Файл: Психические эмоциональноволевые процессы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стариков Л.Д Номер группы з-П22/ПК-У02
Задание к семинару №2

по учебной дисциплине «Общая психология» Раздел №2

Тема: Психические эмоционально-волевые процессы
Быть готовым обсудить данные задания на семинаре №2. Выполненные задания необходимо прислать для проверки к назначенному сроку в ЭИОС.

Файл с выполненным заданием подписать следующим образом «Фамилия_номер группы_Семинар 2_Раздел 2».
Задание №1. Заполните таблицу – Характеристика теорий эмоций


Теория эмоций

Представители

Сущность

Критика














Задание №2. Заполните таблицу – Характеристика теорий воли


Теория воли

Представители

Сущность

Критика















Задание № 3. Выпишите основные положения и сделайте вывод по материалам лекции Л.С. Выготского «Эмоции и их развитие в детском возрасте» / Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии. Лекция 4.

Ссылка на первоисточник, но можете воспользоваться любым какой понравиться https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/problems_of_gen_psy
Задание № 4. Выпишите основные положения и сделайте вывод по материалам лекции Л.С. Выготского «Проблема воли ее развитие в детском возрасте» / Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии. Лекция 6.

https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/problems_of_gen_psy
Задание № 5.Определите уровень своего эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) и на основе полученных данных приведите примеры собственных жизненных ситуаций по каждой шкале. Сформулируйте выводы для самосовершенствования.

.
Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
Инструкция: ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.


Обозначение баллов:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).




Высказывание

Балл (степень согласия)

-3

-2

-1

+1

+2

+3

1

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

 

 

 

 

 

 

2

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

 

 

 

 

 

 

3

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

 

 

 

 

 

 

4

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

 

 

 

 

 

 

5

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

 

 

 

 

 

 

6

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

 

 

 

 

 

 

7

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

 

 

 

 

 

 

8

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

 

 

 

 

 

 

9

Я способен выслушивать проблемы других людей.

 

 

 

 

 

 

10

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

 

 

 

 

 

 

11

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

 

 

 

 

 

 

12

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

 

 

 

 

 

 

13

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

 

 

 

 

 

 

14

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

 

 

 

 

 

 

15

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

 

 

 

 

 

 

16

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

 

 

 

 

 

 

17

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

 

 

 

 

 

 

18

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

 

 

 

 

 

 

19

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

 

 

 

 

 

 

20

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

 

 

 

 

 

 

21

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

 

 

 

 

 

 

22

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

 

 

 

 

 

 

23

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

 

 

 

 

 

 

24

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

 

 

 

 

 

 

25

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

 

 

 

 

 

 

26

Я способен улучшить настроение других людей.

 

 

 

 

 

 

27

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

28

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

 

 

 

 

 

 

29

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

 

 

 

 

 

 

30

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

 

 

 

 

 

 



Ключ к методике Н. Холла на определение эмоционального интеллекта.

 

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Шкалы методики Н. Холла:


ШКАЛЫ

БАЛЛЫ

Шкала «Эмоциональная осведомленность»





Шкала «Управление своими эмоциями»





Шкала «Самомотивация»





Шкала «Эмпатия»





Шкала «Распознавание эмоций других людей»





Интегративный уровень:




 
Подсчет результатов.
По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -).

Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

  • 14 и более - высокий;

  • 8-13 - средний;

  • 7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

  • 70 и более - высокий;

  • 40-69 - средний;

  • 39 и менее - низкий.



Задание № 6. На основе представленной структуры проанализируйте один из своих волевых актов, совершенный при преодолении каких-либо препятствий в своей жизнедеятельности.



Задание № 7. Определите уровень своего развития волевой саморегуляции и на основе полученных данных приведите примеры собственных жизненных ситуаций по каждой шкале. Сформулируйте выводы для самосовершенствования.



«Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.



Цель: Определение уровня развития волевой саморегуляции.

Инструкция.

Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений.

Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (-).

Тест — опросник

  1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело

  2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией

  3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева

  4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

  5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

  6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

  7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

  8. Я всегда «гну» свою линию.

  9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

  10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

  11. Я считаю себя терпеливым человеком.

  12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

  13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

  14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

  15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

  16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

  17. Считаю себя решительным человеком.

  18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

  19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

  20. Испортить мне настроение не так-то просто.

  21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

  22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

  23. Переспорить меня трудно.

  24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

  25. Меня легко отвлечь от дел.

  26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

  27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

  28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

  29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

  30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.


 Обработка результатов 

Определить величины индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с  ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13.
Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

  • Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-

  • «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+

  • «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-


Анализ результатов

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с