Файл: Начинает различать мышление и ощущение. Связывает ощущение с органами чувств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика




Гераклит

Впервые различает разные уровни души и разные формы ее связи с миром







Алкмеон

Начинает различать мышление и ощущение. Связывает ощущение с органами чувств.







Демокрит

Стремится объяснить психические процессы как продукт движения атомов. Душа — это материальное вещество, состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных..







Аристотель

Душа и тело – неотделимы. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Душа есть у растения, животного, человека. Но на уровне человека душа имеет высшие потребности. Для определения природы души использовал философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то. Его трактат «О душе» на протяжении многих веков оставался главным руководством по психологии.







Платон

Выделял душу как самостоятельную субстанцию. Душа существует наряду с телом и не зависит от него. Душа – возвышенное, божественное, вечное. Тело – низменное, тленное. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

Разделение души и тела, духовного и материального, превращена в полный разрыв между ними.




Рене. Декарт

Основная задача психологии- анализировать сознание. Предмет психологии – сознание, поскольку первое, что человек обнаруживает в себе, –это его собственное сознание.

Вводит понятие рефлекса и интроспекции. Изучает явление «аффект». Противопоставляет душу и тело. Метод интроспекции – самоотражения сознания в себе самом - был признан главным, единственным методом психологии.

Разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли.




Фрэнсис Бэкон

Вводит идеи, устремленные к овладению природой – мысль обращается к опыту.







Томас Гоббс

Развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. Выводит все познание и волю из ощущений. А ощущение признает свойством материи.







Джон Локк

Признает «внутреннее чувство», или рефлексию. Предметом психологии по Локку является внутренний опыт. Устанавливает интроспекцию как специфический, но «непогрешимый» путь психологического познания.







Эдвард Торндайк,

Джон Бродес Уотсон,

Уильям Хантер, Карл Лешли

Бихевиоризм

Предмет психологии - поведение, а не сознание.

Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Законы научения едины для человека и остальных живых существ.

Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению

Макс Вертгеймер,

Вольфганг Келер,

Курт Коффка,

Курт Левин

Гештальт психология

Предметом является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.

Единица анализа поля (сознания) выступает целостная структура — гештальт, но не сводимая к сумме ощущений.

Восприятие не может базироваться на ощущения. Последнее — фикция.

Теоретический потенциал гештальтпсихологии был исчерпан (в 30-е годы школа распалась).

Не все выводы и интерпретации обоснованы: проблемы изоморфизма, роль феноменологической редукции.

Не все положения были четко сформулированы.

Жан Пиаже
Барбель Инельдер
Е.Шеминский

Генетическая психология
Предмет генетической психологии - развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др.

Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Механизмы построения схемы – ассимиляция и аккомодация.

Недооценена роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой.

Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения.

Недооценка роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей.

Зигмунд Фрейд

Карл Густав Юнг
Альфред Адлер

Карен Хорни

Глубинная психология (психоанализ)
Предмет- бессознательные структуры психики.

Метод исследования — разработанный этой школой психоанализ.

Психоанализ - глубинная психотерапия. Это метод изучения лич­ности, импульсов, мотивов поступков, желаний, травм раннего развития и эмоциональных расстройств и воздействий бессознательного на эти факторы.

Развитие человека и общественных форм является естественноисторическим процессом. Абсолютизированные экономические факторы, по существу, приводят к игнорированию психологических мотивов в поведении людей.

Пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Почти не учтена роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают большое влияние на мотивацию личности.

Вильям Штерн

Эммануэль Мунье

Николай Бердяев

Фридрих Якоби

Теория персонализма
Предмет исследования в персонализме - творческая субъективность человека.

Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания личности.

Персона – личность.

Проблема взаимосвязи развития речи и мышления.

Попытка синтеза в персонализме несет в себе очевидное противоречие дедуктивного обоснования жизни в качестве иррационального начала.

Нельзя сводить «личность как понятие» к какому к какому-либо аспекту функционирования. Самопознание- важнейшая сторона личности, но не вся личность.

Абрахам Маслоу
Гордон Олпорт
Карл Рэнсом Роджерс
Ролло Мэй

Гуманистическая психология
Предмет - личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Это потенциал развития человеческой личности, преодолевающий границы адаптации. Поэтому центральным объяснительным принципом этого подхода стал принцип "самоактуализации", т.е. максимального раскрытия природных возможностей человека, раскрепощения его "сущностных" сил.

Предмет - личность и присущие только ей проявления, такие как: самоактуализация, свобода, творчество, любовь, ценности и смыслы

Абстрактность и неточность понятий

Невозможность объективных измерений

Чрезмерный идеализм и Приверженность одной культуре.


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

концентрация

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

устойчивость, объем


з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

устойчивость

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

концентрация

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

распределение




Сознание
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.





Ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность

Наличие интеллектуальных схем, то есть умственных структур, в соответствии с которыми человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о самом себе

Способность к коммуникации, то есть передаче другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем

Мысленное представление и воображение действительности


4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

Типы темпераментов.

Основными считаются 4 типа

Холерик – безудержный. Сок жизни – желтая желчь. Раздражительны, гневливы. Могут быть вспыльчивы и несдержаны.

Сангвиник – живой. Сок жизни - кровь. Веселые и беззаботные. Общительны, легко сходятся с новыми людьми.

Флегматик – спокойный. Сок жизни – слизь. Равнодушные, вялые. Настойчивы, упорны, трудолюбивы.

Меланхолик – слабый. Сок жизни – черная желчь. Мрачны, пугливы. Застенчивы, робки, нерешительны.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого
, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).


Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.