Файл: Общее психологическое состояние подростков перед экзаменами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЩЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ

Жирновая Мария Сергеевна,

2 курс, группа ФД2ПО, стдентка ГБОУ ВО СГПИ

Научный руководитель:

Долганина В.В., к. психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы
Аннотация:

Ключевые слова:
Как правило, подготовка к серьезным экзаменам приводит нервную систему подростка в состояние напряжения, что негативно сказывается на его психическом здоровье. Сейчас во время ЕГЭ современным школьникам приходится сталкиваться с большим количеством трудностей и преград. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [3].

В данной статье мы акцентируем наше внимание на тревожности и эмоциональном стрессе подростков перед экзаменом.

Проблема эмоционального стресса рассматривалась в работах многих исследователей (Г. Селье, Р. Лазарус, РМ. Грановская, А.А. Китаев-Смык, Ю.М. Орлов, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, Р. Плутчик, Е.С. Романова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) [1].

Понятие об эмоциональном стрессе вводит Р. Лазарус [5]. По его мнению, эмоциональный стресс связан с активизацией познавательной деятельности, посредством которой человек определяет для себя степень угрозы и сопоставляет возникающие трудности с собственными возможностями их преодоления. Как считает Китаев-Смык, термин «эмоциональный стресс» породил разночтение обозначенных им явлений [4, с. 20]. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические симптомы, порожденные телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

А понятие тревожности упоминалось во многих психологических теориях с момента введения данного термина Зигмундом Фрейдом в его работе «Страх». Значительный вклад в понимание природы, сущности и причин тревожности внесли такие ученые как К. Хорни, К. Роджерс, А. Петровский, Ю. Александровский, А. Личко, А. Прихожан и др [2].


Согласно исследованиям А.М.  Прихожан [7], современная тревожность качественно отличается от той, которая была ранее: она возникает на фоне утраты векторов жизненных планов и целей, смятения перед ближайшим будущим и трансформируется в глубинную тревогу, которая в наименьшей степени может быть преодолена. Возникает психическая нестабильность, личность становится незащищенной при столкновении со стрессорами различных видов, вслед за этим нарастает предрасположенность к невротическим реакциям и психоэмоциональным срывам. Симптоматика может быть охарактеризована как наличие постоянного ощущения неопределенности, беспокойства, внутренней немотивированной тревоги. Это, в свою очередь, становится причиной злоупотребления психоактивными веществами, развития неврозов, роста суицидальных попыток и законченных суицидов. В такую «группу риска» прежде всего попадают подростки и юноши [6].

Проанализировав теоретическую базу понятия тревожности и стресса, мы определили диагностический инструментарий для определения уровня данных негативных аспектов воздействия экзаменов на подростков.


Негативный аспект

Методика

Тревожность

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М. Прихожан)

Стресс

Подвержены ли вы экзаменационному стрессу (Шрамко Е.П.)



Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Ставрополя. Выборка составила 18 человека (11 класс).

В результате проведенного констатирующего этапа исследования были получены данные о начальном уровне стрессоустойчивости и тревожности подростков, наблюдательности к стрессовым признакам, частоте их появления и степени подверженности негативным последствиям.

Результаты стрессоустойчивости по тесту «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу» (Шрамко Е.П.) были получены данные:

Так, низкий уровень стресса был выявлену 33,3% (6 чел.),

Средний уровень был диагностирован у 55,5% (10 чел.)

А высокий уровень стресса был выявлен у 11,2% (2 чел.)

Следует отметить, что высокий уровень стрессоустойчивости у подростков выявлен незначительно.

Рассмотрим результаты диагностики «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (А.М. Прихожан), где выделялось пять субшкал личностной тревожности:



1. Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

2. Самооценочная тревожность - это тревоги, вызванной оценкой своей. внешности и своих возможностей по сравнению со сверстниками.

3. Межличностная тревожность - это тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками.

4. Магическая тревожность -это тревожность и боязнь потусторонних существ.

5. Общий уровень тревожности - вывод по всем субшкалам личностной тревожности у подростков.

На основе данных субшкал были получены данные:

1. Уровень школьной тревожности:

1. «Чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла, 11 человек =61 %

2. Соответствующего норме – 3 -6 баллов, 6 человек = 33%

3. Несколько завышенного – 7-8 баллов, 0 человек = 0%

4. Очень высокого – 9 баллов, 1 человека = 5%

5. Явно завышенного -10 баллов, 0 человек = 0%

2. Уровень самооценочной тревожности:

1. «Чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла, 10 человек =56%

2. Соответствующего норме – 3 -6 баллов, 7 человек = 39%

3. Несколько завышенного – 7-8 баллов, 1 человек = 5%

4. Очень высокого – 9 баллов, 0 человека = 0%

5. Явно завышенного -10 баллов, 0 человек = 0%

3. Уровень межличностной тревожности:

1. «чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла, 15 человек = 83%

2. соответствующего норме – 3-6 баллов, 2 человека = 11%

3. несколько завышенного – 7-8 баллов, 0 человек = 0%

4. очень высокого – 9 баллов, 0 человек = 0%

5. явно завышенного -10 баллов, 0 человек = 0%

4. Уровень магической тревожности:

1. «чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла, 17 человек = 94%

2. соответствующего норме – 3 -6 баллов, 0 человек = 0 %

3. несколько завышенного – 7-8 баллов, 0 человек = 0%

4. очень высокого – 9 баллов, 0 человек = 0%

5. явно завышенного -10 баллов, 1 человек = 5%

5. Общий уровень тревожности:

1. «чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла, 16 человек = 89%

2. соответствующего норме – 3 -6 баллов, 1 человек = 5%

3. несколько завышенного – 7-8
баллов, 0 человек = 0%

4. очень высокого – 9 баллов, 0 человек = 0%

5. явно завышенного -10 баллов, 1 человек = 5%

Таким образом, стрессоустойчивость подростков на констатирующем этапе эксперимента можно охарактеризовать по следующим параметрам:

– средний уровень стрессоустойчивости;

- преобладает низкий уровень тревожности

Полученные данные позволяют нам продолжить исследования по данной проблеме в части разработки и внедрения программы психологического сопровождения развития стрессоустойчивости и профилактика тревожности у подростков.

Список литературы:

  1. Аверченко Л. К. Психологические этюды о стрессе. М.: Наука, 2015. 180 с.

  2. Ибахаджиева Л. А. ««Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskoe-yavlenie-interpretatsiya-termina-osobennosti-proyavleniya (дата обращения:15.05.2023)

  3. Игонин А.С., Голубев А.Н., Сураев С.П. Проект: «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfo.ru/?id=21319 (дата обращения:15.05.2023)

  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 356 с.

  5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178–208.

  6. Мищенко В.И. «Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-trevozhnosti-starsheklassnikov-v-period-podgotovki-k-itogovym-ekzamenam (дата обращения:15.05.2023).

  7. Прихожан A.M. «Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика». М.; Воронеж, 2000.