Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основанных на метаплане-технике, необходимо соблюдать следующие правила: использовать не более 3-4 цветов в одном метаплане; иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий; избегать яркого белого цвета, так как он ослепляет и утомляет глаза обучающихся; обеспечивать хороший контраст фигур и фона; избегать комбинации красного и желтого цветов, так как многие обучающиеся не могут их различать; не забывать о том, что цвет может вызвать ассоциации, например, красным, желтым и оранжевым цветами, как правило, выделяются указания, требующие обязательного выполнения.
Эргономические требования направлены на создание комфортнотребовательных условий в процессе учебной деятельности обучающихся с применением различных средств конструирования содержательной учебной информации. Выполнение этих требований приводит к повышению производительности учебного труда, снижению затрат энергетического потенциала обучающихся, поддержанию постоянной мотивации и интереса к процессу обучения.
Выполнение психологических и эргономических требований в организации педагогического процесса позволит сохранить работоспособность обучающихся, создать и постоянно поддерживать их заинтересованность как самим ходом процесса обучения, так и его результатами. Последние должны восприниматься обучающимися не только как практически полезные сведения, умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и как фундаментальные идеи и положения, описывающие естественнонаучные, гуманитарные и культурные основы современного мира.
Дефиниция «средства обучения» в дидактике используется для обозначения одного из компонентов деятельности педагога и обучающихся наряду с другими компонентами педагогического процесса (цели, содержание, задачи, методы, организационные формы, учение, преподавание и др.).
Средства обучения в литературе трактуется как: а) материальный или идеальный объект, который “помещен” между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности; своеобразный язык дидактики; прием, и способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление.
Средства обучения в процессе их применения выполняют следующие функции: а) компенсаторная (способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося); б) адаптивная (обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; организацию демонстраций, самостоятельных работ; адекватность содержания изучаемого понятия, явления и процесса возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний); в) информативная (способствует передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно, например, проекционная аппаратура, инструменты и др.); г) интегративная (реализуется при комплексном использовании средств информатизации); д) инструментальная (обеспечивает определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; способствует воспитанию культуры учебного труда).
Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам; по субъектам деятельности; по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе.
По субъекту деятельности средства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Первые имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции педагога.
В использовании любого вида средства необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями процесса обучения, в частности, законом интерпоризации. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4 – 5 демонстраций на занятие, считая средства самостоятельной работы обучающихся и средств контроля.
Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебнотехнические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат; расписание занятий, режим питания и другие материальнотехнические условия обучения. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания умения, которые используют педагог и обучающиеся для усвоения новых знаний; орудие освоения культурного наследия новых культурных ценностей. Идеальные средства в форме материализации используются первоначально для общения, в речи педагога и обучающихся как краткое, символическое обозначение объектов.
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам образовательного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми и обозримыми, иметь эстетический вид и т.д.
2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, кабели, выпрямители и т.д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.
3. Количество и тип средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения (региональный аспект).
С точки зрения выполнения функций средства обучения делятся на: а) технические средства передачи информации; б)
технические средства контроля знаний; в) технические средства формирования практических навыков; г) технические средства самообучения.
Средства обучения вошли в структуру педагогического процесса с появлением наглядных средств, учебного оборудования, технических средств обучения (ТСО): киноаппаратуры, обучающих и контролирующих машин, диапроекторов и др.
С помощью средств обучения легче хранить, быстрее извлекать для использования самую разнообразную информацию на занятиях. Они помогают педагогу эффективнее решать профессиональные задачи, оптимизировать процесс обучения. Однако применение средств обучения требует специальной подготовки педагога и обучающихся. Перед использованием ТСО их необходимо обучить пользоваться ими. Средство обучения выступает в функции предмета усвоения.
На эффективность процесса обучения существенное влияние оказывает частота использования средств. Оно обусловлено тем, что ТСО влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО применяется очень редко, то каждое его использование превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению СУИ. Наоборот, слишком частое применение ТСО в течение многих занятий подряд приводит к потере обучающимися интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в педагогическом процессе зависит от возраста обучающихся, специфики учебной дисциплины и необходимости их использования в познавательной деятельности обучающихся, от этапа (цикла) занятия. Педагогическая практика показывает, что применение средств обучения не должно длиться на занятии подряд более 20 минут.
Правильное чередование средств и методов обучения позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний обучающимися. Минуты напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
В современных подходах к обучению все шире используются наработки НЛП (нейро-лингвистического программирования) – не только в психологии общения, но и в частных дидактиках. С точки зрения НЛП-подхода, у человека существует несколько репрезентативных систем. Каждая система – это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. По характеру доминирующей модальности представления информации репрезентативные системы делятся на:
Такое деление соответствует описанным П.П. Блонским видам памяти: «Моторная память или память-привычка, образная память или память-воображение, логическая память или память-рассказ». Педагогу полезно знать основные характеристики учащихся «визуалов», «аудиалов» и «кинестиков».
«Визуалы», запоминая и вспоминая, видят конкретные образы, стараются буквально увидеть то, о чем читают. Тогда знания, абстрактные для других, становятся для них образными и конкретными. Внешне их можно отличить по активной жестикуляции, они артистичны. Быстрее других усваивают информацию, подаваемую в виде демонстрации карт, графиков, наглядных пособий. «Визуалу» при выполнении учебного задания необходимы ясные и конкретные инструкции. Для них конспект и учебник лучше, чем устная речь.
«Аудиалы», запоминая и вспоминая, слышат слова, лучше усваивают устное объяснение, подробное, с причинно-следственными связями. Даже хорошо выучив урок, будут отвечать с продолжительными паузами, если последовательность вопросов не соответствует логике изложения материала. Такому учащемуся иногда надо напомнить начало, чтобы дальше он сам прекрасно ответил. Сложности они испытывают при предъявлении незавершенных творческих инструкций. Такие учащиеся обладают хорошей грамотной речью, легко и правильно выполняют задания «по аналогии».
«Кинестиков» легко выделить внешне по поведению: их отличает постоянная отвлекаемость от процесса обучения, повышенная саморазвлекаемость. Но именно эти студенты быстрее других делают лабораторные работы и работы на компьютере, лучше усваивают материал, если им дают возможность проявить самостоятельность.
Исследования показывают, что хорошо успевающие студенты владеют, кроме ведущей, еще одной дополнительной системой хранения информации, а слабоуспевающие – не используют дополнительных систем. Поэтому, если способ передачи знаний отличается от соответствующей этому студенту репрезентативной системы, то ему необходимо дополнительное время для «перевода» получаемой информации в привычную форму или ассоциации. Таких временных пауз в реальном учебном процессе ему не предоставляют.
Эргономические требования направлены на создание комфортнотребовательных условий в процессе учебной деятельности обучающихся с применением различных средств конструирования содержательной учебной информации. Выполнение этих требований приводит к повышению производительности учебного труда, снижению затрат энергетического потенциала обучающихся, поддержанию постоянной мотивации и интереса к процессу обучения.
Выполнение психологических и эргономических требований в организации педагогического процесса позволит сохранить работоспособность обучающихся, создать и постоянно поддерживать их заинтересованность как самим ходом процесса обучения, так и его результатами. Последние должны восприниматься обучающимися не только как практически полезные сведения, умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и как фундаментальные идеи и положения, описывающие естественнонаучные, гуманитарные и культурные основы современного мира.
3.4. Средства обучения
Дефиниция «средства обучения» в дидактике используется для обозначения одного из компонентов деятельности педагога и обучающихся наряду с другими компонентами педагогического процесса (цели, содержание, задачи, методы, организационные формы, учение, преподавание и др.).
Средства обучения в литературе трактуется как: а) материальный или идеальный объект, который “помещен” между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности; своеобразный язык дидактики; прием, и способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление.
Средства обучения в процессе их применения выполняют следующие функции: а) компенсаторная (способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося); б) адаптивная (обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; организацию демонстраций, самостоятельных работ; адекватность содержания изучаемого понятия, явления и процесса возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний); в) информативная (способствует передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно, например, проекционная аппаратура, инструменты и др.); г) интегративная (реализуется при комплексном использовании средств информатизации); д) инструментальная (обеспечивает определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; способствует воспитанию культуры учебного труда).
Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам; по субъектам деятельности; по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе.
По субъекту деятельности средства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Первые имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции педагога.
В использовании любого вида средства необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями процесса обучения, в частности, законом интерпоризации. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4 – 5 демонстраций на занятие, считая средства самостоятельной работы обучающихся и средств контроля.
Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебнотехнические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат; расписание занятий, режим питания и другие материальнотехнические условия обучения. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания умения, которые используют педагог и обучающиеся для усвоения новых знаний; орудие освоения культурного наследия новых культурных ценностей. Идеальные средства в форме материализации используются первоначально для общения, в речи педагога и обучающихся как краткое, символическое обозначение объектов.
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам образовательного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми и обозримыми, иметь эстетический вид и т.д.
2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, кабели, выпрямители и т.д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.
3. Количество и тип средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения (региональный аспект).
С точки зрения выполнения функций средства обучения делятся на: а) технические средства передачи информации; б)
технические средства контроля знаний; в) технические средства формирования практических навыков; г) технические средства самообучения.
Средства обучения вошли в структуру педагогического процесса с появлением наглядных средств, учебного оборудования, технических средств обучения (ТСО): киноаппаратуры, обучающих и контролирующих машин, диапроекторов и др.
С помощью средств обучения легче хранить, быстрее извлекать для использования самую разнообразную информацию на занятиях. Они помогают педагогу эффективнее решать профессиональные задачи, оптимизировать процесс обучения. Однако применение средств обучения требует специальной подготовки педагога и обучающихся. Перед использованием ТСО их необходимо обучить пользоваться ими. Средство обучения выступает в функции предмета усвоения.
На эффективность процесса обучения существенное влияние оказывает частота использования средств. Оно обусловлено тем, что ТСО влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО применяется очень редко, то каждое его использование превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению СУИ. Наоборот, слишком частое применение ТСО в течение многих занятий подряд приводит к потере обучающимися интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в педагогическом процессе зависит от возраста обучающихся, специфики учебной дисциплины и необходимости их использования в познавательной деятельности обучающихся, от этапа (цикла) занятия. Педагогическая практика показывает, что применение средств обучения не должно длиться на занятии подряд более 20 минут.
Правильное чередование средств и методов обучения позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний обучающимися. Минуты напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
В современных подходах к обучению все шире используются наработки НЛП (нейро-лингвистического программирования) – не только в психологии общения, но и в частных дидактиках. С точки зрения НЛП-подхода, у человека существует несколько репрезентативных систем. Каждая система – это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. По характеру доминирующей модальности представления информации репрезентативные системы делятся на:
-
визуальную – в виде образов (доминирует зрение); -
аудиальную – в виде звуков и слов (доминирует слух); -
кинестическую – (доминируют двигательные ощущения); -
полимодальную – (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы).
Такое деление соответствует описанным П.П. Блонским видам памяти: «Моторная память или память-привычка, образная память или память-воображение, логическая память или память-рассказ». Педагогу полезно знать основные характеристики учащихся «визуалов», «аудиалов» и «кинестиков».
«Визуалы», запоминая и вспоминая, видят конкретные образы, стараются буквально увидеть то, о чем читают. Тогда знания, абстрактные для других, становятся для них образными и конкретными. Внешне их можно отличить по активной жестикуляции, они артистичны. Быстрее других усваивают информацию, подаваемую в виде демонстрации карт, графиков, наглядных пособий. «Визуалу» при выполнении учебного задания необходимы ясные и конкретные инструкции. Для них конспект и учебник лучше, чем устная речь.
«Аудиалы», запоминая и вспоминая, слышат слова, лучше усваивают устное объяснение, подробное, с причинно-следственными связями. Даже хорошо выучив урок, будут отвечать с продолжительными паузами, если последовательность вопросов не соответствует логике изложения материала. Такому учащемуся иногда надо напомнить начало, чтобы дальше он сам прекрасно ответил. Сложности они испытывают при предъявлении незавершенных творческих инструкций. Такие учащиеся обладают хорошей грамотной речью, легко и правильно выполняют задания «по аналогии».
«Кинестиков» легко выделить внешне по поведению: их отличает постоянная отвлекаемость от процесса обучения, повышенная саморазвлекаемость. Но именно эти студенты быстрее других делают лабораторные работы и работы на компьютере, лучше усваивают материал, если им дают возможность проявить самостоятельность.
Исследования показывают, что хорошо успевающие студенты владеют, кроме ведущей, еще одной дополнительной системой хранения информации, а слабоуспевающие – не используют дополнительных систем. Поэтому, если способ передачи знаний отличается от соответствующей этому студенту репрезентативной системы, то ему необходимо дополнительное время для «перевода» получаемой информации в привычную форму или ассоциации. Таких временных пауз в реальном учебном процессе ему не предоставляют.