Файл: Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология родительско-детских отношений


Группа Ив19П111
Студент
Н.С. Лиханова


МОСКВА 2023

Практическое занятие №1

Задание 4.

Ситуация 1



Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические методики

1

Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем.

На мать

Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) – ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) – содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста или младшего дошкольного возраста.
Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» - разработана на основе контент-анализа родительских сочинений. Представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства.

2

Поведение ребенка обусловлено недостаточной готовностью ребенка к школьному обучению

На ребенка

С целью определения психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо провести изучение основных сфер (эмоциональная, интеллектуальная, социальная). Методики исследования интеллектуальной сферы:

Тест Керна - Йирасека – данная методика позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка, определяет уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина – выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;

Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы;

выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.
Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) – позволяет определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
Методики исследования эмоциональной готовности:

Методика «Несуществующее животное» исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций.
Методика «Лесенка» – предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Методика «Линеограмма» - выявление уровня различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.
Методики исследования мотивационной сферы:

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) – выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения, определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков

Уровень готовности к школе определяется преобладающими уровнями в каждой из диагностируемых сфер.

3

Поведение ребенка обусловлено личностными характеристиками ребенка

На мать

Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент).
Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания).







На ребенка

Методика «Перенос кубиков» - определяются конституциональные черты личности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов).


Ситуация 2



Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические методики

1

Поведение ребенка обусловлено личностными особенностями ребенка

На мать

Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент).
Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания).

2

Поведение ребенка обусловлено нарушениями в эмоционально-личностной сфере

На ребенка

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) – диагностирует особенности эмоционально-личностной сферы.
«Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам (модификация А.И. Лутошкиной) – направлено на исследование эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Рекомендации матерям по взаимоотношениям с их детьми в обеих ситуациях выдаются на основании результатов психодиагностических методик и в зависимости от сферы, в которой выявлены затруднения.

Практическое занятие №2

Задание 3



Проблемная область для психодиагностики


Название психодиагностических методик

1.

Замкнутость подростка

1.Определение уровня развития Векслер, ШТУР;

2.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет;

3.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури;

5. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г;

6. Оценка отношений подростка с классом;

7. Оценка психологического климата в классе;

8.Определение свойств темперамента Русалов М.В.

9. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М.

2.

Межличностные конфликты между матерью и подростком

  1. ОРО А.Я.Варга, В.В.Столина;

  2. Методика ШСО С.Ю.Куприяновнова;

  3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова;

  4. Методика «Три дерева» - зеркало семейных отношений;

  5. Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»;

  6. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова;

  7. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»»

  8. Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман;

  9. Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ;

  10. Методика «Незаконченные истории».

3.

Агрессивность дошкольника



Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций:

1.Методика «Рисунок семьи»

2. «Дом, дерево, человек»;

3.«Рисунок несуществующего животного»;

4. Тест руки и опросник Дасса-Барки;

5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов;

7. Опросник АСВ  Э. Г. Эйдемиллер;

8. Проективная методика «Кактус»;

9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур)

10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой);

11. Проективная методика Рене Желя;

12. Социометрия Дж. Морено.


  1.  

4.

Страхи у дошкольника

1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой;

2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.;

3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации;

4. Методика «Волшебная страна чувств»;

5.Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»;

6. Детский апперцептивный тест (ДАТ);

7. Тест «Страхи в домиках»;

8. Методика «Рисунок семьи»;

9. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

10. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука;

5.

Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь)

Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:

  1.  «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF);

  2. Тест описания поведения» К.Томаса;

  3. «Ценностные ориентации» М.Рокич;

  4. «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина;

  5. Нестандартизированная методика – мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику»;

  6. Анкета «Вредные привычки» (Кисетова З.М. «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей»);

  7. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (Пурин В.Д., Тверской государственный университет, 2006 г.);

  8. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);

  9. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;

  10. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.