Файл: Научноисследовательская работа вина как обязательный признак субъективной стороны преступления. Понимание вины в современном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Легкомыслие имеет сходные черты с косвенным умыслом. В обоих случаях злоумышленник предвидит наступление общественно опасных последствий, но это его не останавливает. Отличия между этими понятиями заключаются в следующем:
Основным отличием легкомыслия от косвенного умысла является содержание волевого элемента. При косвенном умысле виновник допускает наступление негативных последствий, но относится к ним равнодушно. В случае с легкомыслием злоумышленник не желает усугубления ситуации, но все равно совершает преступные действия или бездействует.
Примером легкомыслия может служить следующее:
Двое злоумышленников проникли в дом пожилой женщины. В результате жестокого избиения, жертва получила переломы носа и скуловых костей. Похитив деньги пенсионерки, ее связали по рукам и ногам, вставив в рот кляп. После этого преступники покинули квартиру.
Действующее законодательство характеризует волевое содержание легкомыслия не просто как надежду, а как определенный расчет на предотвращение общественно опасных последствий.
Преступник должен понимать, что угроза вполне реальна, однако основания для ее наступления недостаточны.
Чтобы предотвратить негативные последствия он может рассчитывать на собственные качества (мастерство, силу, опыт, ловкость) или на какие-либо обстоятельства, однако итоговая оценка обстановки оказывается неверной.
Например, фермер заметил, что из его сарая пропадают продукты. Чтобы предотвратить дальнейшие кражи, он сделал кустарную сигнализацию, срабатывавшую при открытии двери сарая. Кроме того, он подвел к дверной ручке провода, подключив их в электросети с напряжением в 220 В.
В результате злоумышленник был убит током при попытке проникнуть в сарай. В ходе следствия было установлено, что фермер принял целый ряд мер, пытаясь предупредить случайное поражение электрошоком. Для этого он оповестил соседей о подключении напряжения. К тому же, сигнализация включалась только ночью.
Таким образом, Гражданин допускал неблагоприятный исход, но считал его гипотетическим, приняв все меры для предотвращения проблемы.
Небрежность – лицо не предвидело возможность наступления общественно-опасных действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть их.
Например, один из группы друзей подросткового возраста решил похвалиться папиным ружьём, которое было недавно куплено. Найдя ключ от сейфа и открыв его, мальчик достал оружие. Он решил напугать своих друзей: он в шутку нацелился на одного из своих товарищей и случайно нажал на курок ружья. После чего, произошёл выстрел и в результате подросток скончался на месте. Никто не знал о том, что ружьё было заряжено.
Глава 2. Профилактика правонарушений обучающихся в школе.
2.1. Анкетирование. Результаты анкетирования. Подбор методов для профилактики правонарушений обучающихся.
Для того, чтобы изучить проблемы отклоняющегося поведения подростков, в МОАУ «СОШ №10» было организовано анкетирование среди обучающихся 7-11 классов в возрасте 11-18 лет. Участвовало 52 человека. (см. Приложение 2)
Самые распространённые причины совершения преступлений подростками, по мнению опрошенных являются: неблагополучная ситуация в семье – 50%, стремление получить сильные впечатления – 42%, стрессовые жизненные ситуации – 40 %, примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через СМИ – 61 %, желание выделиться – 48% Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1 (см. Приложение 3)
В ходе анкетирования, так же мы опросили с респондентов, чтобы предположить, на каком уровне у подростков сформирована правовая культура.(см. Приложение 4) Основная масса опрошенных определяет право как справедливость 57 (%), закон для 42% - это порядок;
-
только 19 % определяют обязанность как ответственность; -
а 10 % считают это наказанием; основная масса опрошенных (17%) считают, что люди не нарушают закон только потому, что боятся наказания; -
Треть опрошенных считает, что за невыполнение своих обязанностей им ничего не будет, так как это их право выполнять или не выполнять обязанности. -
Большинство респондентов считают необходимым проведение профилактики подростковой преступности в их учебном заведении.
Подводя общий итог по нашему исследованию можно говорить о низкой правовой грамотности некоторой части подростков – обучающихся МОАУ «СОШ №10», которые знают свои права и не понимают своих обязанностей. При этом некоторая часть из них считает, что они останутся безнаказанны.
2.2. Пути решения проблем правовой неграмотности подростков.
В конце своего исследования мы выделили для себя несколько путей, которые способствовали бы решению проблемы детской преступности. Конечно, что решить эту проблему должны люди, занимающиеся профессионально данной темой, но и в наших руках есть возможность, проводить хоть какую-то профилактическую работу.
В соответствии с этим мы провели в актовом зале МОАУ «СОШ №10» школьное мероприятие в виде викторины(формат QUIZ) по правам и обязанностям подростков с обучающимися 7-11 классов. Ребята активно участвовали в интеллектуальном соревновании, с большим интересом рассуждали как правильно решить представленные задания, используя все свои знания в правовой культуре.(см. Приложение 6)
А так же мы разработали проект школьного уголка по тематике профилактике правонарушений подростками, выслушав рекомендации соц.педагога школы Щербовских О.В.(см.Приложение 7)
Мы понимаем, что результаты нашего проекта это лишь малая часть того, что можно ещё было реализовать в нашей школе.
Поэтому, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и предлагаем план профилактической работы в нашей школе и попытаемся реализовать его в сотрудничестве с педагогами:
-
Ликвидировать правовую неграмотность подростков и их родителей Для этого мы совместно с учителями, разработаем ряд мероприятий направленных на повышения уровня правовой культуры населения; -
Выйти на педагогов дополнительного образования с просьбой привлечь дополнительное количество посетителей в кружки, секции, клубы; -
Пропагандировать Здоровый образ жизни. -
Вести активную работу и агитацию за здоровый образ жизни самими учениками. -
Проводить больше классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН. -
Вовлекать родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий, тем самым увеличивая значимость семейных отношений и ответственность самих родителей.
Заключение
Преступление - это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. Субъективную сторону преступления образуют следующие признаки: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица. Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления.
Подростковая преступность – «больная мозоль» современности. О ней много говорят, о ней много пишут, о ней много снимают телепередач, но большинство людей до сих пор не восприняли эту проблему всерьез. Конечно, тут можно много привести оправданий и они все по- своему будут правильными, но за это зло отвечаем все мы. Кто напрямую, а кто косвенно.
Конечно, говорить об искоренении преступности не приходится. Надо помнить одно: “Преступность победить невозможно, но не бороться с ней тоже нельзя!”
На примере нашей школы выявлена правовая неграмотность среди некоторых подростков, а значит, проблема подростковой преступности может проявиться в будущем. Чтобы уменьшить риск проявления проблемы были изучены причины подростковых преступлений и предложены мероприятия, направленные на их профилактику.
В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, специфики различных подростковых и юношеских групп, повышение правовой грамотности населения. Так же следует принимать меры, направленные на сближение детей и их родителей, на повышение семейных ценностей, так как именно взрослые подают пример своим детям.
Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи, поставленные, в начале проекта выполнены.
Список используемой литературы
-
Боровиков В. Б. Уголовное право. Общая и особенная части. Практикум. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2019. 376 с. -
Волкова, Е. А. Философские и юридические подходы к пониманию категории «вины» / Е. А. Волкова, Л. Р. Барашян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 716-719. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24461/ (дата обращения: 15.01.2023). -
Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2022) -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 20.12.2022) -
Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.03.2022) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 18.12.2022) -
Подройкина И. А., Фаргиев И. А.. Актуальные проблемы Общей части уголовного права. Учебник. / под ред. Подройкина И. А., Фаргиев И. А. — М.: Проспект. 2020. 544 с. -
Студопедия. Статья «Понятие и виды преступлений» [Электронный ресурс] – URL: https://studopedia.ru/3_159118_ponyatie-i-vidi-prestupleniy.html (дата обращения 08.12.2022 г.) -
Studfiles. Научная работа «Подростковая преступность» [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/5702270/
Приложения
Приложение 1
Схема 1. Структура состава преступления
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКА
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, целью которой является изучение проблемы отклоняющегося поведения в среде твоих сверстников.
Что, с твоей точки зрения, является основными причинами совершения преступлений подростками (отметь несколько вариантов ответа):
-
стремление получить сильные впечатления; -
состояние здоровья, заболевания; -
чрезмерная занятость родителей; -
неблагополучная ситуация в семье; -
стремление к самостоятельности и независимости; -
желание выделиться; -
отставание в учебе; -
пренебрежение со стороны сверстников; -
непонимание со стороны взрослых; -
недостаточная уверенность в себе; -
стрессовые жизненные ситуации; -
низкий материальный уровень семьи; -
примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации; -
другое ______________________________
Приложение 3
Диаграмма 1. Результаты анкетирования Результаты анкетирования среди обучающихся 7-11 классов МОАУ «СОШ №10» г.Бузулук
Приложение 4
Перечень вопросов для беседы с респондентами:
1)Что такое «Преступления»?
2)Как вы считаете какая возрастная группа более подвержена к совершению преступлений?
3) Почему подростки идут на преступления?
4)Что считаете необходимым для привлечения к ответственности подростков?
5)Какие социальные институты должны по вашему мнению заниматься правовым воспитанием подростков? (семья, государство, школы, ВУЗЫ,СПО, церковь, наука, право)
6)Необходимо ли проводить профилактические мероприятия по правонарушениям в школе?
Приложение 5
Приложение 6
Правовой QUIZ
«Мир прав, обязанностей и ответственности подростка»
QUIZ/Квиз – это интеллектуально-развлекательная игра, не требующая предварительной подготовки.
Цель мероприятия: правовое воспитание подростков, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи мероприятия: