Файл: Все родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ


Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлетов» и еще более глубоких
«падений».

Все родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития
(ОПФР), начинают с осознания того, что означает диагноз для ре­бѐнка, для них самих и для всей семьи. Эти семьи характеризуются определен­ными признаками:
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребѐнка;
• личностные проявления и поведение ребѐнка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовле­творенность;
• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

• социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затраги­вают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к измене­ниям в еѐ ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребѐнка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.
• «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребѐнка.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

1. Родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребѐнок является центром всей жизнедеятельности семьи, по этой причине коммуникативные связи с окружением деформированы.
Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребѐнка оказывает негативное влияние на формирование личности ребѐнка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребѐнка.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ


2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопро­текция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребѐнком, проекцией на ребѐнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных неже­лательных качеств. Родители зациклены на
лечении ребѐнка. ведет к формированию в личности ребѐнка эмоцио­нальной неустойчивости, высокой тревожности, нервно- психической напря­женности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия отношений родителей и ребѐнка в совместной деятельности. Родители из этой группы семей отмечают, что рождение такого ребѐнка не стало фактором, ухудшающим отноше­ния между супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации.
Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт пережи­вания стрессогенных ситуаций.
Такой стиль семейного воспитания способст­вует развитию у ребѐнка чувства защищенности, уверенности в себе, потребно­сти в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется ро­дительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцов­скую). В этих семьях от ребѐнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физиче­ским наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно- агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбу­димость.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

Таким образом, рождение ребѐнка с ОПФР структурно деформирует семью. Большинство семей распадается
(58%), часть семей существует с иска­женными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально – «ради ребѐнка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармо­ничные отношения. 25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в се­мье спровоцирована усилением пьянства своих мужей. Это не может не ска­заться на психическом развитии и социальной адаптации больного ребѐнка.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ


РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ