Файл: Научноисследовательская работа вина как обязательный признак субъективной стороны преступления. Понимание вины в современном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
∙ заинтересовать обучающихся в дополнительном изучении правовой литературы;
∙ повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Необходимые материалы:
∙ компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;
∙ листы А 4 с заданиями для двух команд;
∙ оценочные листы для жюри;
∙ мультимедиа проектор;
∙ грамоты и благодарственные письма участникам.
Домашнее задание:
∙ создание двух команд для участия в конкурсе;
∙ разработка названий и девизов.
Структура мероприятия:
Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения занятия, представление команд и членов жюри.
Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий, начисление баллов.
Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово ведущего.
Ход мероприятия:
1. Ведущий: Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить об очень важной для всех нас теме. Наше занятие пройдет в форме познавательной игры. Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите, в них сделаны пропуски.
Пропущены слова: «ответственность», «права», «обязанность». Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Ребята высказывают свои предположения)
Афоризмы.
1. «Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один»
Ф. Искандер (Ответственность)
2. «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …»
Э. Борк (Права, обязанности)
3. «Корень слова «…» объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать» П. Коэльо (Ответственность)
4. «Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища»
И.Шевелев (Права, обязанности)
5. « ... влекут за собой обязанности»
(Латинское изречение) (Права)
- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно «права», «обязанности», «ответственность», именно об этих понятиях пойдет разговор во время нашего занятия.
Тема его звучит так: «Мир прав, обязанностей и ответственности подростка»
2. Информационная беседа и викторина
Правонарушение — неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.
Слайд 3
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки - общественно вредное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом (например, Кодексом об административных правонарушениях) под угрозой наказания.X
Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением. Они могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.X
Под преступлениями понимают правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
Преступление в самом общем понимании представляет собой форму делинквентного (преступного) поведения человека.
Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.X
Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.X
Административная ответственность - вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.
Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.X
Человек, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину.X
Гражданско – правовая ответственность - последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.X
Гражданско-правовая ответственность (смысл №1) — это одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенных прав потерпевшего. Гражданско-правовая ответственность (смысл №2) – это институт Общей части гражданского права, распространяющий своё действие по общему правилу на все виды гражданских правоотношений.
Обязанность правонарушителя состоит в совершении определённого имущественного действия (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющего законный интерес лица, чьё право нарушено, либо в лишении определённых гражданских прав правонарушителя, либо в побуждении совершить определённые действия (опровержение порочащей информации). К исполнению правонарушитель может быть присужден по иску потерпевшего. Иск может быть возложен судом на правонарушителя.
Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (потерпевшего, кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штраф, возмещение вреда).X
Гражданская ответственность является имущественной и носит компенсационный характер.
Ведущий: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить, какой вид ответственности наступит за совершенное деяние. Ситуации даны одинаковые каждой команде. За правильный ответ начисляется 1 балл.
Ситуации:
1. Порвал учебник одноклассника (Г) Слайд 3
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А) Слайд 4
3. Избил одноклассника (У) Слайд 5
4. Совершил кражу мобильного телефона (У) Слайд 6
5. Совершил прогул в школе (Д) Слайд 7
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А) Слайд 8
7. Разбил мячом окно (Г) Слайд 9
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А) Слайд 10
Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье,
ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)
-Ребята, попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему?
Предполагаемый ответ - Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности
-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили об этих важных понятиях. Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
Вопросы викторины:
1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?" Слайд 12
Ответ. - Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления. Слайд 13
2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране? Слайд 14
Ответ. - Право на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых, и т.д. Слайд 15
3 вопрос. Какие документы защищают твои права? Слайд 16
Ответ. - Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право. Слайд 17
4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14- ти лет? Слайд 18
Ответ. - Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством. Слайд 19
5 вопрос. Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете? Слайд 20
Ответ. - Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Слайд 21
6 вопрос. Что такое "Комендантский час"? Слайд 22
Ответ. – Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых. Слайд 23
3. Конкурс «Правовая линия»
Каждый участник получает лист бумаги с нарисованной правовой линией, на которой отмечен возраст человека. Где участник отмечает, какие права в каком возрасте появляются.
0______7______14______16______18______35______40______55______60______
Оценивается правильность ответов по 1 баллу.
4. Конкурс «Ассоциация»
Участники дают расшифровку слова «обязанность» по буквам, отмечая характеристики поведения. Обязанность – это:
О – ответственность
Б – безопасность
Я – ясность позиции
З – защита
А – актуальность
Н – независимость
Н – надежда
О – осторожность
С – справедливость
Т - терпение
5. Конкурс «Сказочный вопрос»
Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит на поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды по 1 баллу.
Задача № 1
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о
похищении мальчика. Слайд 24
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки
были нарушены? (5 баллов)
Задача № 2
Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница». Слайд 25
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (1 балл)
Задача № 3
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Слайд 26
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (1 балл)
Задача № 4
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чипполино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика. Слайд 27
Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения
Чипполино» - дядюшки Тыквы были нарушены? (3 балла)
Задача № 5
Сказка Ш. Перро «Золушка». Слайд 28
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (1 балл)
6. Конкурс «Правовые вопросы семьи»
Каждой команде озвучивается по одной задаче. За правильный ответ – 1 балл.
Команда № 1
Задача:
В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».
Кто вправе определять имя ребенка?
Команда № 2
Задача:
Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей. Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не
разведен с Юлей? Почему?
7. Конкурс «Определи вид преступления»
Задание озвучивается обеим командам. За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла. Максимальное количество баллов – 14.
Задание № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки