Файл: Методика изучения самооценки личности (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между СО и притязаниями. Такое отношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремиться, и тем, что он считает для себя возможным.
Особенно неблагоприятные случаи - когда СО находится в нижней части шкалы, а притязания - в среднем или высокой. При таком сильном расхождении УП не только не стимулирует, но /напротив/ тормозит личностное развитие. Как уже отмечалось характеристика описанных выше параметров может быть применена как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.
4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ УП и СО: Оценка дифференцированности, т.о. расхождения в высоте УП и СО по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того, при какой средней высоты СО наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому на этом вопросе остановимся позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически /см. рис.1/, так и количественно /см. табл.2/.
5. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАМЕТРОВ.
Для удобства в таблицах № 1 И № 2 приведены количественные характеристики всех параметров.
ВАРИАНТЫ САМООЦЕНКИ:
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: "X" – притязания, "—" - самооценка.
ЗНАЧЕНИЯ ЦИФР: 1.- низкая, слабо дифференцированная СО
2. - низкая, умеренно дифференцированная СО
3. - низкая, сильно дифференцированная СО
4. - средняя, слабо дифференцированная СО
5. - средняя, уверенно дифференцированная СО
6. - средняя, сильно дифференцированная СО
7. - высокая, слабо дифференцированная СО
8. – очень, высокая, слабо дифференцированная СО
9. - высокая, умеренно дифференцированная СО.
ТАБЛИЦА № 1.
ПАРАМЕТР | Количественная характеристика, балл | |||
низкий | средний | высокий | очень высокий | |
норма | ||||
Уровень притязаний | Менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100 |
Уровень самооценки | Менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |
ТАБЛИЦА № 2
ПАРАМЕТР | Количественная характеристика, балл | ||
слабая | умеренная | сильная | |
Степень расхождения между УП и уровнем СО | 0-7 | 8-22 | более 22 |
Степень дифференцированности притязаний | 0-8 | 9-21 | более 21 |
Степень дифференцированности самооценки | 0-14 | 15-29 | более 29 |
Результат:
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.