Файл: Рассказчиков и композиционная функция второй рамы Декамерона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фьяметта – под ее председательством рассуждают о том, как после разных печальных и несчастных происшествий влюбленным улыбнулось счастье. Уже сам выбор темы свидетельствует в пользу того, насколько она оптимистично настроена в отношении любви, что она как будто зажигает огонек надежды для несчастных влюбленных.

Лауретта упрекает Филострато в его тяге к страданиям: «вы очень жестоки к любящим, если только и желаете их злополучного конца». Скорее всего, она игрива и проказлива как Коломбина, раз осмеливается избрать тему штук, сотворяемых женщинами над мужчинами, мужчинами над женщинами и мужчинами над мужчинами.

Элиза произносит похвалу силе точного слова, тому как с его помощью люди выходили из сложных ситуаций, и ее день посвящен тем, «кто, будучи задет каким-нибудь острым словом, отплатил за то либо скорым ответом либо находчивостью и избежал урона, опасности или обиды».

Подводя итог, мы отметим, что образы юношей гораздо ярче образов девушек. Поскольку образы рассказчиков выполняют функцию камертона нравственности, попробуем обобщить их моральный облик. Молодые люди, как юноши, так и девушки, едины в понимании любви как высшей ценности, не взирая на предрассудки церкви, законов и брака. Ценность дружбы не менее важна для них; они добры и заботливы друг к другу, а их отношения друг к другу настолько ровны, что нет между ними ни ссор, ни раздоров. Их сообщество так гармонично и возвышенно, что напоминает рай на земле. И напротив, если спуститься с небес на землю, и нарисовать обощенный портрет человека «Декамерона», то выйдет некое чудище одновременно с рогами и с крыльями, т. е. в равной мере ангельско-дьявольское.

В ста новеллах «Декамерона» мы находим жизнь средневековой Европы во времени; новеллы распространялись, как сказки и те же истории из библейских сказаний, во всех слоях общества, рассказывались на площадях, уже поэтому в них проступал народный дух. Джованни Боккаччо не просто их собрал, а создал оригинальную структуру из двух рамочных обрамлений.

Первую раму «Декамерона» образует словесное пространство авторского «я», личностный тон выдержан на протяжении всей первой рамы. Повествовательное пространство авторского «я» плотно облегает новеллистический корпус «Декамерона», а также ту часть книги, где изображена жизнедеятельность общества рассказчиков.


Вторую раму составляет общество юных рассказчиц и рассказчиков. О девушках было сказано автором, что «все они были связаны друг с другом дружбой или соседством, либо родством; ни одна не перешла двадцативосьмилетнего возраста, и ни одной не было меньше восемнадцати лет; все разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и сдержанно-приветливые». Под стать им и молодые люди. Это общество гуманистически образованных людей, юное поколение грядущей новой эпохи.

Джованни Боккаччо (1313-1375).

Влияние Данте (поэзия) и Петрарки (наука). Не добился прижизненной славы. Незаконный сын флорентийского купца и француженки. Родился в Париже, больше там не был. Обучался коммерции и юриспруденции, не любил, изучал античных авторов. В 14 лет уехал в Неаполь (1327-1340).

Знакомится с гуманистами, Марией Д Аквино, которую в поэзии будет называть Фьячеттой. Естественная любовь, земная, она его отвергла. Возвращается во Флоренцию. 1338 - «Филоколо» любовь Флорио и Бьянчифьоре, новая худож. форма. «ФИлострато» октава, сюжет взят из романа о трое.

Ренессансный реализм, удар действительности. Прозаическая повесть-новелла, жанр идет из легенд, сказок. Первый сборник новелл «Новеллино» в 12 веке, Боккаччо взял оттуда анекдотическую фабулу и реализм. Сто новелл. Скреплены рамкой как в восточных сказках, то же делал в Филоколо и Амето. Участники рамки – рассказчики новелл. Десять новелл – десять дней. Декамерон – греч десятидневник.

  1. Декамерон» - человеческая комедия, одна из самых жизнерадостных книг мировой литературы

Задуманная в 1348 г книга создавалась быстро. «Декамерон» - сборник новелл, написанный между 1349 и 1353 гг. По форме «Декамерон» для итальянской прозы является тем, чем являются «Божественная комедия» и сонеты Петрарки для поэзии.

«Декамерон» имел подзаголовок «Принц Галеотто». Первое слово в «Декамероне» начинается с лирического «Вступления», в котором автор рассказывает о своей любви, и заканчивается «Послесловием Автора».

Персонажи обрамления «Декамерона» - трое молодых людей и семь дам, которые встречаются в одном из красивейших флорентийских храмов - Санта-Мария-Новелла. Они знакомы между собой и хорошо понимают друг друга. В прологе называется точная дата, так что у читателя не остаётся никаких сомнений: действие происходит во время знаменитой эпидемии чумы, свирепствовавшей во Флоренции в 1348 г. Боккаччо даёт выразительную картину зачумлённого города. Невольно возникает ощущение символичности происходящего. Чума - не просто болезнь, но ещё и метафора кризисного состояния мира: 

«…горожане избегали друг друга, соседи не помогали друг другу, родственники редко, а иные и совсем не ходили друг к другу, если же виделись, то издали».

Бесстыдство, падение нравов, крушение многолетних традиций - вот чем сопровождается мор. Тем контрастнее выглядит на этом фоне приятный уголок - тосканское имение близ Флоренции, куда бегут от ужасов чумы герои «Декамерона». Они проводят вместе десять дней, отсюда и название книги (греч. «Десятидневник»). Здесь царят нега и покой, а манящая природа гармонично сочетается с прекрасными творениями рук человеческих. Герои обрамления предаются пению, танцам, игре в шахматы, купанию, прогулкам. Но самое главное - они развлекают друг друга историями.

В ста новеллах «Декамерона» мы находим жизнь средневековой Европы во времени; новеллы распространялись, как сказки и те же истории из библейских сказаний, во всех слоях общества, рассказывались на площадях, уже поэтому в них проступал народный дух. Джованни Боккаччо не просто их собрал, а создал оригинальную структуру из двух рамочных обрамлений.

Первую раму «Декамерона» образует словесное пространство авторского «я», личностный тон выдержан на протяжении всей первой рамы. Повествовательное пространство авторского «я» плотно облегает новеллистический корпус «Декамерона», а также ту часть книги, где изображена жизнедеятельность общества рассказчиков.

Вторую раму составляет общество юных рассказчиц и рассказчиков. О девушках было сказано автором, что «все они были связаны друг с другом дружбой или соседством, либо родством; ни одна не перешла двадцативосьмилетнего возраста, и ни одной не было меньше восемнадцати лет; все разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и сдержанно-приветливые». Под стать им и молодые люди. Это общество гуманистически образованных людей, юное поколение грядущей новой эпохи.

Чума не только акцент темы смерти, но и изображение общества, которое находится в кризисном состоянии. Во Флоренции разрушены все законы, все связи между людьми, рассказчики создают новое общество, гармоничное, со своими законами (выборами короля или королевы). В этом обществе они живут в согласии с природой, это сад Эдема. Боккаччо намеренно во вступлении сгущает краски, чтобы, по контрасту с общим настроением новелл «Декамерона», подчеркнуть типичное для Ренессанса любование жизнью, «открытие мира и человека».

В критике отмечали связь «Декамерона» с Божественной комедией
 и называли его «человеческой комедией» из-за разнообразия жизненных ситуаций. Но в «Божественной Комедии» все разнообразие вставлено в строгую оправу этики. Ценность человека в «Декамероне» определяет, прежде всего, его доблестью - т.е. энергией ума и воли. Очень большое место в рассказах занимают всяческие проделки людей, которые Б. одобряет, если они не наносят вреда ближнему. Например:

- весь 3 день посвящен рассказам о том, “как люди благодаря хитроумию своему добивались того, о чем они страстно мечтали, или же вновь обретали утраченное”,

- 6 -тому, “как люди, уязвленные чьей-либо шуткой, платили тем же или быстрыми и находчивыми ответами предотвращали утрату, опасность и бесчестье”,

-7 - тому, “какие штуки во имя любви или же ради своего спасении вытворяли со своими догадливыми и недогадливыми мужьями жены” и т.д.

- 5 новелл VIII и IX дней посвящены проделкам флорентийских живописцев Бруно, Буффальмако и Нелло, которые потешаются над простаками Симоне и Каландрино. Мораль этих новелл: горе слабым и недалеким людям.

В то время как в обрамляющих новеллах Боккаччо показывает идеальное культурное общество, в рассказах проявляется реальная жизнь с многообразием характеров и житейских обстоятельств. Персонажи новелл принадлежат к различным социальным слоям. Характерная черта прозы -- подчеркивание возвышающей нравственной стороны любви. Кроме того, очевидно высмеивание ханжества и сластолюбия духовенства.

  1. Основные темы:

  1. Образцовые герои (в особенности, новеллы VI и X дней): обладающие интеллектом, остроумием, цивилизованностью, а также щедростью и любезностью.

  2. Религиозная тематика с редкими, но весьма ядовитыми антиклерикальными замечаниями.

  3. Любовные истории -- самая обширная. Новеллы от забавных и неприличных до воистину трагических.

В «Декамероне» есть две морали: возвышенно-идеальная и комически-реалистическая. Во времена Боккаччо сохранялись еще пережитки старой морали, но уже пробивались и развивались ростки новой. «Декамерон», энциклопедически отразивший жизнь представителей разных слоев итальянского общества, их стремления и взгляды, воссоздал картину этих моральных принципов. Боккаччо - один из величайших в мировой литературе певцов любви. Он заявляет, что его цель - побуждать к любви и способствовать ей. Но его взгляд на это чувство имеет свои особенности. Писатель мастерски рисует любовь земную, чувственную. По Боккаччо, она - порождение природы. Но любовь не должна ввергать в безумство. Она должна быть в союзе с разумом.


В изображении человеческой любви Боккаччо - непоколебимый реалист, оказавший положительное влияние на развитие европейского Возрождения. Человек - это человек, и какую бы социальную роль он не играл, ничто человеческое ему не будет чуждо.

Боккаччо провозглашает равные права женщины и мужчины в бракеСупружеская верность необязательна. По крайней мере, если супруг(а) хотят жить с кем-то, им этого не запретить. Но измена - тоже сугубо добровольное дело. Вскрывается проблема взаимоотношений в браке: жена не захочет изменять, если будет ощущать себя в браке человеком.

Концепция человеческой личности у автора «Декамерона» целиком гуманистическая, личные заслуги человека он ценит больше, чем принадлежность к благородному роду. Сама любовь, которая у Боккаччо всегда гармонично объединяет плотское и духовное начала, является выражением человечности. Изображая эпизоды жизни, психологию характеров, Боккаччо не сторонится и поучительности. Близость к природе и следование ей, гармония между природой и разумом, земной чувственный характер страсти - вот особенности Боккаччо как художника любви.

Гуманистический пафос «Декамерона» - защита земной любви, неистребимой, как сама жизнь. Возлюбленная - не олицетворение нравственного совершенства, а предмет чувственной страсти. Реабилитация плоти - одна из основных идей «Декамерона», поэтому грехом в обществе рассказчиков считается как раз вынужденное целомудрие. «Супротив велений плоти, дескать, не устоишь», -- говорит настоятельница монастыря во второй новелле девятого дня.

Б. встает на сторону неверных жен, которые раньше неизменно считались служительницами дьявола. Обычно женщин выдавали замуж насильно, а они, изменяя, мстили нелюбимым мужам. Ее измена есть проявление верховной силы любви. Стоя на точке зрения естественной морали, Б. считает любовь единственным законом, не терпящим никаких ограничений и рамок. Ни династические, ни сословные, ни фамильные интересы для Б. в вопросах любви не являются решающими. Б. охотно рисует случаи, когда любовь разрушает социальные перегородки.

Так первая новелла четвертого дня., Гисмонда, дочь принца, отдается слуге своего отца Гвискардо и защищает перед отцом право человека “низкого происхождения. Гисмонда, дочурка принца Салернского Танкреда, рано становится вдовой. Возвратившись в родительский дом, некоторое время спустя она влюбляется у обычного юношу, слугу Гвискардо. Их чувства взаимные, но отец Гисмонды, узнав о связи своей дочурки с прислужником, подвергает заключению мальчика и грубо ставит в укор дочурке. Но Гисмонда возражает отцу: укоры Танкреда основываются не на  том, что дочурка имела любовную связь вне брака, а на  том, что его дочурка строит отношения с простолюдином, который не имеет знатного происхождения. Танкред приказывает казнить Гвискардо, а Гисмонда, не выдержав смерти возлюбленного, выпивает яд. Сетуя о совершенном, Танкред похоронил любовников в общей могиле. Новелла повествует нам о настоящих чувствах, на помехе которым стали стереотипы и общественные догмы. Даже в те далекие времена, когда знатная женщина не имела права выйти замуж за юношу без происхождения, такие женщины, как Гисмонда, понимали абсурдность обычаев и, как могли, боролись с несправедливостью, которая становилась на препятствии их счастью. Несколько раз в новелле подчеркивается, что бедность свидетельствует только об отсутствии денег, но отнюдь не об отсутствии благородства.