Файл: Способы представления учебной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  6. Свертывание отобранной СУИ с целью создания научного образа и занесение его в виде текста, рисунков и формул в блок-схемы.
  7. Художественно-графическое представление отдельных фактов с целью более яркого и образного их восприятия обучающимися.
  8. Тщательная проверка всего содержания блок-схем, как с точки зрения грамматики, так и с точки зрения правильности, полноты и глубины изложенной в них СУИ, достижения поставленных целей, наглядности и эстетического восприятия.
  Представление и кодирование СУИ может вестись на трех уровнях:
  - в явном виде – почти без перекодировки;
  - с чертежно-графическим представлением СУИ и логических связей;
  - образно-художественым представлением СУИ и использованием ассоциативных связей.
  В первом случае мы имеем как бы большую «научную шпаргалку», в которой приведены без всякого перекодирования основные положения, выводы, теоремы, намечены все доказательства. Такие блок-схемы могут применяться при работе со студентами с низким уровнем подготовленности: при первоначальном знакомстве с предметом, при «развертывании» СУИ на самостоятельной работе. Естественно, пользование такими блок-схемами при подготовке ответов на экзаменах не допускается.
  Во втором случае СУИ более сжата и представлена в специальных графических образах (кружках, прямоугольниках, ромбах и т.д.) и дается только упоминание о необходимых действиях для установления некоторого факта, определяются основные логические связи, выделяются узловые вопросы. СУИ явного типа. Блок-схемы такого типа удобно использовать при подготовке к следующему занятию (например, к лекции, практическому занятию, семинару, коллоквиуму и др.).
  В третьем случае СУИ по соответствующему разделу (теме) курса полностью перекодирована и дается в виде художественных образов или моделей объекта, явления и процесса. Использование блок-схем такого типа на экзаменах вполне допустимо, так как представленная СУИ в блок-схеме, служит лишь ориентиром для более глубокого раскрытия содержания обучения. Действия блок-схемы такого типа основано на актуализации знаний с помощью глубоких ассоциативных связей.
  Педагог, организуя занятие с применением СЛС, должен ответить себе на три вопроса:

  1. На что можно и нужно опереться из изученного в предшествующей части курса или учебного вопроса (дисциплины)?
  2. В чем состоит дополнение, вносимое данным занятием во все изученное и усвоенное ранее?
  3. Что следует учитывать из содержания последующей части курса, учебной дисциплины, способной дополнить и развить раздел (тему) занятия.
  График – чертеж, изображающий с помощью кривых количественные показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут быть определены числами.
  Диаграмма – графическое изображение соотношений каких-либо величин.
  Графики и диаграммы могут использоваться на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Они позволяют показать в наглядном виде динамику развития объекта, явления и процесса, охарактеризовать их закономерности и тенденции проявления, формировать умения и навыки мыследеятельности студента.
  Таблица – перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам. Таблица состоит из столбцов, в которые заносится перечень понятий изученной темы, в следующих столбцах показываются уровни усвоения понятий и тип ориентировочной основы деятельности. Спецификацию учебных элементов можно дополнить классификационными признаками понятий, включив в нее столбцы с признаками понятий по времени их изучения. В данном признаке можно выделить опорные и новые понятия. К опорным понятиям относятся понятия, изученные на предыдущих занятиях рассматриваемого курса или смежных учебных дисциплин и служащих основой или смысловой опорой для формирования понятий на данном занятии. К новым понятиям относятся понятия, формируемые на очередном занятии по данной теме.

Структурирование содержательной учебной информации


  В педагогической практике используются специальные искусственные системы отбора, структурирования и представления СУИ. К таким системам относятся приемы мнемотехники или мнемонические приемы. С помощью различных приемов системы облегчают запоминание, увеличивают объем изучаемой СУИ путем образования искусственных ассоциаций. В психологии под ассоциациями понимают связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.
  В методике профессионального обучения применяются следующие мнемонические приемы: аббревиатура; «магический треугольник»; правила буравчика (прямое и обратное), правила правой и левой руки; обобщенные символические записи; выражение скрытой логики взаимосвязанных явлений, процессов через цепь причинно-следственных связей. Рассмотрим содержание некоторых из них.
  Аббревиатура – слово, образованное из первых букв слов, входящих в какое-либо словосочетание, из начальных слогов двух или более слов, или из начала одного слова с другим словом словосочетания; условное сокращение слов или слова. Аббревиатура, как средство выражения определенного объема СУИ, может быть представлена: начальными заглавными буквами с существующими обозначениями в той или иной науке; в систематизированном и обобщенном виде существующих маркировок объектов, явлений и процессов и т.д. Из сказанного выше следует, что аббревиатура реальных объектов заменяется обобщенными предметами. Усвоив общую структуру маркировки предметов, процессов, явлений, обучающиеся на конкретных примерах обрабатывают ее расшифровки. Использование аббревиатур приводит к формированию у обучающихся обобщенных алгоритмов дешифровки, декодирования условных обозначений, запоминанию и быстрому их воспроизведению.
  Обобщенные символические записи. Каждый педагог в процессе своей деятельности продумывает, разрабатывает, отбирает различные приемы передачи смысла формируемых знаний или практических действий. К ним относятся: различные схемы, условные и искусственные знаки, передающие смысл и значение терминов и др. Объектами представления экономной записи являются основные структуры СУИ: термины, законы, принципы, действия устройств, классификационные схемы, операции. Например, при составлении опорного конспекта по любой дисциплине рекомендуется применять следующие символы: «<» - больше; «>» - меньше; «↑» - увеличение

  параметра; «↓» - уменьшение параметра; «→→→» - сложная опосредованная зависимость; «↔» - взаимное противодействие; «↑↓» - направлены навстречу друг другу; «↓↓» - направлены в одну сторону; «?» - вызывает сомнение; «-» - дает отрицательный эффект; «+» - положительные эмоции; «!»- превосходный результат и др.
  Граф содержательной учебной информации. Граф (др. греч. Урафю пишу) – в математике множество вершин (точек) и множество ребер (связей), соединяющих некоторые пары вершин. Графы широко применялись в начале 80-хх годов ХХ в. В педагогических исследованиях. Граф СУИ представляет собой наглядное отражение структуры учебного материала. В вершине графа помещается понятие в виде окружности, ребра графа показывают связь данного понятия с определенным содержательным признаком. Классификация содержательных признаков размещается на рангах графа. Использование графов дает возможность педагогу наглядно определить, какие понятия необходимо актуализировать для формирования новых; помогает обозначить, какие понятия будут сформированы в ходе демонстрационного эксперимента; установить, какие виды тестов применяются для определения уровня сформированности понятий и т.д.
  Метаплан-техника. Он возник в Китае и в настоящее время широко применяется в системе профессионального образования различного уровня. Метаплан-техника представляет собой инвариантное множество знаковых форм, имеющих определенное значение. К элементам метаплана относятся полоса, облако, овал, прямоугольник, круг. За каждым элементом закрепляются определенные сущностные характеристики того или иного понятия, вывода или обобщения.
  Например, полосы используются для обозначения коротких лаконичных формулировок законов или выводов, либо операции по выполнению той или иной деятельности. Полосой выделяются названия, заголовки или категориальные понятия. Облако обозначает фундаментальные понятия, которые обобщают самостоятельную теорию или закономерность, а также вопросительные предложения и заголовки. Овал используется для представления терминов физического характера, идей, существующих в науке, гипотез, для обозначения причинно-следственных связей и дополняющей информации к прямоугольнику. Прямоугольник – с ним ассоциируются основы какой-либо конструкции или опредмечивают понятия. С их помощью конструируются столбцы таблиц, структуры дерева и др.

  Основной объем СУИ заполняют видовые единичные термины, которые в технике метаплана обозначаются кругами. Маленькими кругами обозначают нумерацию, а также отдельные моменты важных вопросов (приложения).
  При применении метаплана-техники, необходимо руководствоваться следующими правилами:
  1. Формулировка высказываний должна быть краткой.
  2. Информация должна фиксироваться на самых элементах.
  3. На каждой карте фиксируется только один аргумент или понятие.
  4. Текст должен быть написан разборчиво (не более трех строк на элементах – картах).
  5. Рекомендуется применять не более четырех цветов.
  6. Игнорирование цвета не допускается.
  7. Изменение формы и цвета элемента без изменения значения не допускается.
  Метаплан как знаковое визуальное средство отвечает определенным психологическим и эргономическим требованиям.
  Психологические требования полностью соответствует особенностям зрительного восприятия различной информации. Элемент метаплана – знак, опредмеченный объект. Он обладает чувственно воспринимаемыми свойствами – формой и цветом.
  Форма знака способствует его распознанию, не напоминает о содержании понятия (учебном элементе) или идее, а только представляет их. Из психологии известно, что чем проще физическая форма объекта, тем легшее его восприятие, тем меньшее количество информации требуется для восприятия фигуры.
  Выделение фигуры позволяет сравнительно быстро локализовать взор на СУИ, предъявляемую студенту для изучения. Следовательно, если элементы выполняют функцию обозначения (представления) учебных элементов, то они должны относительно постоянно употребляться в установленных значениях.
  Элементы метаплана выполняют когнитивные функции, способны закреплять СУИ, фиксировать в определенной форме результаты отражения (опредмечивания) мыслительных процессов.
  Цвет как атрибут предметного образа непосредственно воздействует на ощущения и чувства, способствует повышению уровня внимания. При работе с использованием метаплана-техники рекомендуется применять белый, светло­зеленый, светло-желтый, и светло-розовый цвета. Применение цвета в метаплане-технике ограничивается перцептивными особенностями личности обучающегося, которые следует учитывать в процессе обучения. При проектировании и конструировании педагогических средств,