ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Заполните таблицу
"Основные направления в современной философии"
№ | Направления | Проблемы | Представители |
1 | Неормарксизм | Природа, общество, человек, и их сущность | Э. Фромм, Маркузе, Адорно |
2 | Неопозитивизм, постпозитивизм | Соотношение науки и философии, языка | Витгенштейн, Рассел, Поппер, Кун |
3 | Экзистенциализм | Сущность человека, его существования | Хайдеггер, Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю |
4 | Неофрейдизм | Коллективное, бессознательное | К.Юнг, Э.Фромм, Адорно |
5 | Философия жизни | Жизнь человека как переживание, как воля | А.Бергсон, Дильтей, Шпенглер |
Задание 2. Выберите одно произведение: Э. Фромм «Душа человека» или В.С. Соловьев «Русская идея». Проанализируйте его. Определите этическую позицию автора.
Эрих Фромм (1900-1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма — видный мыслитель ХХ столетия. Его философская антропология включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи, а так же древние мистические традиции и идеи восточного оккультизма. Многие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология, впитали в себя его открытия и духовные приобретения. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века. По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры. Фромм полагал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе, к самому себе. Он обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего существа. В наследии Фромма имеются идеи об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма.
Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы.
Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.
3.2. В чем, по Вашему мнению, состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше (1844—1900)? Почему он назвал свою философию антихристианской и что она есть «заступнический инстинкт жизни»? С позиции абсолютной ценности человеческой жизни (цель человека — это жизнь) объясните суждения философа:
«Человек есть нечто, что должно преодолеть».
«К независимости способны очень немногие — это преимущество сильных».
Ответ: Немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900) является самым ярким и влиятельным представителем философии жизни.
Хотя Ницше никогда не был рационалистом, на его философию оказала большое влияние рационалистическая философия прежних веков; естественно, он находился под сильным влиянием иррационализма, ' который во время его жизни был своего рода атмосферой эпохи.
Наиболее заметное проявление иррационализма Ницше заключается в том, что он не создал (да и не стремился создать) целостную философскую систему наподобие системы Канта или Гегеля.
Творчество Ницше фрагментарно, нередко свои идеи он выражал в виде образных афоризмов, стихотворений. В этом также проявилось то, что Ницше был иррационалистом, поскольку рациональность предполагает построение непротиворечивых теорий. Хотя слово «дискурс» сейчас употребляется в несколько ином смысле, раньше прилагательное «дискурсивный» означало «связный, логичный». С этой точки зрения тексты Ницше далеко не дискурсивны.
Переоценка всех прежних, и прежде всего христианских ценностей. Ницше считал религию (христианство) виновницей искажения в культуре подлинно человеческих ценностей. Почему?
Во-первых, Христианство разрушило инстинкт жизни, оно отрицало земную жизнь во имя жизни загробной, прославляло потусторонний мир, чтобы “лучше оклеветать этот”. Воля христианства, писал Ницше, это “воля к гибели”, это болезнь, упадок, когда жизнь ни во что не ставится.
Во-вторых, христианство (александрийская, или византийская культура, в отличие от эллинской) породило сознание раба, покорность, смирение, страх наказания за грехи.
В-третьих, христианство с его догматами основало доктринерскую мораль, навязывающую ответы на все вопросы, которые не имеют столь простых решений, поскольку жизнь невозможно уложить в простую схему.
В-четвертых, христианство способствует вырождению человечества, ибо это “скрытый инстинкт уничтожения”. Свою же философию Ницше назвал - “заступнический инстинкт жизни” и антихристианской. Наконец,
В-пятых, антихристианство Ницше было, по существу, протестом против всякой косности, обывательщины, порождающих сознание зависимости и несвободы.
В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том: – что человек есть нечто, что должно преодолеть; – все существа создавали нечто, что выше их; – люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.
Человек должен уметь охранять себя, в этом заключается лучшее доказательство независимости. Инстинкт самосохранения учит людей быть легкими, изменчивыми, обманчивыми, поверхностными. К независимости способны очень немногие, это преимущество сильных.