Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Наурусова Алина Александровна
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна
Задание 1. Напишите психологическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. При написании характеристики укажите методики диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).
В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов. Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.
-
Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.
-
З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:
1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2 - 7 лет);
3) период конкретного мышления (7 - 11 лет);
4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 - 18 лет и далее)
На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста включает в себя такие особенности:
-
Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных качеств и приёмов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина). -
Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом. -
Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. -
Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная. -
Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и правил поведения в среде (группе) сверстников. При составлении подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.
Подборка игр-упражнений способствующие развитию общения и правил поведения в среде сверстников:
-
РАЗДЕЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОЖЕЛАНИЙ.
Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
1.Обзывалка
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Пусть один из нас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать наиболее проблемных детей.
2.Спящая красавица
«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.
-
РАЗДЕЛ ОБЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.
Цель: научить ребенка переживать общие эмоции.
1.Злой дракон.
Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два-три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома
, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.
2.Шторм
Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т.д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.
-
РАЗДЕЛ ВЗАИМОПОМОЩИ
Цель: научить ребенка взаимопомощи, проявления сопереживания и сострадания.
1.Старенькая бабушка
Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.
2.Войди в круг — выйди из круга
Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим. Взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.
При организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий могут происходить данные ошибки:
-
Монотонность занятий. При данном виде ошибок занятие имеют однообразность и имеют один темп. У детей пропадает интерес к обучению, возникает высокая вероятность утомляемости. Для решения необходимо соблюдать золотую середину в темпе. -
Отсутствие четких целей и задач. Ошибка возникает если педагог не объявил тему занятия, не объяснил задачи и не провел инструкций по выполнению. -
Отсутствие внимания к ученикам. Происходит полное отсутствие диалога с учениками. Педагог обязан держать внимание на всех учениках, а так же сохранять их интерес к себе. -
Несоблюдение культуры речи. Данная ошибка возникает при несоблюдении рамок речи. Педагог должен иметь красивую и грамотно-выстроенную речь. Нельзя допускать в речи ненормативную лексику, желательно внятно говорить. От правильного произношения слов и предложений зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов и развитие эстетической окрашенности. -
Отсутствие индивидуального подхода. Это наиболее типичная ошибка педагога. Педагог мерит всех детей одной меркой. Но нужно понимать, что каждый ребенок – индивидуален, у каждого свой характер, психика и поведение. Индивидуальные особенности нужно учитывать и уметь анализировать, подбирая подход к каждому ребенку.
Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.
Название проекта: “Социальная сеть, как интерактивная форма работы с родителями детей дошкольного возраста в ДОУ”
Цели и направленность проекта: построить взаимодействие семьи и детей в ДОУ. Реализовать взаимодействия родителей по принципу партнёрства и диалога. Разнообразить формы интерактивного взаимодействия и улучшить отношения с семьями. Повысить педагогическую культуру родителей, расширить представление детей об различных образовательных областях. Обмен опыта, выработка общего мнения, формирование умений и навыков. Создать атмосферу группового сплочения.