Файл: Изображая Невский проспект, автор сначала показывает блеск, роскошь, исключительность главной петербургской улицы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Невский проспект не только главная улица российской столицы, Петербурга. Невский проспект – символ, лицо города! Именно ему посвятил Гоголь свою повесть.
Изображая Невский проспект, автор сначала показывает блеск, роскошь, исключительность главной петербургской улицы.
Но тут же он приближает свой взгляд к деталям той жизни, которая протекает в Петербурге. Какова же она? В изображении Гоголя петербургская жизнь в течение дня подобна многослойному пирогу. Утро – время самых простых людей, рабочего люда. Посетители Невского проспекта в это время заняты насущными делами.
А вот с двенадцати часов публика иная, более подходящая к парадной столичной жизни. Не случайно писатель делает акцент на внешние, декоративные, детали образа петербуржцев: усы, бакенбарды, шляпки, платки, дамские рукава. Время с двух до трех часов дня Гоголь прямо называет «выставкой лучших произведений человека». Что же мы видим на выставке? Вновь декорации: «щегольской сюртук», «греческий нос», «хорошенькие глазки», «перстень с талисманом».
Эта подчеркнутая театральность не позволяет нам проникнуть в суть столичной жизни. Невский проспект, хоть и с иронией описанный Гоголем, вызывает определенную симпатию у читателя, так как создается иллюзия легкости, порядка, чистоты.
Но вот писатель приоткрывает нам закулисье городской жизни. Мы видим Петербург глазами молодого художника, который, как подчеркивает автор, является исключением среди жителей города, то есть смотрит на город совсем другим взглядом.
Сам образ художника противоположен тем, кто ежедневно наполняет Невский проспект. Он скромен, робок, лишен какой-либо позы, его интересует искусство, он видит красоту в обычных, лишенных помпезности, вещах.
Гоголь показывает столкновение молодого человека, в котором есть «искра таланта», с Петербургом. Увлекшись красивой внешностью незнакомки, герой устремляется за ней, уверенный в том, что и душа ее так же прекрасна, чиста и свежа. Но, постепенно приближаясь к девушке, свернув с блистающего витринами проспекта, он сталкивается с ужасной и некрасивой изнанкой жизни. Девушка предстает не той
, какая ему мечталась, да и город теряет блеск, сменившись трущобами.
Молодой человек не смог вынести разочарования и покончил собой. В финале повести автор высказывает то, что понял уже и читатель: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» В восприятии Гоголя, в Петербурге «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде».