Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине (профессиональному модулю)
Право и организация социального обеспечения
На тему:
Оформление трудовых книжек
Выполнена: обучающимся группы «40.02.01 »
Заочной формы обучения
Наименование специальности
Ф.И.О обучающегося: Котенко Анастасия Сергеевна
Руководитель курсовой работы:
Сергеев Вадим Геннадьевич
Тула, 2023
Содержание
Введение
Глава 1. Оформление и ведение трудовой книжки
1.1 Подготовка к ведению трудовых книжек и вкладышей к ним
1.2 Оформление титульного листа
1.3 Оформление сведений о работе
Глава 2. Внесение изменений и исправлений в трудовую книжку
2.1 Оформление исправлений в трудовой книжке
2.2 Особенности заполнения дубликата трудовой книжки
2.3 Заполнение сведений об увольнении
2.4 Выдача трудовой книжки при увольнении
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
трудовой книга дубликат
Введение
Трудовая книжка - один из важнейших личных документов гражданина в нашей стране. С 15 января 1939 г. до настоящего времени трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Однако далеко не все руководители негосударственных организаций уделяют должное внимание этому документу, а многие молодые работники не знают о его роли при установлении трудового стажа и зачастую считают его необязательным. Кроме того, в небольших по штатной численности организациях, как правило, отсутствуют кадровые службы, и нет специалистов по ведению кадровой документации. Все это приводит к многочисленным ошибкам при ведении трудовых книжек, вплоть до их полного игнорирования или крайне небрежного оформления.
Наряду с указанными субъективными причинами есть и причины объективные, связанные с несоответствием действующих нормативных документов по вопросам ведения трудовых книжек реальным жизненным ситуациям, возникающим в повседневной практике.
Трудовые правоотношения организации с работником регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, пенсионным законодательством, инструкциями Министерства труда и архивной службы. Значение трудовой книжки определяется тем, что она является подтверждением прав граждан на труд, социальное обеспечение и т.п. Именно она определяет трудовой стаж при начислении пенсии.
Работник каровой службы несет ответственность за ведение, хранение и выдачу трудовой книжки, т.е. за записи, внесенные в период работы работника в данной организации. За записи, сделанные в других организациях, отвечающих их кадровые службы. Между тем работник может не понимать или не знать значения и важности трудовой книжки как основного документа о трудовой деятельности и трудовом стаже.
Документирование учета движения кадров в нашей стране осуществляется на основе нормативных документов общегосударственного действия.
Среди источников Российской Федерации среди законов о труде важнейшим является Трудовой кодекс РФ. Это кодифицированный источник российского трудового права, который охватывает все важнейшие институты. Первый КЗоТ был принят в 1918 году, он просуществовал четыре года. Второй КЗоТ 1922 года действовал пятьдесят лет. Третий КЗоТ РФ был принят 9 декабря 1971 года и введен в действие с 1 апреля 1972 года. В него неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако крупные изменения и дополнения вносились дважды: 5 февраля 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР и Законом РФ от 25 сентября 1992 года. Ныне действующий кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 года. «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей». (ст.1. ТК РФ). Кодекс содержит нормы, которые условно можно подразделить на три категории: состав документов, сроки их подготовки, функции кадровых служб.
В Трудовом кодексе отражены процессы документирования трудовых правоотношений, определены случаи и порядок составления документов, впервые включено описание содержания важнейших из них, в частности трудового договора. Оформляя трудовые правоотношения путем составления кадровых документов, необходимо, прежде всего обращаться к соответствующим статьям ТК РФ. Работникам кадровой службы также полезно иметь комментарий к Трудовому кодексу, дающий разъяснение всех статей.
В ст. 66 Трудового кодекса указывается, что «форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации».
До апреля 2003 г. этот порядок устанавливался постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. № 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" и "Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162 с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Госкомтруда СССР от 2 августа 1985 г. № 252; от 31 марта 1987 г. № 201 и от 19 октября 1990 г. № 412. Эта инструкция, проработавшая почти 30 лет, несмотря на внесение изменений и дополнений) конечно, устарела, и после принятия нового Трудового кодекса сразу же потребовался новый нормативный документ.
16 апреля 2003 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 225 "О трудовых книжках", которое утвердило форму трудовой книжки, форму вкладыша в трудовую книжку и "Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей".
Однако эти новые правила не заменяли целиком ранее действовавшую инструкцию. В п.4 Постановления Правительства предписывалось Министерству труда и социального развития Российской Федерации утвердить инструкцию по заполнению трудовых книжек. Следовательно, инструкцию 1974 г. заменили два документа — "Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовлении бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей" и "Инструкция по заполнению трудовых книжек". Правила были утверждены Постановлением Правительства от 16.04.2003 г.
Инструкция была утверждена Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, С утверждением Инструкции старая инструкция 1974 г. со всеми дополнениями и изменениями признается не действующей на территории Российской Федерации. Трудовые книжки нового образца вводятся с 1 января 2004 года.
Однако, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, организация при установлении трудовых правоотношений опирается не только на статьи самого ТК, но и на иные федеральные законы, в которых затронуты вопросы труда, указы Президента, постановления Правительства РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации, на территории которого она находится, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" регулирует правовые отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации.
При написании курсовой работы была использована литература следующих авторов:
А.В. Печниковой «Документация отдела кадров предприятия». В учебном пособии характеризуются основные нормы и правила составления кадровых документов, приводятся сведения, необходимые для правильного оформления на основе действующего стандарта. Подробно описана инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятии, в учреждениях и организациях;
М.Ю. Рогожина «Делопроизводство: документирование трудовой деятельности». Автор рассматривает общие требования к подготовке основных видов документов по персоналу, особенности их содержания и порядка оформления.
Т.В. Кузнецова «Делопроизводство (документационное обеспечение управления)» Где автор указывает на более распространенные ошибки при заполнении трудовой книжки, и правила их исправления.
«Увольнение работников: правила оформления, образцы документов» под редакцией В.М.Прудникова. В книге приводятся правила оформления и образцы заполнения документов, составляемых при увольнении работников по всем основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом.
«Прием и увольнение работников с учетом всех изменений законодательства» по редакцией Г.Ю. Косьянова. Издание содержит подробный анализ действующих правил приема и увольнения сотрудников. А также рассмотрены труды таких авторов как М.В. Стенюков, Т.В. Кузнецова, М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов, С.П. Сабук.
При написании курсовой работы также использовались статьи из журналов «Секретарское дело», «Делопроизводство» в частности статьи: В.И. Андреевой «Документирование деятельности кадровой службы», где освещен ряд моментов касающихся заполнения наиболее распространенных документов, образующихся в деятельности кадровой службы; Т.В.Кузнецова «Изменения 2003 года в законодательно-правовой и нормативно-методической базе по документационному обеспечению управления» где описаны новые "Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовлении бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей" и "Инструкция по заполнению трудовых книжек". Правила были утверждены Постановлением Правительства от 16.04.2003 г.
Цель курсовой работы: изучение основных правил заполнения и ведения трудовых книжек предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Глава 1. Оформление и ведение трудовой книжки
1.1 Подготовка к ведению трудовых книжек и вкладышей к ним
Приступая к работе с трудовыми книжками, отвечающий за их ведение сотрудник должен прежде всего решить следующие основные вопросы.
Во-первых, принять по соответствующему акту трудовые книжки рабочих и служащих, имеющиеся в наличии в кадровой службе.
Во-вторых, проверить наличие и правильность ведения книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В этой книге должны быть зарегистрированы все трудовые книжки рабочих и служащих, полученные от них при поступлении на работу, а также оформленные им впервые.
В-третьих, проверить наличие и сохранность трудовых книжек работников. При выявлении фактов отсутствия отдельных трудовых книжек необходимо выяснить причины их отсутствия (прием граждан на работу по трудовому договору без трудовых книжек; утрата трудовых книжек работников по вине администрации предприятия; невозвращение трудовых книжек работниками, получившими их на руки для собственных нужд под расписку, и т. п.).
Для розыска отсутствующих документов создается комиссия, результаты работы которой оформляются актом с указанием проведенных мероприятий и сделанных выводов.
В-четвертых, проверить наличие в организации необходимого запаса бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Количество бланков определяется потребностью организации в зависимости от текучести кадров и характеристик, принимаемых на работу граждан (например, прием на работу выпускников школ и вузов, которым трудовая книжка должна быть оформлена впервые).
Запасные бланки трудовых книжек и вкладышей к ним должны храниться не в кадровой службе, а в бухгалтерии (у кассира) и быть оприходованы как документы строгой отчетности в специальной приходно-расходной книге.
В приходно-расходную книгу вносятся все операции, связанные с получением и расходованием бланков трудовых книжек и вкладышей к ним с указанием серии и номера каждого бланка.
Предъявление трудовой книжки при поступлении на работу является обязательным для рабочих и служащих, т. к. прием на работу без трудовой книжки не допускается. Если трудовая книжка у гражданина отсутствует, требуется "предъявить администрации справку о последнем занятии, выданную по месту жительства соответствующей жилищно-коммунальной организацией..." Однако в современных условиях получение такой справки не всегда возможно, а "последним занятием" бывшего школьника, студента или военнослужащего может быть и длительный поиск работы по трудовому договору, и работа по гражданско-правовым договорам, не сопровождающаяся оформлением трудовой книжки, и работа у работодателей - физических лиц, которым не разрешено вести трудовые книжки лиц, работающих у них по трудовому договору.