Файл: Тема Философия смысл и предназначение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 899

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс происхождения общества – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
36
Расположите в правильном порядке законы диалектики (от первого к третьему):
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 закон единства и борьбы противоположностей
❷ 2 закон перехода количественных изменений в качественные
❸ 3 закон отрицания отрицания
Расположите в правильном порядке порядку этапы интуитивного познания:
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 накопление в памяти и неосознанное комбинирование образов, абстракций в целях решения определенных задач
❷ 2 осознание конкретной задачи
❸ 3 неожиданное нахождение решения конкретной задачи (математической, конструкторской)
Расположите в хронологическом порядке (по годам жизни) выдающихся
философов:
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Г. Гегель
❷ 2 К. Маркс
❸ 3 Н.Я. Данилевский
❹ 4 О. Шпенглер
Расположите в хронологическом порядке (по годам жизни) выдающихся
философов:
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Сократ
❷ 2 Ф. Аквинский
❸ 3 Т. Гоббс
❹ 4 В.С. Соловьев
36
социогенез

Расположите в хронологическом порядке (по годам жизни) древних
мыслителей:
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Дж. Локк
❷ 2 И. Кант
❸ 3 Г. Гегель
Расположите в хронологическом порядке работы Гегеля (по времени их
создания):
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 «Наука логики»
❷ 2 «Философия природы»
❸ 3 «Феноменология духа»
Расположите в хронологическом порядке этапы русской средневековой
философии:
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 философия Московской Руси
❷ 2 философия Киевской Руси
❸ 3 философия позднего Средневековья
Расположите древних мыслителей в хронологическом порядке (по годам
жизни):
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Пифагор
❷ 2 Сократ
❸ 3 Платон
❹ 4 Аристотель

Расположите философские направления и течения в хронологическом порядке
(по возникновению):
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 концепция «общественного договора» Т. Гоббса
❷ 2 учение о «естественных правах» Дж. Локка
❸ 3 плюрализм Г. Лейбница
❹ 4 онтология субъективного идеализма Дж. Беркли
Русская средневековая философия относится к …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

XV в.

XI–XII вв.

XI–XVII вв.

XII в.
С XIV в. начинается процесс объединения русских земель вокруг …
Тип ответа: Текcтовый ответ
37 37
Москвы


Своеобразным нулевым этапом философии марксизма-ленинизма является
эпоха дореволюционного русского марксизма (от конца XIX в., когда в России
возникают первые марксистские группы, до конца гражданской войны
1918–1922 гг., когда возникает СССР) Охарактеризуйте этот этап.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Именно на данном этапе складывается сама философская школа марксизма-ленинизма под влиянием философских взглядов В.И. Ленина, который испытывает сильное влияние Г.В. Плеханова как философа и интерпретатора марксизма (но в то же время критикует некоторые тезисы учителя).

Это период формирования, институционализации марксизма-ленинизма и первый период дискуссий в советской философии. На этом этапе в силу распространения леваческих настроений, авангардистского мировоззрения часто можно было встретить отрицание философии, ее восприятие как буржуазной идеологи.

Этот этап следует назвать догматическим. В этот период в советской философии свободные дискуссии без оглядки на партийные инстанции не проводились, а всякие попытки рациональной критики резко пресекались
– вплоть до обвинений в ревизионизме и враждебной пропаганде.
Советский философ, описывая проблематику основного вопроса философии, Э.В.
Ильенков утверждает, что «представить себе материю в целом – как всеобщую
субстанцию, – лишенную мышления как одного из ее атрибутов, – значит
представить ее себе неверно, более бедной, чем она на самом деле есть». О
какой стороне основного вопроса философии идет речь у Э.В. Ильенкова?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Речь идет о гносеологической стороне вопроса. Вопрос о познаваемости мира, то есть о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир.

Речь идет об онтологической стороне вопроса. Подразумевается определение первичности бытия и сознания.

Анализируя слова Э.В. Ильенкова, можно говорить как о онтологической, так и о гносеологической стороне основного вопроса философии.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые представлена Декартом и
связана с противопоставлением субъекта и объекта. При этом субъект познания
трактуется как активное начало в познавательном процессе. Объект познания –
это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в
терминологии И. Канта – «вещь в себе»). Связаны ли понятия «субъект» и
«объект»?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Эти понятия связаны следующим образом. Субъектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определенном смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.

Эти понятия связаны следующим образом. Объектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определенном смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объект познания является предельно конкретным, узким понятием, то есть является некоторым предметом познания.

Эти понятия связаны следующим образом. Субъектом познания всегда выступает только один человек, тот, кто направляет свою познавательную деятельность на объект познания. Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.
Согласно Дж. Беркли, в действительности существуют прежде всего «души»,
сотворивший их Бог, а также «…» (или ощущения), будто бы влагаемые Богом в
человеческие души
Тип ответа: Текcтовый ответ
38 38
идеи


Сократ – древнегреческий философ из Афин, он жил в 469–399 гг. до н.э. Сократ
является одним из родоначальников диалектики. Что означает утверждение
Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю»?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Это гносеологическая установка, которая отражает собственное отношение
Сократа к философии.

Это гносеологическая установка, отражающая сильное положение философии, в противовес мыслям отдельно взятого человека.

Это гносеологическая установка, отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабость философии, даже определенный трагизм ее положения.
Соотнесите идеи натурфилософии с их представителями:
Тип ответа: Сопоставление

A. Идея пантеизма

B. Идея наличия и борьбы в Мире противоположных начал

C. Понимание истины как сложного процесса
???? D. Дж. Бруно
???? E. Н. Кузанский
???? F. Г. Галилей
Соотнесите периоды русской философской мысли с их характеристиками:
Тип ответа: Сопоставление

A. Русская средневековая философия

B. Философия Нового времени и Просвещения

C. Советская (марксистско-ленинская) философия
???? D. философия пропитана религиозным мировоззрением, произведения в основном носят духовно-поучительный характер
???? E. философия выбирается из пут богословия и обращает свое внимание на антропологическую проблематику
???? F. философия практически утрачивает свое национальное своеобразие, интеллектуальная элита вынуждена покинуть страну

Соотнесите сущности человека и представления о смысле его жизни:
Тип ответа: Сопоставление

A. Биологическая

B. Творческая

C. Разумная
???? D. жизнь ради себя, ради удовольствий и счастья
???? E. творение Красоты, преобразование мира
???? F. служение Истине, постижение мира и себя
Соотнесите уровни социальной мобильности и характеристики общества:
Тип ответа: Сопоставление

A. Высочайший уровень социальной мобильности

B. Крайне низкий уровень социальной мобильности

C. Средний уровень социальной мобильности
???? D. демократическое, динамично развивающееся общество, находящееся в полосе революций и реформ
???? E. тоталитарное государство, находящееся в состоянии глубокого политического и духовного застоя
???? F. компактное государство маленького размера, с жесткой взаимосвязанностью его членов, силой традиций
Сопоставляя по общим характеристикам такие учения, как гносеологический
оптимизм, агностицизм, скептицизм и антропоцентризм, можно утверждать, что
в данном перечне лишним является …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● гносеологический оптимизм
● агностицизм
● скептицизм
● антропоцентризм


Сопоставляя понятия «движение», «взаимодействие» и «развитие», можно
утверждать, что наиболее широким из них является понятие «…»
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● движение
● взаимодействие
● развитие
Сопоставьте элементы общественного сознания и их составляющие:
Тип ответа: Сопоставление

A. Обыденное сознание

B. Теоретическое сознание

C. Общественная психология

D. Общественная идеология
???? E. чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом
???? F. высшее, обобщенное восприятие бытия
???? G. непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности
???? H. система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев

Существуют два вида познания: познание как процесс и как форма духовной
деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с
момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития.
Можно ли в таком случае сводить познание к какой-либо одной форме?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.

На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Однако на каждом из этапов познание можно свести к какой-либо одной форме, в зависимости от этапа развития.

На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Именно поэтому всегда можно представить познание через какую-либо одну его форму, вне зависимости от этапа развития.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова, которое можно
перевести как «…»
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● обычай, нрав, характер
● правило, порядок
● добро, милосердие
● общество
У … государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и
удовлетворения потребностей
Тип ответа: Текcтовый ответ
39 39
Платона


Узкий эмпиризм, основанный на сборе фактов, но без умения их обобщать,
относится к методу, именуемому «путь …»
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● пчелы
● паука
● муравья
Установите соответствие между философскими направлениями и их критериями
истины:
Тип ответа: Сопоставление

A. Неопозитивизм

B. Диалектический материализм

C. Конвенционализм
???? D. верифицируемость
???? E. практика
???? F. непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом
Установите соответствие между философскими направлениями и
принадлежащими им определениями:
Тип ответа: Сопоставление

A. Скептицизм

B. Агностицизм

C. Прагматизм

D. Солипсизм
???? E. мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны
???? F. наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире
???? G. философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях
???? H. предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются

Установите соответствие между философскими направлениями и философами,
принадлежащими к этим направлениям:
Тип ответа: Сопоставление

A. Объективный идеализм

B. Субъективный идеализм
???? C. Платон
???? D. Гегель
???? E. Дж. Беркли
???? F. Д. Юм
Установите соответствие понятий и их определений
Тип ответа: Сопоставление

A. Обобщение

B. Определение

C. Классификация

D. Доказательство
???? E. выявление общего между различными предметами
???? F. придание точного смысла языковому выражению
???? G. систематизация видов в рамках какого-либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними
???? H. обоснование истинности суждения
Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение
противоречий, – это …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● материализм
● диалектика
● метафизика
● идеализм
Философия в России XVIII в. нередко связывается с традициями эпохи …
Тип ответа: Текcтовый ответ
40 40
Нового времени

Философия Нового времени и Просвещения относится к …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

XVII – началу XX вв.

XX в.

XVI в.

XV в.
Философия, в отличие от науки, не всегда …, но философия – всегда вопрошание,
для нее значима сама постановка проблемы, а также анализ и обоснование
самих проблем и вариантов их решения
Тип ответа: Текcтовый ответ
41
Философское определение материи принадлежит …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

И. Канту

Ф. Энгельсу

Л. Фейербаху

К. Марксу

В. Ленину

Г. Гегелю
Характеристики … времени во многом обусловлены темпами развития
производства и научно-технического прогресса
Тип ответа: Текcтовый ответ
42
Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями
потому, что полная … одного человека означает произвол в отношении другого
Тип ответа: Текcтовый ответ
43 43
свобода
42
социального
41
ответ