Файл: Методика изучения самооценки личности (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между СО и притязаниями. Такое отношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремиться, и тем, что он считает для себя возможным.

Особенно неблагоприятные случаи - когда СО находится в нижней части шкалы, а притязания - в среднем или высокой. При таком сильном расхождении УП не только не стимулирует, но /напротив/ тормозит личностное развитие. Как уже отмечалось характеристика описанных выше параметров может быть применена как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ УП и СО: Оценка дифференцированности, т.о. расхождения в высоте УП и СО по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того, при какой средней высоты СО наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому на этом вопросе остановимся позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически /см. рис.1/, так и количественно /см. табл.2/.

5. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАМЕТРОВ.

Для удобства в таблицах № 1 И № 2 приведены количественные характеристики всех параметров.

ВАРИАНТЫ САМООЦЕНКИ:






1.










































































































































































2.


























































































































































































































3





























































































































































































































4

























































































































































































































5

























































































































































































































6





























































































































































































































7

























































































































































































































8

























































































































































































































9



















































УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: "X" – притязания, "—" - самооценка.

ЗНАЧЕНИЯ ЦИФР: 1.- низкая, слабо дифференцированная СО

2. - низкая, умеренно дифференцированная СО

3. - низкая, сильно дифференцированная СО

4. - средняя, слабо дифференцированная СО

5. - средняя, уверенно дифференцированная СО

6. - средняя, сильно дифференцированная СО

7. - высокая, слабо дифференцированная СО

8. – очень, высокая, слабо дифференцированная СО

9. - высокая, умеренно дифференцированная СО.

ТАБЛИЦА № 1.


ПАРАМЕТР

Количественная характеристика, балл


низкий

средний

высокий

очень высокий

норма

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100



ТАБЛИЦА № 2




ПАРАМЕТР

Количественная характеристика, балл


слабая

умеренная

сильная

Степень расхождения между УП и уровнем СО

0-7

8-22

более 22

Степень дифференцированности притязаний

0-8

9-21

более 21

Степень дифференцированности самооценки

0-14

15-29

более 29


Результат:
 Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.