Файл: Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско-детских отношений
Группа Ив19П111
Студент
Н.С. Лиханова
МОСКВА 2023
Практическое занятие №1
Задание 4.
Ситуация 1
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем. | На мать | Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) – ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) – содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста или младшего дошкольного возраста. Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» - разработана на основе контент-анализа родительских сочинений. Представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. |
2 | Поведение ребенка обусловлено недостаточной готовностью ребенка к школьному обучению | На ребенка | С целью определения психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо провести изучение основных сфер (эмоциональная, интеллектуальная, социальная). Методики исследования интеллектуальной сферы: Тест Керна - Йирасека – данная методика позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка, определяет уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина – выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи; Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы; выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений. Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) – позволяет определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение. Методики исследования эмоциональной готовности: Методика «Несуществующее животное» – исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций. Методика «Лесенка» – предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика «Линеограмма» - выявление уровня различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления. Методики исследования мотивационной сферы: Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) – выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения, определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков Уровень готовности к школе определяется преобладающими уровнями в каждой из диагностируемых сфер. |
3 | Поведение ребенка обусловлено личностными характеристиками ребенка | На мать | Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент). Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания). |
| | На ребенка | Методика «Перенос кубиков» - определяются конституциональные черты личности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов). |
Ситуация 2
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Поведение ребенка обусловлено личностными особенностями ребенка | На мать | Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент). Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания). |
2 | Поведение ребенка обусловлено нарушениями в эмоционально-личностной сфере | На ребенка | Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) – диагностирует особенности эмоционально-личностной сферы. «Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам (модификация А.И. Лутошкиной) – направлено на исследование эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. |
Рекомендации матерям по взаимоотношениям с их детьми в обеих ситуациях выдаются на основании результатов психодиагностических методик и в зависимости от сферы, в которой выявлены затруднения.
Практическое занятие №2
Задание 3
№ | Проблемная область для психодиагностики | Название психодиагностических методик |
1. | Замкнутость подростка | 1.Определение уровня развития Векслер, ШТУР; 2.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет; 3.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури; 5. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г; 6. Оценка отношений подростка с классом; 7. Оценка психологического климата в классе; 8.Определение свойств темперамента Русалов М.В. 9. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М. |
2. | Межличностные конфликты между матерью и подростком |
|
3. | Агрессивность дошкольника | Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций: 1.Методика «Рисунок семьи» 2. «Дом, дерево, человек»; 3.«Рисунок несуществующего животного»; 4. Тест руки и опросник Дасса-Барки; 5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко 6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов; 7. Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллер; 8. Проективная методика «Кактус»; 9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур) 10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой); 11. Проективная методика Рене Желя; 12. Социометрия Дж. Морено. |
4. | Страхи у дошкольника | 1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой; 2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.; 3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации; 4. Методика «Волшебная страна чувств»; 5.Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»; 6. Детский апперцептивный тест (ДАТ); 7. Тест «Страхи в домиках»; 8. Методика «Рисунок семьи»; 9. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); 10. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука; |
5. | Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь) | Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:
|