Файл: Рассказчиков и композиционная функция второй рамы Декамерона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расхожее представление о «Декамероне» нуждается в уточнении. Это далеко не «скабрезная» книга, и зачислять ее в этот разряд нет оснований.

«Декамерон» примыкает к тем итальянским произведениям Боккаччо, которые были начаты в Неаполе, а закончены во Флоренции. Только то, что там было не вполне созревшим, здесь достигло величайшего мастерства. По форме «Декамерон» для итальянской прозы является тем, чем являются «Божественная комедия» и сонеты Петрарки для поэзии: он дал ей художественный язык. Б. недаром выбрал форму новеллы.

Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция, Тунис…). В большинстве новел, события происходят во времена Боккаччо или непосредственно предшествующие им.

  1. Десять дней «Декамерона» - десять тематических блоков.

В рассказах первого дня нет единой темы.

Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью.

День четвёртый - любовным историям с несчастливым концом,

день пятый - со счастливым.

Новеллы шестого дня касаются удачно сказанного словца,

седьмого - хитроумных поступков жён, которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных ситуациях.

В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных проделках и обманах. В девятый день «каждый рассказывает о чём угодно и о чём ему больше нравится».

Но здесь намечается поворот к серьёзной интонации и новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день. Это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто соревнуются, чей герой окажется более душевно щедрым - монарх, рыцарь, клирик или мудрей?

Порочная и нечистая жизнь священнослужителей- одна из сквозных тем «Декамерона». Критика духовенства часто вполне добродушна - в духе средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей выделяется любострастие: все клирики в «Декамероне» неизменно похотливы. Праведность монаха - это лишь уверенность окружающих в его святости. В святость монахов Боккаччо явно не верит. Главной нравственной ценностью в мире, описанном Боккаччо, выступает ум. Человек доверчив по природе своей и склонен верить в то, что видит или хочет видеть. Материальное и мирское побеждает духовное, особенно если последнее идет вразрез с природой человека. В природе человека есть не только идеальное, но и приземленное, например, любовь к побрякушкам (или деньгам - как посмотреть) у жены Ферондо (День третий. Новелла 8.).


Ни Бога, ни судьбы: человек все решает сам, и успешность предприятия зависит всецело от ума решающего. Богом выступает умный, в Бога как в сверхъестественное верит дурак.

  1. Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место.

Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в её изображений преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягчённых, уклончивых выражений). Всё это встречалось и в комических жанрам средневековой литературы.

Привлекательными чертами для читателей являлись занимательность сюжетов новелл, яркие образы, сочный итальянский (народный, в отличие от латыни) язык.

То, что Боккаччо не считает нужным детально описывать телесную красоту человека, связано с его представлением о томчто красота есть норма и не содержит в себе ничего исключительного. Исключительно - уродство, т.к. отступление от нормы, пропорциональности и гармонии могут осуществляться в бесчисленном количестве вариантов (портреты служанок Нуты (день VI, новелла 10)), Чутаццы (VIII, 4).

Человеческое тело (его пропорции) вызывает восхищение автора «Декамерона». Он не устает восторгаться любовью как одним из прекрасных проявлений человеческой природы.

Желая показать жизнь широко и многогранно, писатель не ограничивается комическими новеллами, предлагает читателям новеллы драматические и героические.

  1. Героические новеллы сосредоточены в X дне.

Очевидно, это авторский замысел; героическое нередко выпадает из памяти читателя, поэтому им следует завершать произведение. Они посвящены возвеличению долга, великодушия, умения подавить свои эгоистические стремления. Носителями этих высоких качеств, добродетели, великодушия, щедрости оказываются, как правило, люди рыцарского воспитания, короли и аристократы, употребляющие свою власть для защиты слабых. Добродетель их так велика, что должна поразить воображение. Новеллы эти являются отголоском рыцарских романов и легенд. Порой в этих бескорыстных проявлениях есть большое обаяние и настоящая человечность.

Все рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указания на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, которое подвергается общественному рассмотрению и осмеянию. Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций «Декамерона» находит отражение также в его стиле. Новеллы отличаются богатым и красочным языком. Боккаччо подверг свои новеллы литературной отделке. Когда сюжетные ситуации захватывали его, он переходил на живой флорентийский народный язык, которым владел в совершенстве. Таким языком в новеллах говорят комические персонажи. Их речь переполнена меткими народными словечками, поговорками, каламбурами.



Мир хитроумия в «Декамероне» обширен и многообразен. Находчивость и изобретательность - его характерные черты, вполне соответствовавшие духу нового времени, неудержимо пробивавшемуся сквозь толщу сословно-корпоративных ограничений. Читатель узнает, как сообразительный конюх обошел короля (III, 2), как ловкий монах использует унылое благочестие богача Пуччо, чтобы позабавиться с его женой (III, 4), как худородный, хотя и богатый молодой человек, за склонность к нарядным одеждам прозванный «Щегольком», наставляет рога скупому дворянину (III, 5) и т.д.

Все рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указания на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, которое подвергается общественному рассмотрению и осмеянию. Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций «Декамерона» находит отражение также в его стиле. Новеллы отличаются богатым и красочным языком. Боккаччо подверг свои новеллы литературной отделке. Когда сюжетные ситуации захватывали его, он переходил на живой флорентийский народный язык, которым владел в совершенстве. Таким языком в новеллах говорят комические персонажи. Их речь переполнена меткими народными словечками, поговорками, каламбурами.

Мир хитроумия в «Декамероне» обширен и многообразен. Находчивость и изобретательность - его характерные черты, вполне соответствовавшие духу нового времени, неудержимо пробивавшемуся сквозь толщу сословно-корпоративных ограничений. Читатель узнает, как сообразительный конюх обошел короля (III, 2), как ловкий монах использует унылое благочестие богача Пуччо, чтобы позабавиться с его женой (III, 4), как худородный, хотя и богатый молодой человек, за склонность к нарядным одеждам прозванный «Щегольком», наставляет рога скупому дворянину (III, 5) и т.д.