Файл: Все родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлетов» и еще более глубоких
«падений».
Все родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития
(ОПФР), начинают с осознания того, что означает диагноз для ребѐнка, для них самих и для всей семьи. Эти семьи характеризуются определенными признаками:
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребѐнка;
• личностные проявления и поведение ребѐнка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
• социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в еѐ ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребѐнка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.
• «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребѐнка.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
1. Родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребѐнок является центром всей жизнедеятельности семьи, по этой причине коммуникативные связи с окружением деформированы.
Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребѐнка оказывает негативное влияние на формирование личности ребѐнка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребѐнка.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребѐнком, проекцией на ребѐнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители зациклены на
лечении ребѐнка. ведет к формированию в личности ребѐнка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно- психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия отношений родителей и ребѐнка в совместной деятельности. Родители из этой группы семей отмечают, что рождение такого ребѐнка не стало фактором, ухудшающим отношения между супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации.
Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций.
Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребѐнка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребѐнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно- агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Таким образом, рождение ребѐнка с ОПФР структурно деформирует семью. Большинство семей распадается
(58%), часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально – «ради ребѐнка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. 25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в семье спровоцирована усилением пьянства своих мужей. Это не может не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации больного ребѐнка.
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ